Глобальное международное сотрудничество и ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных направлений работы системы социально-экономических учреждений и организаций системы ООН.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть общую характеристика международных экономических организаций
Определить цели, задачи и принципы функционирования системы ООН
Рассмотреть систему органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Определить основные направления и программы сотрудничества организаций системы ООН
Рассмотреть вопрос об участии России в международных экономических организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………..5
1.1 Организация Объединенных Наций и ее роль в современной системе МЭО ……………………………………………………………………………….9
2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ООН……………………………………………………………...14
2.1 Деятельность основных подразделений системы органов ООН и
специализированные учреждения ООН………………………………………..16
3. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.22 Кб (Скачать документ)

              Глобальные экономические проблемы охватывают сферы: макроэкономики, народонаселения, статистики, науки и техники, государственного управления и финансов. Проведенные в 90-е годы форумы ООН по различным аспектам глобального развития поставили перед мировым сообществом приоритетные задачи в достижении устойчивого развития, в том числе в отношении его экономических, природоохранных и социальных направлений.

             Помощь ООН на цели развития (оперативная деятельность ООН) направлена на мобилизацию ресурсов доноров для осуществления по линии фондов и программ (ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ВПП) конкретных проектов на страновом и региональном уровнях. В последнее время происходит определенная переориентация этой деятельности с учетом требований устойчивого и ориентированного социального развития. По линии фондов и программ ООН общий ежегодный объем предоставляемой безвозмездной  помощи составляет порядка 4 – 5 млрд. долл. Она преимущественно направлена на поддержку беднейших стран. Продолжает расширяться содействие со стороны этих фондов и программ России, странам Центральной Европы, СНГ и Балтии.  Особое внимание в экономической работе ООН уделяется отдельным наиболее бедным группам стран и регионам – Африке, наименее развитым странам (группа из 48 стран, преимущественно африканских, с наиболее низкими подушевыми доходами), малым островным государствам. В последние годы ведется работа ООН по оказанию содействия странам с переходной экономикой для интеграции в мировое хозяйство и внедрения рыночных институтов. Важную область работы ООН представляет природоохранная деятельность.

           Вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях выдвинулись на передний план в работе ООН в последние годы. Помимо традиционного реагирования на стихийные бедствия, Организация во все большей степени вовлечена в работу по погашению комплексных гуманитарных кризисов, вызванных конфликтами на политической, этнической и иной почве. Объем потребностей пострадавшего населения в результате чрезвычайных ситуаций такого рода постоянно растет и в ежегодном измерении составляет 3 – 4 млрд. долл.

         Деятельность ООН на экономическом направлении охватывает также прогнозно-аналитическую и информационную работу по состоянию и перспективам развития глобальной экономики, региональных и страновых ситуаций; оказание экспертно-консультационных услуг; содействие в разработке норм и стандартов; реализацию конкретных программ и проектов, предоставление помощи в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций.

На сегодняшний день ООН  является крупнейшим представителем международного экономического сотрудничества, самой крупной международной организацией, членами которой являются наибольшее количество стран со всех континентов. ООН является беспрецедентным примером осуществления различных совместных проектов в масштабах всего человечества. ООН - межгосударственная универсальная организация, цель и предмет деятельности которой представляет интерес для всех государств мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система органов  экономического сотрудничества  в рамках ООН

 

           Формирование и реализация приоритетного функционального потенциала Организации Объединенных Наций находит непосредственное отражение в деятельности международных организаций, действующих и развивающихся в рамках ООН:

ЮНКТАД - Конференция ООН  по торговле и развитию, учрежденная  в 1964 г. и действующая под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН;

ЭКОСОС - Экономический и  Социальный Совет ООН;

КНТР - Комиссия по науке  и технике в целях развития;

ЮНИДО - Организация ООН  по промышленному развитию, учрежденная  в 1966 г.;

МТЦ - Международный торговый центр;

ПРООН - Программа развития Организации Объединенных Наций;

ЕЭК ООН - Европейская экономическая  комиссия Организации Объединенных Наций;

ВОИС - Всемирная организация  интеллектуальной собственности, учрежденная  в 1967 г., и др.

         Организационная структура ООН

Секретариат ООН - трете основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Секретариат - это административно-исполнительный орган, который обслуживает нормальное функционирование других звеньев ООН. В большей степени он работает на экономические службы ООН.

В целом все эти организации  имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается правовое пространство, в рамках которого происходить взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Деятельность основных подразделений системы органов ООН и специализированные учреждения ООН

        

           ЮНКТАД является постоянным межправительственным органом и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель деятельности организации - оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией МЭО и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.

Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и  аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, а также проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др. Участниками организации  в настоящее время являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации  имеют статус наблюдателя и принимают  участие в ее работе.

           Конференция - высший руководящий орган ЮНКТАД - проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе. В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, который также является руководящим органом ЮНКТАД. В состав Совета, открытого для всех членов Конференции, в настоящее время входят 144 страны. Совет имеет несколько вспомогательных органов - функциональных комиссий, а также отвечает за обеспечение работы КНТР - вспомогательного органа ЭКОСОС ООН.

           ЮНКТАД возглавляет Генеральный секретарь Конференции в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Секретариат, расположенный в Женеве (Швейцария) и насчитывающий около 400 сотрудников, входит в состав Секретариата ООН. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 50 млн. долл., выделяемых из бюджета ООН. Деятельность по линии технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых странами-донорами, странами-бенефициарами, а также некоторыми организациями в ориентировочном годовом объеме 24 млн. долл. В рамках ООН ЮНКТАД сотрудничает со многими другими организациями, в том числе с: ДЭСВ (Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам), ПРООН, а также с группой Всемирного банка, МВФ и др. Кроме того, вне ООН сотрудничество осуществляется с широким кругом таких организаций, как ОЭСР, различные региональные группировки и проч.

