Контрольная работа по "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание

В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика 2.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

     Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

     Правда, при этом современный протекционизм  концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это  области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.

  Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

•    селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

•    отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего  сельское хозяйство, в рамках аграрного  протекционизма;

•    коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

•    скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической  политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Российская внешняя задолженность:  проблемы и перспективы.

     В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг вначале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

     К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

     В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

     Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).

     Сегодня Россия занимает десятое место в  мире (шестое место среди развивающихся  стран) по размерам внешней задолженности  после США, Бразилии, Канады, Мексики, Китая, Австралии, Южной Кореи, Индонезии и Аргентины. На начало 1994 года, по официальным данным, общая внешняя задолженность страны составляла $112,8 млрд. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации невыплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долларов (92.2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - 8,8 млрд. долларов.

     Затем, в 94-97 годах задолженность росла  меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение  же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до

30% ВНП  в 1996г., с 260% экспорта страны  в 1994г. до 190% в 1996г.).

     По  официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг

России  составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов. С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд. По оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов.

       Оценка влияния внешней задолженности  на российскую экономику. 

     Внешний долг, то есть накопленная задолженность  субъектов хозяйствования и органов  власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом.

     До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

- усиливалась  зависимость РФ от иностранных  государств, предоставлявших кредиты,  при принятии решений в области  экономической политики;

- происходило  сокращение объёма средств, которые  могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический  рост;

- ослаблялась  мотивация к достижению наилучших  макроэкономических показателей,  которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;

- сокращался  объём средств, которые могли  быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливалась  социальная напряженность;

- дестабилизировалась  денежно-кредитная ситуация;

происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

     Совокупность  этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую  систему страны в начале нового тысячелетия  как долговую. Это означает, что  принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

     Привлечение внешних заимствований на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный  характер. В том случае, если они представляют собой наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

- финансовые  возможности страны по погашению  взятых кредитов в будущем;

- возможные  потери от невыполнения или  неполного выполнения тех задач,  для которых привлекаются средства  из-за рубежа;

- цена  внешних финансовых ресурсов;

- степень  зависимости от внешних кредиторов  при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что  привело к катастрофическому  нарастанию внешней задолженности, которая до 2001 г. представляла собой угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на

01.07.2001 составил 156,8 млрд. долл.).

     Ситуация  начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.[5]

     По  данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем  государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл. (по предварительным  оценкам на

1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долл. Объем государственного внешнего долга России, по прогнозу Минфина, к 1 января 2004 г. составит 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд., к 2006 г. – 113,3 млрд. долларов. Такой прогноз содержится в основных направлениях политики правительства в сфере госдолга на 2003-2006 годы.

     Объем погашения всех задолженностей в 2004-2005 году составит 25,3 млрд. долларов, из которых на выплату внешних долгов пойдет 14,9 млрд. долларов. При этом на погашение основного долга предполагается направить

8,2 млрд., а на обслуживание внешнего  долга – 6,7 млрд. Об этом сообщил  заместитель министра финансов  РФ Сергей Колотухин.

     В стратегии управления госдолгом  проглядываются три основных момента.

     Во-первых, государство отказалось от задачи скорейшего погашения внешних долгов. Как  неоднократно заявлял премьер-министр  Михаил Касьянов, отношение госдолга к ВВП в настоящее время находится "на приемлемом уровне", и нет нужды отвлекать от производства инвестиционные ресурсы.

Информация о работе Контрольная работа по "Международные отношения"