Место России в Международном валютном фонде»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

В 2012г. исполнилось 20 лет с момента вступления России в Международный Валютный Фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему. Однако стремление СССР стать полноправным участником организации, определяющей контуры мировой валютной системы, не встретило адекватной поддержки со стороны США и других ведущих стран Запада

Работа состоит из  1 файл

МЭО.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

Жесткая линия МВФ  в отношении проблемных стран  получила дальнейшее развитие в инициативе нового первого заместителя Директора-распорядителя Фонда Э.Крюгер, которая в конце 2001 г. заявила о бесперспективности предоставления новых займов государствам, неспособным самостоятельно проводить здоровую финансовую политику, и предложила вводить против них процедуру банкротства.

Среди новых направлений  деятельности Фонда выделяются сотрудничество с другими международными финансовыми  организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием терроризма, а также регулирование деятельности оффшорных финансовых центров.

1.3 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе.

Специфика МВФ по сравнению  с другими межправительственными  организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, вытекающие из целей, во имя которых он был создан.

Статьи Соглашения фактически предопределяют центральное место МВФ в международной  валютной системе. Поэтому Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом. Его деятельность направлена на поддержку методов и стратегий, помощью которых государства – члены могут вести совместную работу по обеспечению стабильности мировой валютной системы и устойчивого экономического роста. Кроме того, Фонд должен находится в постоянной готовности к разрешению кризисных ситуаций, причем не только таких, которые касаются остальных государств – членов, но также и тех, которые ставят под угрозу всю международную валютную систему.

В обязанности МВФ, связанные с  контролем над международной  валютной системой в целях обеспечения  ее эффективного функционирования, входит такой крайне важный аспект, как  осуществление контроля за политикой государств – членов на предмет соблюдения ими своих обязательств, предусмотренных в Статьях Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство – член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами – членами для обеспечения упорядоченности валютных режимов. Конкретные  обязательства государств – членов предусматривают, в частности, принятие экономической и финансовой политики, направленной на стимулирование экономического роста в условиях разумной стабильности цен; недопущение манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения стабилизации платежного баланса или для получения несправедливых преимуществ в конкуренции с другими государствами – членами. Члены Фонда обязаны проводить такую политику, которая не противоречит данным обстоятельствам. Фонд осуществляет надзор за каждым государством – членом своих обязательств, включая строгий контроль над их политикой в отношении обменных курсов, который служит ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств  государств – членов. Так, например, в начале 1995 года ввиду роста объема и неустойчивости международных потоков капитала, Исполнительным Советом Фонда было принято решение о том. Что сотоя6ние финансовых рынков  и счетов операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках осуществляемого Фондом надзора [5].

Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы  и платежной системы, МВФ уделяет  особое внимание состоянию ликвидности  в мировом масштабе. Одной из важных функций Фонда является предоставление государствам – членам дополнительных ликвидных средств посредством распределения социальных прав заимствования (Special drawing Rights (СДР) – первого в истории резервного актива, который был создан по решению  МВФ. В соответствии со Статьями Соглашения Фонд играет стимулирующую роль  в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, Фонд служит для своих членов хранилищем ликвидных международных резервов в виде резервных позиций и требований по кредитам Фонду.

Статьи Соглашения о МВФ, фактически определили центральное место Фонда  в международной валютно-финансовой системе, а также его центральную  координационную роль среди других международных финансово-правовых организаций.

МВФ поддерживает тесные связи  и  осуществляет сотрудничество практически  со всеми международными финансово-правовыми  организациями, и прежде всего –  с родственной ему организацией, созданной в результате Бреттон-Вудского соглашения – Международным банков Реконструкции и Развития (МБРР (the International Bank for Reconstraction and Development (IBRD), который позже вошел в группу Мирового Банка (the World Bank Group (WBG).

Отношения с МБРР (далее Банк) носят  главным образом нефинансовый характер (за исключение роли Банка как уполномоченного держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организаций различны.

В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Положение о том, что вступление в Фонд является предварительным  условием членства в Банке, было предусмотрено  в уставе, как условие, которое позволит обеспечить погашение государствами – членами кредитов, полученных от МБРР (например, за счет признания юрисдикции МВФ в вопросах регулирования обменных курсов и валютных ограничений).