            ЮНКТАД проводит оперативную деятельность по следующим основным программным направлениям:

         1. Глобализация и стратегия в области развития.

В этом направлении решается ряд следующих задач:

  1. изучение тенденций мировой экономики и оценка их влияния на процесс развития;
  2. анализ макроэкономической политики в контексте взаимозависимости стран и секторов экономики;
  3. анализ конкретных проблем развития и успешного опыта их решения для использования развивающимися странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;
  4. изучение вопросов, связанных с финансовыми потоками и задолженностями, а также оказание помощи развивающимся странам в регулировании долговых отношений;
  5. предоставление информации по вопросам торговли и развития, а также расширение банка данных.

 

             2. Международная торговля товарами, услугами и сырьем.

Задачами этого направления  являются:

  1. содействие развивающимся странам в устойчивом развитии путем предоставления им помощи для реальной интеграции в международную торговую систему;
  2. укрепление экспортного потенциала стран на основе анализа влияния на торговлю и развитие определенных международных соглашений;
  3. поощрение диверсификации производственной деятельности развивающихся стран, зависящих от сырьевого сектора, и оказание им помощи в управлении торговыми рисками;
  4. содействие комплексному решению проблем торговли, окружающей среды и развития путем координации этой деятельности;
  5. анализ и оказание помощи странам по совершенствованию законодательной и политической основы деятельности в области конкуренции.

               3. Инвестиции, технологии и развитие предприятий.

Это направление связано  с решением следующих задач:

  1. анализ общих тенденций прямых иностранных инвестиций и их влияния на торговлю, технологии и развитие стран, а также изучение последствий этого влияния;
  2. изучение политики и механизма реализации поддержки процесса развития микро-, малых и средних предприятий;
  3. генерирование политики поощрения развития технологического потенциала и инновационной деятельности развивающихся стран, а также передачи им технологий;
  4. проведение обзоров информации по научно-технической и инновационной политике для определения возможных вариантов действий стран;
  5. содействие развивающимся странам в стимулировании улучшения инвестиционного климата;
  6. поддержка развития предпринимательства и инновационных программ подготовки кадров в развивающихся странах.

              4. Инфраструктура услуг для развития и эффективность торговли.

В этом направлении решаются задачи:

  1. помощь развивающимся странам в повышении эффективности их сферы услуг, обеспечивающей поддержку торговли посредством программ технического сотрудничества;
  2. поддержка разработки национальной политики и правового обеспечения по развитию инфраструктуры услуг для содействия развитию, упрощению и повышению эффективности торговли;
  3. содействие расширению торговли путем облегчения доступа к электронной информационной технологии через глобальную сеть соответствующих центров;
  4. помощь в развитии новых видов услуг для облегчения доступа неформальному сектору и микропредприятиям к кредитным ресурсам;
  5. помощь развивающимся, не имеющим выхода к морям, а также островным государствам в устранении препятствий, связанных с высокими транспортными издержками.

           5. Наименее развитые, не имеющие выхода к морям и островные страны.

Данное направление связано  с решением следующих задач:

  1. координация работы по проблемам наименее развитых стран и оказание им технической помощи в интересах развития торговли;
  2. оценка экономических и социальных показателей этих стран в контексте международных и внутренних условий;
  3. содействие осуществлению ряда международных программ, принятых в последние годы по этим странам;

Помимо программных направлений, отмеченных выше, ЮНКТАД проводит также  деятельность в сфере технического сотрудничества.

               ЮНИДО создана в 1966 г. как автономный орган ООН для содействия промышленному подъему в развивающихся странах. Организация содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также по секторам промышленности. Для достижения своих целей организация осуществляет исследовательско-аналитическую деятельность, разработку региональных стратегий развития и программ, организует проведение конференций и публикации по вопросам своей компетенции, оказывает техническую помощь развивающимся странам. Участниками ЮНИДО в настоящее время являются около 150 государств. Прием в члены организации открыт для всех стран, разделяющих ее принципы. Кроме того, в ее работе могут участвовать субъекты, имеющие статус наблюдателей. Организация расположена в Вене (Австрия).  Главными руководящими органами ЮНИДО являются: Генеральная конференция ЮНИДО (Конференция), Совет по промышленному развитию (Совет) и Секретариат. Помимо этого, для оказания помощи Совету учрежден Комитет по программным и бюджетным вопросам.  Деятельность ЮНИДО осуществляется в соответствии с программой ее работы и бюджетами.

            В процессе выполнения своих функций ЮНИДО решает следующие основные задачи:

  1. содействие расширению и ускорению индустриализации развивающихся стран, в частности модернизации их отраслей промышленности;
  2. Координация и контроль деятельности учреждений ООН по линии промышленного развития;
  3. создание новых и проработка существующих концепций и подходов к реализации промышленного развития на всех уровнях, а также обобщение результатов исследований в этой области;
  4. поощрение и оказание помощи странам в разработке программ развития и планов индустриализации в государственном, кооперативном и частном секторах экономики;
  5. содействие контактам развивающихся и промышленно развитых стран в части компетенции организации;
  6. помощь развивающимся странам в комплексном и полном использовании имеющихся местных ресурсов для производства товаров на внутренний и внешний рынки;
  7. организация распространения и обмена информацией по всем аспектам промышленного развития;
  8. содействие передаче промышленных технологий из развитых стран развивающимся и между последними;
  9. поддержка программ подготовки кадров для промышленности развивающихся стран;

10) помощь в создании и деятельности институциональной         инфраструктуры для предоставления правовых и консультативных услуг    промышленности;

Информация о работе Глобальное международное сотрудничество и ООН