Библиотеки в области международных культуных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание

Задачи:
— Определить этапы зарождения, становления и развития белорусских библиотек;
— Выявить классификацию библиотек Республики Беларусь;
— Рассмотреть виды и функции библиотек Республики Беларусь;
— Выявить деятельность Национальной библиотеки Беларуси в системе международных культурных связей;
— Дать характеристику Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси в системе международных культурных связей;
— Изучить особенности Президентской библиотеки Республики Беларусь в системе международных культурных связей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКИ БЕЛАРУСИ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….с. 4 - 20
1.1 История развития библиотек…………………………………….с. 4 - 13
1.2 Классификация библиотек……………………………………...с. 13 - 16
1.3 Виды и функции библиотек…………………………………….с. 16 - 20
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ……………………...с. 21 - 41
2.1 Национальная библиотека Беларуси (НББ)………………….. с. 21 - 32
2.2 Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси (ЦНБ НАН Беларуси)………………………..с. 32 - 38
2.3 Президентская библиотека Республики Беларусь (ПБ РБ)…..с. 39 - 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..с. 42 - 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….с. 45 - 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 76.57 Кб (Скачать документ)

В 1775 году в Гродно А. Тизенгаузом  была основана медицинская школа, руководил  которой известный французский  учёный-энциклопедист Ж. Э. Жилибер. Здесь была собрана богатейшая по тем временам библиотека естественнонаучной и медицинской литературы[13, с.4]. В дальнейшем медицинская школа и библиотека были переведены в Вильно, где послужили основой фонда библиотеки медицинского факультета университета.

Существенное влияние на развитие библиотечного дела Беларуси оказало  её присоединение к России в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772–1795). Открываются новые школы, создаются  народные училища с библиотеками, которые содержатся на средства приказов общественного попечительства. Подбором и распространением книг занимались учителя, поэтому структура книжных фондов библиотек отражала мировоззрение, сформировавшееся под воздействием передовой общественной мысли России. В первой трети ХIХ в. На территории Беларуси было открыто шесть гимназий и 17 уездных училищ. Библиотеки этих учебных заведений стали основными центрами распространения книги и чтения.

В 1840 г. в Могилёвской губернии появилась  первая на Беларуси сельскохозяйственная библиотека. Это была библиотека Горы-Горецкой земледельческой школы, впоследствии преобразованной в институт.

В начале 1870-х годов в Минске, Могилеве, Пинске, Витебске, Новогрудке, Волковыске, Ошмянах появляются общественные библиотеки, открытые на средства местной  интеллигенции и городского самоуправления. В селах Минской и Гродненской  губерний было открыто 11 библиотек. Активное участие в организации народных библиотек принимал научно-литературный кружок Е. И. Хлебцевича, в дальнейшем видного библиографа и библиотековеда[10, с. 84].

Во второй половине ХІХ в. В Беларуси зарождаются фонды научной литературы, развитие которых связано с деятельностью  научных обществ. Так, в Вильно, Могилёве, Гродно, Витебске функционируют научные  медицинские общества, библиотеки которых  пополняются за счёт средств, отчисляемых  от членских взносов, добровольных пожертвований  и книгообмена. В конце ХІХ–начале ХХ века начинается организация ведомственных  библиотек. Накануне Октябрьской революции на Беларуси насчитывалось 851 библиотека с книжным фондом в 423 тыс. томов.

В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке  и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. Работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров.

События Первой мировой войны, Октябрьской  революции, Гражданской войны не способствовали сохранению и развитию библиотек. Территория Беларуси стала  ареной военных действий, подверглась  оккупации. Уже в первые годы советской  власти произошла ярко выраженная переориентация в работе библиотек. Основной упор делается на развитие сети общедоступных массовых библиотек, особенно на селе, а главной  функцией библиотеки становится пропаганда коммунистической идеологии.

После распада СССР библиотеки Республики Беларусь столкнулись с необходимостью постоянной борьбы за выживание в  принципиально новых политических, экономических и социокультурных  условиях. Принятие 22 марта 1995 года Закона Республики Беларусь «О библиотечном деле в Республике Беларусь» позволило  определить правовые, экономические, социальные и организационные основы развития библиотек[9, с. 5].

К концу 1990-х годов в республике существовало около 11,5 тыс. публичных  и специальных библиотек различных  ведомств. В том числе: 4,9 тыс. библиотек  Министерства культуры, 5,6 тыс. — Министерства образования и науки, 0,5 тыс. —  технических, 0,4 тыс. — профсоюзных, 0,2 тыс. — медицинских и т. д. Совокупный фонд составлял 240 млн экз. Ежегодно обслуживалось более 6 млн. читателей, выдавалось 165 млн экз. литературы.