Фонд участвует в проводимых ВТО консультациях  с государствами – членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса. Участие фонда в таких мероприятиях расширилось и охватывает теперь проблемы, связанные с внешнеторговыми ограничениями, как на товары, так и на их услуги. В деятельности фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и  в связи с использование ресурсов МВФ. При этом, однако, во всех случаях должным образом учитывается необходимость обеспечения согласованности с ВТО и соблюдения сферы его полномочий[20].

Кроме названных организаций, МВФ  осуществляет также взаимодействие с коммерческими банками, объединенными  в рамках Лондонского клуба кредиторов,  а так же с официальными кредиторами  в рамках Парижского клуба кредиторов для разрешения вопросов, связанных с урегулирование проблемы мирового долга.

Обе эти организации стремятся  облегчить долговое бремя развивающихся  стран, путем предоставления странам  – должникам отсрочки по их платежам, которая направлена на то, чтобы они могли восстановить свою кредитоспособность в результате осуществления всеобъемлющих реформ и преобразований под руководством и при финансовой поддержке со стороны МВФ. В этой связи, государства – кредиторы идут на пересмотр графиков и условий погашения задолженности лишь при условии принятия страной – должником программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства – кредиторы придают важное значение. Так, например, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится следующее замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с МВФ о дополнительных ссудах». В процессе урегулирования международной задолженности участвуют также и МБРР, который осуществляет финансирование более долгосрочных и дорогостоящих проектов[5].

Таким образом, МВФ играет ключевую роль  в вопросах, связанных  с кредитованием и формированием  обусловленности предоставления займов, и также с урегулированием проблем внешнего долга. Взаимодействие названных организаций в рамках урегулирования внешней задолженности стран – должников, сводится, по – сути, к осуществлению согласованного кредитования (реализация плана Брэйди).  МВФ в данном случае является стрежнем этой системы и гарантом выполнения заемщиком выдвинутых со стороны кредиторов требований. Действительно, страны, осуществлявшие реструктуризацию своих долговых обязательств, обычно брали кредиты МВФ и принимали к исполнению разработанные его специалистами программы макроэкономической стабилизации. Даже если получаемые от МВФ средства были невелики, его вмешательство означало для кредиторов, что страна предпринимает серьезные меры для решения проблемы внешнего долга.

Таким образом, можно  констатировать, что Международный  Валютный Фонд играет стержневую роль в мировой валютно-финансовой системе. Данное обстоятельство позволяет его странам – членам решать весь спектр внешнеэкономических проблем, связанных с урегулированием их долговых обязательств, привлечением инвестиций в национальную экономику и т.д.

 

 

 

ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ  ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И МВФ

2.1 Предпосылки для вступления  России в МВФ

Политика перестройки, провозглашенная М.С. Горбачевым, создала  предпосылки для вступления страны в МВФ и Всемирный банк (ВБ). Необходимость такого шага была обусловлена всем ходом мирового развития. В условиях глобализации, резко возросшей взаимозависимости современного мира СССР уже не мог со стороны наблюдать за трансформацией международного валютно-финансового механизма без ущерба своим интересам в торговле с высокоразвитыми и развивающимися странами. Со вступлением в МВФ открывался доступ к валютным кредитам.

Отдельные информационные и технические контакты между  СССР и МВФ начались с конца 1988 года. В сентябре 1989 года на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным банком. Сначала создавалось впечатление, что затяжка со вступлением в эти организации связана исключительно с колебаниями и непоследовательностью советского руководства.

Отчасти так оно и  было. Но, когда Советский Союз попытался  войти в эти организации, выяснилось реальное препятствие – сомнения и колебания руководителей западных стран, которые определяли политику МВФ и ВБ. Они опасались, что СССР будет руководствоваться идеологическими и политическими мотивами и его действия могут приобрести обструкционистский характер. Их не устраивали слишком высокий, с точки зрения НАТО, уровень советских военных расходов, а также поддержка Кубы и КНДР, в которых западные страны, прежде всего США, видели политических противников. Особенно сильна была оппозиция со стороны США.[11]

Решение вопроса о  включении СССР в МВФ и ВБ в  конечном счете определялось не столько экономическими, сколько глобальными политическими соображениями. Условия для этого формировались в основном двумя процессами.

