Юридическая природа договора строительного подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание

Договор строительного подряда, закрепленный в параграфе 3 главы 37 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №14-ФЗ, является на сегодняшний день одним из наиболее распространенных видов договора подряда. Это, в частности, объясняется тем, что многие коммерческие организации, наладившие стабильную работу в условиях рыночной экономики, расширяя сферы деятельности, испытывают необходимость в новых помещениях, предназначенных под офисы, торговые площади и т.д. Другой обширной сферой применения договора строительного подряда является продолжающий устойчиво развиваться рынок жилищного строительства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

I. Договор строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров…………………………………………………………………………..4

1.1. Понятие, признаки и классификация договоров строительного подряда…………………………………………………………………………….4

1.2. Правовое регулирование договора строительного подряда………….8

II. Юридическая природа договора строительного подряда…………….11

2.1. Элементы договора строительного подряда…………………………11

2.2. Порядок заключения, изменения и расторжения договора строительного подряда………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………….18

Список литературы…………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Договор подряда и его виды.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

    Особенность договора строительного подряда  заключается в том, что данный договор может быть классифицирован  по следующим основаниям:

    - в зависимости от характера  выполняемых работ на договоры: на выполнение общестроительных  работ, строительно-монтажных работ, отдельных комплексов монтажных и иных специальных строительных работ, а также на выполнение пусконаладочных работ;

    - в зависимости от системы построения  договорных связей следует выделить  прямой договор, договор генерального строительного подряда и субподрядный договор;

    - в зависимости от цели, которую  преследует заказчик, следует выделить  договоры строительного подряда  на строительство новых зданий  и сооружений, договоры на реконструкцию  объектов недвижимости и договоры на капитальный ремонт зданий или сооружений, если в отношении последних иное не установлено соглашением сторон.

    Комплексный анализ признаков договора строительного  подряда позволяет определить данный договор как гражданско-правовой, разновидность договора подряда, в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Особенность договора строительного подряда заключается в том, что данный договор может быть классифицирован по различным основаниям, в числе которых: характер выполняемых работ (например, договоры на выполнение строительно-монтажных работ, договоры на выполнение пусконаладочных работ и др.); система построения договорных связей (например, прямой договор, договор генерального строительного подряда и др.); цель, которую преследует заказчик (например, договоры строительного подряда на строительство новых зданий и сооружений и др.). 

    1.2. Правовое регулирование  договора строительного  подряда 

    В национальном российском праве длительное время сохранялось положение, которое  напоминало римское частноправовое регулирование возведения построек. Каких-либо специальных договорных форм, опосредующих общественные отношения, связанных с выполнением строительных работ и возведением объектов недвижимости не существовало.

    Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не выделял разновидностей договора подряда, поэтому, допускалось заключение и реализация договоров на выполнение строительных работ по общим нормам, регламентирующим подрядные отношения. Лишь позднее, в 30-х годах XX столетия стали складываться предпосылки для признания договора на выполнение строительных работ в качестве разновидности подрядного договора в связи с необходимостью осуществления строительства по утвержденным сметам и проектам, с расширением объема государственных инвестиций в народное хозяйство СССР, введением нормативно-технического регулирования в строительстве того времени. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 9 января 1934 года «О заключении договоров на строительные работы» допускало заключение договоров на строительные работы только при внесении объекта в утвержденный «титульный» список и наличии завершенного технического проекта. Данным правилам придается более содержательное значение в Постановлении Совета народных комиссаров СССР «О порядке составления проектов и смет по капитальному строительству» от 23 мая 1936 года.

    На  основе накопленных нормативных  правовых актов 31 марта 1939 года были разработаны  и приняты Правила о подрядных  договорах на проектные работы, а 26 февраля 1938 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» были утверждены правила о подрядных договорах по строительству. В соответствии с ними заключение договора возможно было лишь при наличии технического проекта и генеральной сметы. Правилами также определялись права и обязанности подрядчика и заказчика в подрядном договоре по строительству, и устанавливался порядок расчетов за выполненные подрядные работы, а поскольку эти работы выполнялись в большинстве случаев за счет государственных средств, была введена система банковского контроля за целевым расходованием средств, выделенных на строительство.