В республике имеются 4 республиканские  научные библиотеки: научно-техническая, научно-медицинская, сельскохозяйственная, Национальной Академии наук. Все они  являются общедоступными, возглавляют  ведомственные системы библиотек, служат научными и координационными центрами. Президентская библиотека обслуживает администрацию президента, депутатский корпус, правительственные  структуры, специалистов народного  хозяйства литературой по экономике, политике, государству и праву. Специальные библиотеки выполняют функции, направленные на удовлетворение профессиональных запросов, ограниченных сферой деятельности различного рода государственных и негосударственных структур.

Областные универсальные библиотеки выполняют каждая в своей области  координирующие функции, удовлетворяют  информационные запросы по различным  отраслям народного хозяйства. Их шесть: Минская, Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Могилёвская.

Сеть публичных библиотек формируется  с учётом числа жителей и плотности  населения. В настоящее время  работают 132 централизованные библиотечные системы, каждая в среднем имеет 30-40 филиалов единый фонд и справочно-библиографический  аппарат. Централизованны процессы комплектования и обработки литературы.

Процесс автоматизации библиотек  начался в 1993 году и осуществляется в рамках Государственной программы  «Электронная Беларусь» на 2003–2005 гг. и на перспективу до 2010 г., отраслевых программ: «Информатизация объектов культуры на 2003–2005 гг. и на период до 2010 г.», «Сохранение и развитие культуры в Республике Беларусь на 2006–2010 гг.». В настоящее время в автоматизированном режиме работают все республиканские  научные библиотеки, библиотеки высших учебных заведений, областные библиотеки и многие ЦБС. Всего компьютеризировано 98% центральных городских районных библиотек и более 76% из них имеют  доступ в Интернет. Особое внимание уделяется компьютеризации библиотек  агрогородков, многие из которых оснащены по последнему слову техники.

Библиотечная система Республики Беларусь включает около 10 тысяч публичных  и специальных библиотек с  совокупным объёмом фонда около  250 млн экземпляров. Самой крупной является библиотечная сеть Министерства культуры — 3 924 библиотек, которую возглавляет Национальная библиотека Беларуси. Сеть научно-технических библиотек насчитывает 469, медицинских — 180, профсоюзных — 240, школьных — 3 840, воинских частей — 98, агропромышленного комплекса — 80, ВУЗов — 57, церковных — 342, академических — 12. В библиотеках страны работают около 17 тысяч специалистов, в том числе около 9 тысяч — в библиотеках системы Министерства культуры. Высшее образование имеют 72,5% специалистов.1 Только за последние года Белорусский государственный университет культуры и искусств подготовил 563 специалиста с присвоением 6 квалификаций: библиотекарь-библиограф, менеджер; библиотекарь-библиограф, товаровед; библиотекарь-библиограф, специалист по автоматизированным библиотечно-информационным системам; библиотекарь-библиограф, переводчик; библиотекарь-библиограф, преподаватель; библиотекарь-библиограф, специалист по информации.

Библиотеки содействуют развитию духовности населения, повышению его  культуры, образования, информированности. Услугами 789 публичных библиотек  с единым фондом 9623,4 тыс. экземпляров  документов пользуются более 622 тыс. человек.

Сегодня публичные библиотеки внедряют в практику работы новые информационные технологии, существенно расширяют  свои функции. Публичные центры правовой информации созданы в 69-ти библиотеках. Выход в Интернет имеют 199 библиотек. За период реализации Государственной  программы возрождения и развития села компьютеризировано 150 крупных  сельских библиотек, введено 12 мобильных  форм библиотечногообслуживания (библиобусов).

Главным звеном в создании информационного  пространства области, научно-методическим и координационным библиотечным центром является Минская областная библиотека им. А.С.Пушкина. В библиотеке имеется 87 компьютеров, функционирует электронный каталог, в автоматизированном режиме осуществляется обработка всех видов литературы и обслуживание читателей, пользователям предоставляется удаленный доступ к электронным информационным ресурсам: полнотекстовым, библиографическим и фактографическим базам данных по различным отраслям знаний. В библиотеке работают Франко-Белорусский зал информации, Пушкинский информационно-просветительский центр[4, с. 11].

