Глобальное международное сотрудничество и ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных направлений работы системы социально-экономических учреждений и организаций системы ООН.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть общую характеристика международных экономических организаций
Определить цели, задачи и принципы функционирования системы ООН
Рассмотреть систему органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Определить основные направления и программы сотрудничества организаций системы ООН
Рассмотреть вопрос об участии России в международных экономических организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………..5
1.1 Организация Объединенных Наций и ее роль в современной системе МЭО ……………………………………………………………………………….9
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ООН……………………………………………………………...14
2.1 Деятельность основных подразделений системы органов ООН и
специализированные учреждения ООН………………………………………..16
3. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.22 Кб (Скачать документ)

     11) помощь по просьбам правительств развивающихся стран в доступе к                        внешним финансовым ресурсам для реализации отдельных промышленных проектов.

             Решая свои задачи на глобальном, региональном и национальном уровнях, ЮНИДО сотрудничает со многими учреждениями системы ООН, а также с межправительственными, правительственными и неправительственными организациями вне этой системы. Результаты многолетней деятельности организации воплощены в многочисленных международных соглашениях, реализация которых позволяет ускорять промышленный подъем развивающихся стран и их интеграцию в мировую экономику.

                Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) была образована в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). ЕЭК является межнациональным форумом, на котором достигается взаимная договоренность и согласие в процессах формирования и выполнения общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.

               Главная цель ЕЭК - создание необходимых условий для взаимопонимания, согласования и гармонизации коллективных действий в области политики и практического ее достижения в странах - членах этой международной организации.

В основе деятельности ЕЭК  лежат следующие принципы:

  1. обеспечение систематической работы всех структурных органов, регулярного проведения рабочих совещаний, конференций и семинаров по важнейшим проблемам, представляющим особый интерес для мирового сообщества;
  2. согласование приоритетных проектов и программ, содействие прогнозным исследованиям и координации деятельности по их выполнению;
  3. недопущение дублирования в совместной деятельности и при принятии общих усилий для реализации поставленных целей,
  4. достижение взаимосвязи и взаимообусловленности между ООН и региональными объединениями и организациями, действующими вне ее системы, обеспечение их устойчивого развития.

            ЕЭК реализует следующие основные функциональные аспекты деятельности:

  1. содействие экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;
  2. обеспечение проведения совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономическими, политическими и социальными сферами стран;
  3. подготовка и проведение конвенций, согласование и адаптация норм и стандартов в областях экономики, техники, технологии и окружающей среды в целях поощрения международной кооперации и координации деятельности в региональных объединениях стран;
  4. развитие и использование экономических и социальных возможностей национального роста стран путем совершенствования работы в области окружающей среды, промышленности, энергетики, транспорта и торговли, а также во многих областях повседневной жизни населения;
  5. поощрение совершенствования и рационализации переходных процессов стран Восточной и Центральной Европы в систему рыночных отношений, содействие их участию и объединению в европейскую и глобальную мировую экономику;
  6. организация подготовки и проведения конференций, симпозиумов и совещаний межправительственных групп и групп экспертов, учебных семинаров и практикумов;
  7. формирование информационной базы и обеспечение необходимой документацией всех взаимосвязанных структурных органов;
  8. координация деятельности центральных органов ООН, специализированных и европейских учреждений, правительственных и межправительственных организаций.

            Наряду с приоритетными направлениями деятельности, связанными с экономическими и статистическими исследованиями, промышленностью и технологией, энергетикой и транспортом, окружающей средой, ЕЭК занимается также решением проблем сельского хозяйства, международной торговли, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, вопросами населенных территорий.

           Аналитическая деятельность ЕЭК основывается на обмене опытом и информацией между странами, в которой исследуется и обосновывается положение дел в каждой конкретной технической, социальной и экономической области, что находит отражение в научно-практических публикациях.