    До 1961 года подрядные отношения по строительству  регулировались подзаконными нормативными правовыми актами, а уже 8 декабря 1961 года принятые Основы гражданского законодательства СССР закрепили в качестве самостоятельного вида договор подряда на капитальное строительство. В главе 31 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года определялось, что по договору подряда на капитальное строительство организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать организации-заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок, а заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку, передать ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование, принять законченные строительством объекты и оплатить их. Специальными постановлениями на заказчика может быть возложено обеспечение строительства материалами.

    Гражданский кодекс РСФСР, в принципе, оставлял немалый простор для договорной свободы сторон договора подряда  на капитальное строительство, но, к  сожалению, подзаконное регулирование  значительно ограничивало возможности функционирующих в той системе экономических отношений субъектов по созданию и реконструкции объектов недвижимости. Конец такому положению положила рыночно-правовая реформа конца XX века.

    С принятием части 2 Гражданского кодекса  Российской Федерации создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства. Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой области действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время наряду с общими правилами отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, специально рассчитанными на строительный подряд.

    Помимо  Гражданского кодекса к источникам правового регулирования капитального строительства относятся и другие законодательные и нормативные  акты Российской Федерации. Важнейшее место среди них занимает Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ, регламентирующий хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, то есть деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

    В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ и в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1999 года №169-ФЗ разрешаются «вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора».

    Положения названных, а также других законов  развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации, Госкомитетом Российской Федерации  по жилищной и строительной политике и другими ведомствами.

    Наряду  с подзаконными актами, утвержденными  на федеральном уровне в рассматриваемой  сфере действует немало актов, принятых субъектами Российской Федерации, среди  которых, например, Постановление Правительства Москвы «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г.Москвы» от 5 декабря 2000 года.

    Особенностью  действующего законодательства о капитальном  строительстве является вхождение  в него большого массива нормативно-технических  норм, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительных и монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), технических условиях и стандартах, различных положениях и инструкциях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного типа были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к безопасности и качеству объектов строительства. Строительные нормы и правила, обязательные для сторон, определяют принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции, а также цели, которые должны быть достигнуты соответствующей деятельностью.

    Специфика правового регулирования отношений  в сфере строительства, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В сравнении с прежними временами количество нормативных норм уменьшилось и сторонам предоставлена несколько большая свобода.

    Все вышеизложенное помогает определить место  договора строительного подряда  в системе гражданско-правовых договоров, функционирующих в строительном комплексе Российской Федерации, чему посвящается третий параграф нашего исследования 

 

     II. Юридическая природа  договора строительного  подряда 

    2.1. Элементы договора  строительного подряда 

    Установление  характерных гражданско-правовых черт договора строительного подряда  и возникающих на его основе отношений должно осуществляться с учетом существенных условий договора строительного подряда. Выявление существенных условий вышеуказанного договора необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. В определенной степени ориентиром для выявления существенных условий договора строительного подряда могут быть разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированные в Информационном письме «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» от 24 января 2000 года.

    «Существенными  условиями договора строительного  являются условия о предмете, цене и сроке договора». Косвенным  доказательством признания цены как существенного условия договора строительного подряда может  рассматриваться содержание пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» от 24 января 2000 года , в соответствии с которым «в договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части». Таким образом, согласно выводам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вопрос состоит не в наличии или отсутствии цены договора строительного подряда, а в порядке ее установления, носящего договорный характер.

    Применительно к отдельным подвидам договора строительного  подряда законодательство предусматривает  дополнительные существенные условия  договора. Согласно части 10 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года в государственный и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности подрядчика (исполнителя, поставщика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом. Существенные условия другого подвида договора строительного подряда -- договора участия в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости устанавливаются частью 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года, в соответствии с которой к числу существенных условий договора долевого участия в строительстве относятся не только объект, срок и цена, но и гарантийный срок на объект долевого строительства.

    Содержание  и характер существенных условий  договора строительного подряда  раскрываются по-разному. В частности, Е.А.Суханов утверждает, что условие о предмете договора строительного подряда определяется в договоре его наименованием (договор подряда на реконструкцию такого-то предприятия и т.п.). По мнению А.П.Сергеева и Ю. К.Толстого, предметом договора строительного подряда, как и предметом самого подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму.

    Любой объект состоит из совокупности разнородных, но взаимосвязанных элементов, что сказывается на правовой характеристике предмета договора строительного подряда. В момент заключения договора его работы и результаты существуют как цели, при исполнении -- приобретают характер процесса, а по завершении появляются результаты.

Информация о работе Юридическая природа договора строительного подряда