Вывод

История развития библиотек не прерывалась. Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора. Значительной для развития библиотечной мысли была деятельность православных церковных братств (XIV век). Достаточно важным событием в истории библиотечного дела Беларуси, как и России, стало возникновение в 30-х годах XIX века губернских публичных библиотек. Негативно на развитие библиотек Беларуси сказались последствия восстания 1864 года и последующая за этим реакция официальных кругов. Однако уже во второй половине XIX века в Беларуси рабочие и марксистские кружки и организации стали создавать нелегальные библиотеки, сыгравшие важную роль в политическом просвещении народа.

 

1.2 Классификация библиотек

 

В Беларуси к проблеме классификации библиотек специалисты непосредственно обратились в начале 1990-х годов, в первую очередь в связи с необходимостью построения национальной системы законодательных актов в области библиотечного дела. В Концепции развития библиотечного дела в Республике Беларусь, разработанной в 1992 году наиболее авторитетными специалистами республики, в качестве основного критерия классификации рассматривалось социальное назначение библиотек. В соответствии с данным критерием библиотеки делились на публичные и специальные. К первому типу авторами Концепции отнесены национальная, областные, районные, городские и сельские библиотеки; ко второму – научные, учебные, производственные [8, с. 50]. В зависимости от формы собственности библиотеки также делились на основанные на государственной, коллективной и индивидуальной (частной) собственности.

В законе Республики Беларусь «О библиотечном деле» (1995) специально классификация  библиотек не приводилась, однако в  качестве основных элементов системы  библиотек республики называются публичные  и специальные библиотеки [2, с. 36]. В новой редакции данного закона, принятой в 2002 году, приведена классификация  библиотек по четырем признакам: форме собственности, значению, содержанию фондов и назначению. В соответствии с первым признаком в законе выделены государственные и частные библиотеки. По значению законодатели предлагают различать национальную, республиканские, областные, городские, районные, поселков городского типа и сельские библиотеки. Универсальные и отраслевые библиотеки согласно закону предложено выделять в зависимости от содержания их фондов, а публичные и специальные - по назначению [6, с. 7].

Авторы «Тлумачальнага слоунiка бiблiятэчных i бiблiяграфiчных тэрмiтау», изданного в 2000 году БГУ культуры, отмечая, что библиотеки делятся на типы и виды, вместе с тем не называют их, что делает классификацию библиотек невозможной. Особенно необходимость обоснованной классификации библиотек, построенной по принципу непересекаемости делений, возникла в связи с разработкой в Беларуси стандарта по библиотечной статистике и общенациональной формы статистической отчетности для библиотек. В СТБ «Библиотечная статистика» по различным признакам выделены 22 группы библиотек [3, с. i-4].

Проблемой классификации библиотек  занимаются также библиотековеды зарубежных стран, но предлагаемые ими схемы  классификации тоже не могут служить  образцом, так как для них характерны те же недостатки, что и для рассмотренных  выше. Так, согласно международному терминологическому стандарту ИСО «Документация  и информация», следует выделять такие типы библиотек: общая, специальная, научная, ссылок, национальная, депозита, авторского права, публичная [12, с. 12]. Стандарт ИСО по библиотечной статистике предписывает классифицировать библиотеки на национальные, высших учебных заведений, специальные, другие главные неспециализированные, публичные, школьные и передвижные [10, с. 9].

Согласно классификации ЮНЕСКО, библиотеки делятся на национальные, вузовские, другие важные неспециализированные, специальные, школьные и публичные [12, с. 8-9]. Этих же подходов придерживается ЮНЕСКО и в вопросниках по библиотечной статистике, предназначенных для сбора сведений о деятельности библиотек разных стран. Статистический ежегодник ЮНЕСКО объединяет все библиотеки мира в четыре группы: национальные, публичные, школьные библиотеки и библиотеки вузов [5].

Схожая с ЮНЕСКО классификация  библиотек разработана и специалистами  Европейского Союза. В рамках проекта  «LIBECON 2000», осуществляемого в рамках долгосрочной программы ЕС «Те1ета1ю5», они, используя опыт ЮНЕСКО и ИСО, делят библиотеки 29 европейских стран (членов ЕС, Европейского соглашения о свободной торговле и восточноевропейских участников Соглашения с ЕС) на 6 групп: национальные, высших учебных заведений, публичные, специальные, другие неспециальные, школьные [16].

Библиотековеды США выделяют следующие  типы библиотек: национальные, научные  фундаментальные, публичные, школьные и специальные [5]. В стандарте ФРГ по библиотечной статистике выделены следующие группы библиотек: национальные и центральные отраслевые, региональные, высших учебных заведений, специальные, публичные, школьные [13, с. 2-3].

Информация о работе Библиотеки в области международных культуных связей