Первый – деидеологизация, коренное оздоровление международных отношений, устранение взаимного недоверия между Востоком и Западом. Реальным выражением этого стали сокращение ракетно-ядерных вооружений, договоренность о воссоединении Германии, налаживавшееся сотрудничество между СССР и США в урегулировании региональных конфликтов. Состоявшаяся в июле 1990 года в Лондоне сессия НАТО на высшем уровне ознаменовала прекращение «холодной войны». Налицо был переход от конфронтации между двумя мировыми системами к разумному, сбалансированному сотрудничеству между всеми странами на основе взаимного учета интересов и утверждения общечеловеческих ценностей.

Второй – кардинальная перестройка экономики, формирование рыночных отношений, разгосударствление собственности, реальное многообразие ее форм, децентрализация управления. В результате обеспечивалась сопоставимость, стыковка отечественного хозяйственного механизма с рыночными экономическими системами стран Запада, на которые ориентированы принципы, положенные в основу деятельности МВФ и Всемирного банка.

В декабре 1990 года МВФ  и другие названные международные организации обнародовали совместный доклад «Экономика СССР». Основная его идея состояла в том, что Советскому Союзу следует взять курс на радикальную реформу, предполагавшую «драматический» переход от плановой к рыночной экономике, а международное сообщество должно оказать техническую, проектную и продовольственную помощь.

Еще одним чрезвычайно  важным для СССР – а после его  распада и для России – мотивом к сотрудничеству с международными финансовыми организациями было резко возросшее бремя внешнего долга. В 1991 году этот долг оценивался в 65,3 млрд долларов и превышал уровень 1985 года в 2,3 раза. По величине долга СССР находился на втором месте в мире после Бразилии. В то же время западные кредиторы, опасаясь за судьбу советского долга, надеялись использовать для его возврата возможности международных финансовых институтов[3].

В условиях прогрессировавшего распада СССР проблема советского долга резко обострилась из-за противоречий между бывшими союзными республиками относительно дележа долговых обязательств и активов. Под нажимом «большой семерки» 28 октября 1991 года 12 республик (кроме стран Балтии) и союзное руководство подписали Меморандум «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников».

В нем новые суверенные государства объявили себя «юридически связанными обязательствами» перед иностранными кредиторами бывшего СССР и приняли на себя «солидарную ответственность» по его долгам.

В результате на Россию пришлось 61% советского долга и 31% активов. Кредиторы не признали этот договор. К тому же его реализация была сорвана: ни одна из подписавших договор республик, кроме России, попросту не платила. Поскольку на конец 1992 года только Россия сделала взносы в счет погашения долга, кредиторы и впредь ожидали выплат лишь от нее. Однако не получая их в достаточных размерах, стали отказывать в предоставлении новых жизненно важных для нее кредитов. А у России не было денег даже для выплат зарплаты бюджетникам.

В конечном счете и  руководство России, и западные кредиторы, и озабоченные их интересами МВФ и Всемирный банк пришли к выводу, что наиболее рациональным и безболезненным выходом из создавшегося положения будет принятие «нулевого варианта»: Россия полностью берет на себя обязательства по внешним долгам бывшего СССР, но при этом заявляет о своем праве на все его финансовые и материальные активы.

Позиция Запада кардинально изменилась во второй половине 1991 года, когда реальная власть в стране перешла в руки реформистских сил, которые ориентировались во внутренней и внешней политике на западную систему ценностей, добивались изменении общественно-экономического уклада и политических механизмов, создания рыночной экономики. Другим аспектом названных событий стал распад СССР и образование на его развалинах достаточно рыхлого формирования в виде СНГ, в которое вошли не все бывшие советские республики. Эти обстоятельства положили конец колебаниям руководителей западных государств, побудили их принять принципиальное политическое решение о поддержке суверенных республик и допущении их в МВФ и Всемирный банк.[8]

Информация о работе Место России в Международном валютном фонде»