          Деятельность ЕЭК, связанная с подготовкой и проведением международных конвенций, разработкой соответствующих программ и проектов, стандартов и норм, содействует развитию процессов гармонизации и координации практической деятельности, улучшению организационно-экономических связей между странами.

        В настоящее время Европейская экономическая комиссия ООН активно поддерживает и развивает партнерские отношения с Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также с такими субрегиональными организациями, как Содружество Независимых Государств, Центрально-европейская инициатива, Черноморское экономическое сотрудничество, которые в свою очередь ориентируют ЕЭК на совершенствование ее видов деятельности в экономической, социальной, политической и культурной областях.

 

 

 

 

4.Участие России  в международных экономических  организациях

 

            Ныне Россия участвует в 300 международных организациях. Огромно значение ООН и системы международных экономических организаций, действующих под ее эгидой. В большинстве его органов активно работают российские специалисты как на постоянной основе, так и в качестве приглашенных экспертов. Следует обратить внимание на характер и степень участия России в таких крупных и представительных международных организациях, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

             До начала 90-х годов Россия не являлась членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Россия вступила в эти организации лишь в 1992 г. Участие в них открыло более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других  инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.           

             Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:

1) организации системы ООН;

2) специализированные экономические и научно-технические организации;

3) многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения - организации так называемой Бреттон-Вудской системы.

 

              В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

            Значение ООН для России.

 ООН имеет для России важнейшее значение. Вовлеченность нашей страны в деятельность ООН велика и разнообразна. Сегодня ООН превращается из просто мирового «парламента», арены отстаивания государствами своих политических интересов в оперативную организацию, осуществляющую программы в различных областях - социально-экономической, политической, гуманитарной, экологической и др.

              Эффективность и отдача от участия России в международных организациях не может оцениваться лишь в абсолютных величинах, хотя речь идет о многих десятках миллионов долларов, поступающих в виде научно-технической, экономической, социальной информации, ноу-хау, документов и материалов. Так, в последние годы во многих организациях приняты и уже осуществляются специальные программы содействия России и другим странам переходного периода Термин «страны переходного периода», «страны с переходной экономикой» возник в ООН сравнительно недавно - в начале 90-х гг. - и используется для обозначения группы государств, осуществляющих переход от централизованно планируемой к рыночной модели хозяйства. Сюда относятся прежде всего европейские государства бывшего социалистического лагеря и страны СНГ. Россия имеет статус получателя технического содействия в рамках всей системы ООН. Это открывает перспективу получения нами дополнительной помощи по линии системы ООН, в том числе и финансовой. Помимо этого часть российских взносов в бюджеты ООН и спецучреждений возвращается в виде технического и иного содействия, оказываемого России по линии этих организаций.  Важно и другое. Система ООН, финансовые возможности которой ограниченны, может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему кредиторов - как стран, так и неправительственных организаций, частного сектора.

            Наконец, для России важно использование накопленного в ООН уникального мирового опыта решения социально-экономических проблем.

            Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

Российские министерства и ведомства, участвующие в деятельности ЕЭК, имеют возможность получать информацию о новейших направлениях и тенденциях научно-технической  политики, что, по оценкам ЕЭК, дает заинтересованным сторонам ежегодную  экономию в десятки миллионов  долларов на проведение соответствующих  научно-технических разработок и  приобретение ноу-хау за рубежом. Практическое значение имеет использование ЕЭК  для приобщения к европейскому и  мировому опыту в области приватизации и перевода экономики на рыночные отношения.

           Программы и фонды ООН по оперативной деятельности. Большой интерес для России представляют такие фонды и программы ООН в области оперативной деятельности, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Всемирный продовольственный совет (ВПС), Мировая продовольственная программа (МПП). Сотрудничество с этими организациями открывает значительные потенциальные возможности для России в деле получения технического и иного содействия. В рамках разрабатываемых ПРООН проектов для России привлекаются дополнительные ресурсы двусторонних и многосторонних доноров. Уже осуществляются проекты по предоставлению консультационных услуг заинтересованным российским ведомствам, по переквалификации руководителей российских предприятий с учетом требований рыночной экономики, по охране экологии Черного и Каспийского морей и ряд других.

