Контрольная работа по "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание

В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика 2.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Помимо  ЕС и ЕАСТ в Западной Европе существует также Северное сотрудничество, которое  включает в себя Северный Совет, основанный в 1952 г., и Северный Совет министров, образованный в 1971 г. Его членами являются пять стран: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Как показало исследование, в экономической области Северное сотрудничество предполагает:

1) оказание  содействия трансграничному сотрудничеству и реализации тех проектов, которые приносят пользу местному населению;

2) содействие  повышению качества и конкурентоспособности  продукции, производимой в северных  странах;

3) охрану  окружающей среды и экологически  устойчивое использование природных ресурсов;

4) повышение  уровня занятости, улучшение условий  труда и социального обеспечения.

     Сотрудничество  с ЕС касается вопросов экологической  политики и сбалансированного использования  природных ресурсов, борьбы с международной  преступностью и незаконным оборотом наркотиков, политики в области исследований.

Что же касается самого ЕС, то в целом уже  реализованные шаги интеграции в  рамках ЕС оказывают позитивное влияние  на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в  масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. Доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта – 35% общего импорта, то к концу 1990-х гг. эти показатели достигли 61,7 и 62% соответственно [10, 254]. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.

На данном этапе в состав ЕС входят 27 государств. Последними в союз вступили Румыния  и Эстония (2007 г.).

Итак, по результатам проведенного исследования мы можем прийти к выводу, что перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Можно отметить, что уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности. Так же растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности.

     Существуют  также различные проблемы:

  • проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
  • проблемы реформирования системы социального обеспечения;
  • проблемы государственного долга;
  • большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.

Даже  при простом анализе экономической  ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.

     Реальными альтернативами на ближайшие одно-два  десятилетия являются либо расширяющаяся  и объединяющаяся Европа, которая  преследует, хотя и нерешительно, –  цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много  дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Наименее развитые страны в мировой экономике. Проблемы  их экономического роста.

     Особую  тревогу вызывает социально-экономическое положение наименее развитых стран (НРС) мирового сообщества. Средневзвешенный подушевой доход в этих странах не превышает 950 долл., ожидаемая продолжительность жизни — 50,6 года В группу НРС попали также страны, оказавшиеся вовлеченными в непрекращающиеся внутренние и внешние вооруженные конфликты. В 90-е годы войнами и гражданскими беспорядками были охвачены 15 наименее развитых стран, в результате чего оказалась разрушенной и без того хилая экономическая инфраструктура, нередко заброшено даже сельское хозяйство -основной источник жизни.

       Учитывая отсутствие возможностей  у этих стран самостоятельно  интегрироваться в мировую экономику,  МВФ, Всемирный банк, различные  институты ООН, региональные банки  развития, Европейский Союз, Комитет содействия развитию, объединяющий 20 индустриальных стран, и ОПЕК разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны-заемщики проводить курс на развитие рыночных отношений путем либерализации экономики, сокращения госсектора и государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, приватизации государственных предприятий и стимулирования экспортного производства при ограничении импортозамещения.

       Низкое качество человеческого капитала, быстрый прирост населения, примитивная техника (особенно в сельском хозяйстве), очень слабый частный сектор не способствуют рациональному использованию иностранных вливаний в НРС. Все это усугубляется непродуманной экономической политикой и вооруженными конфликтами. Тяжелым бременем для североафриканских стран стала внешняя задолженность (223 млрд. долл.). Ее удельный вес в объеме ВВП достигает 70%,

       Сокращение государственных расходов  в соответствии со Структурными  программами международных финансовых организаций усугубило и без того бедственное состояние социальной сферы. Около 50% населения — беднота, доходы которой обеспечивают лишь физическое выживание. Даже в городах за чертой бедности приживает 42% населения (против 28% во всех развивающихся странах). Страшным бичом для африканцев является СПИД.

       Высокие темпы роста ВВП демонстрируют  в последние годы Эфиопия и  Мозамбик, достигнутые во многом  благодаря активной поддержке  МВФ и МБРР. Однако чрезвычайно  низкий стартовый уровень экономическою развития, бедность природных ресурсов, периодические неурожаи, неустойчивый внешний спрос на сельскохозяйственное сырье, политическая нестабильность не позволяют рассчитывать на серьезный успех в ближайшей перспективе.

       И все же в последние 15 лет около десятка НРС сумели избежать серьезных внутренних конфликтов, разумно ориентировать торговые связи с другими государствами, определить ассортимент своего экспорта. Не допуская высоких темпов инфляции, они начали создавать условия для притока финансовых ресурсов не только за счет официальной помощи, но и за счет переводов своих граждан, работающих за границей, и даже прямых иностранных инвестиций. Таким образом, даже самые отсталые регионы мирового сообщества постепенно начинают преодолевать, казалось бы, безнадежную отсталость.

       На начальных стадиях рыночной трансформации, и подчинить государственный контроль задаче обеспечения выгодности реального сектора не в отдаленном будущем, а хотя бы в среднесрочной перспективе;

       • расширить сферу государственного контроля на микроэкономические процессы, соединив макроэкономическую стабилизацию с реформированием предприятий и их менеджмента, с запуском механизма банкротств;

       • предусмотреть в таких программах  блок коррекции реформ с учетом  сложившегося менталитета народа. Только в этом случае последний  не будет отторгать реформы  и станет их активным участником.

       В либеральной модели рыночных  преобразований на авангардные позиции выдвигается кредитно-денежная и финансовая политика, ориентированная на достижение финансовой стабилизации, необходимой предпосылки для перехода к экономическому росту. В экономике переходного периода для осуществления глубоких и масштабных институциональных преобразований экономические функции государства не могут быть втиснуты в русло только кредитно-денежной и финансовой политики. Государству приходится решать гораздо более широкий крут проблем.

       Стремительный уход государства  из экономики в Россииской  Федерации привел к институциональному  вакууму, что в немалой мере  способствовало криминализации  экономической деятельности, нарастанию  экономического кризиса, унаследованного  еще от прошлого. Экономика оказалась неуправляемой, объекты государственной собственности — бесхозными, доступными для спонтанной приватизации. Таков был итог скоростного использования либеральной модели на начальных этапах преобразований, что и породило корректировку деятельности государства в последующий период.

       Ставка на невидимую руку рынка  оказалась несостоятельной. В  современных условиях речь идет  не о свободной модели рыночной  экономики, давно канувшей в  Лету в развитых странах, но  о становлении смешанной рыночной экономики с многообразными функциями государства как макросубъекта рыночных отношений.

       Страны Восточной Европы, добившись  первых устойчивых шагов финансовой  стабилизации, усилили роль государства  в формировании рыночной трансформации.  Им удалось не допустить бесплатной передачи государственной собственности бывшей номенклатуре и теневикам, реализовать принцип эффективности при проведении приватизации, что позволило уменьшить потери от реформирования экономики и расхищения собственности.

        Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:

       1) установление стабильного политического  режима; 2) развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования; 3) всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; 4) проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозам е ще н нем; 5) стимулирование экономического развития по пути НТП; 6) вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

       На решение вышеназванных проблем и направлена экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней торговли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в экономику. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа №2.

     Вариант 2. 

     1.Роль государства в регулировании международной торговли:  свободная торговля и протекционизм.

Наиболее  полное обобщение теории протекционизма связано с именем австралийского ученого Макса Кордена. Государственное регулирование международной торговли может быть:

     Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на   аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

     Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются  между странами, являющимися торговыми  партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

     Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран—членов Европейского союза (ЕС).

     В зависимости от масштабов вмешательства    государства    в    международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. 

Информация о работе Контрольная работа по "Международные отношения"