         Существенный эффект в плане обеспечения притока в Россию необходимой гуманитарной, особенно медицинской, помощи (медикаменты, вакцины, медоборудование), а также технического содействия в реорганизации и совершенствовании системы здравоохранения и социальной защиты детей и охраны материнства может принести дальнейшее углубление сотрудничества с ЮНИСЕФ - организацией по развитию детского здравоохранения и социального обеспечения. Только в 1992-1993 гг. через эту организацию удалось привлечь в Россию гуманитарного содействия более чем на 4,5 млн. долл., в частности на дефицитные вакцины. Имеются значительные возможности использовать экспертно-консультативную базу ЮНИСЕФ для налаживания в России необходимой нам системы «социального мониторинга».

            Сотрудничество Российской Федерации с ЮНИДО в последние годы заметно активизировалось. Деятельность ЮНИДО по целому ряду направлений представляет значительный практический интерес для России. Прежде всего, это разработка концепций промышленного развития и международного сотрудничества, передача технологий, промышленная экология, энергетика, конверсия, содействие промышленному инвестированию, свободные экономические зоны, стимулирование сотрудничества на уровне предприятий, промышленный менеджмент, приватизация, помощь малому и среднему бизнесу. Помощь России ЮНИДО оказала в подготовке концепции свободной экономической зоны «Большой Владивосток». Подписаны соглашения об участии ЮНИДО в проектах модернизации фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга (финансирование - за счет фирм США), производства инвалидных колясок на базе конверсии оборонных предприятий Санкт-Петербурга (финансирование - за счет Программы развития ООН), подготовки бизнес-плана модернизации Тюменского моторного завода (финансирование - из бюджета Тюменской области) и др.Особое значение приобретает сотрудничество с ЮНИДО в области привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность. Организация располагает сетью центров содействия промышленному инвестированию, расположенных в ведущих западных странах, в Японии, Южной Корее и др., что позволяет прорабатывать инвестиционные предложения, опираясь на разветвленный банк данных о потенциальных инвесторах и об их запросах в отношении объектов приложения капитала.

            Международная организация труда (МОТ) является одним из крупнейших спецучреждений. При содействии МОТ в России внедряется концепция социального партнерства. Это нашло, в частности, отражение в создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и работодателей, целью которой является согласование социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов. Специалисты МОТ оказывают также помощь в проведении обзора , рынка труда, совершенствовании статистики труда, разработке нового российского классификатора профессий, обновлении статистики трудовых затрат, формировании современных служб занятости. В рамках Международного центра МОТ по подготовке кадров осуществляется обучение представителей частного сектора экономики России по следующим темам: современное управление предприятиями, содействие развитию малых предприятий, развитие предпринимательских навыков.

               ВОЗ. Участие России в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обеспечивает нашей стране уникальную возможность широкого использования большого научного, организационно-методологического, учебного, нормотворческого, кадрового и, частично, финансового потенциала этой международной организации. Большое практическое значение для здравоохранения России имеет ее участие в Международной программе по медицинским последствиям чернобыльской аварии, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, Расширенной программе иммунизации, в программе ВОЗ по гигиене окружающей среды, в программе действий по основным лекарственным средствам, в программах ВОЗ по охране здоровья и планированию семьи. 
               Членство России в МБРР

Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 г. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил  России кредиты на 11,4 млрд. долл. под  реализацию 41 проекта (по состоянию  на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место). В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем. Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

              Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

Переговоры о присоединении  России к Всемирной торговой организации  велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года. Присоединение РФ к ВТО вызывает противоположные точки зрения. Членами Всемирной торговой организации являются уже 157 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Информация о работе Глобальное международное сотрудничество и ООН