Анализ деятельности ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание

В данной работе определена цель:

-Проанализировать сущность, механизмов функционирования и деятельности ВТО.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

-Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ГАТТ и ВТО;

-Рассмотреть функции ВТО;

-Изучить торговую систему ВТО на современном этапе.

-Определить “плюсы” и “минусы” вступления России в ВТО.

Содержание

Введение…………….…………………………………………………………….4



ГЛАВА 1. История создания и современная структура ГАТТ/ ВТО

1.1. История создания ГАТТ/ВТО…………………………………………….....6

1.2. Основные принципы и функции ВТО………………………………………9

1.3. Структура управления ВТО…………………………………………….…..14


ГЛАВА 2. Деятельность ВТО на современном этапе

2.1. Деятельность ВТО…………………………………………………………..19

2.2. Процесс присоединения к ВТО………………….........................................20

2.3. Торговая система ВТО на современном этапе …………………………...22


ГЛАВА 3. Россия и ВТО

3.1. Цели и задачи присоединения к ВТО ……………………………….…….27

3.2 Перспективы вступления России в ВТО…………………………………..34



Заключение…………………………………………………….…………..……38


Список использованной литературы………………………………..………

Работа состоит из  1 файл

вто.docx

— 69.62 Кб (Скачать документ)

     В ходе работы официальных  переговорных групп и многочисленных  неофициальных рабочих групп  были разработаны новые подходы  к решению актуальных проблем  современных мирохозяйственных  связей.  Потенциально членами  ВТО могут быть 152 страны и территории, из которых 76 являются членами ВТО с первого дня ее существования. Еще примерно 50 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, а остальные государства ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации.

     ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (149), но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность. ВТО располагается в Женеве, Швейцария.           Основными функциями организации являются:  обслуживать и реализовывать многосторонние торговые соглашения и соглашения с ограниченным кругом участников, которые все вместе и образуют ВТО; действовать в качестве форума для проведения международных торговых переговоров; содействовать урегулированию торговых споров; контролировать национальную торговую политику стран-членов; и сотрудничать с другими международными учреждениями, участвующим в формировании глобальной экономической политики.

  Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие  дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения  на экспорт и импорт товаров. В  идеале, на внутреннем рынке любой  страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной  продукцией и национальной.

2). Снижение  торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие  возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные  квоты (количественные ограничения  на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны  и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность  и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства  должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование  соревновательности в международной  торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как  экспортные субсидии (помощь государства  фирмам-экспортерам), использование  демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы  в международной торговле для  менее развитых государств.

  Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров. 

2.2. Процесс присоединения  к ВТО 

     Страны, подавшие заявку на присоединение к ВТО, сталкиваются со сложной и, в большинстве случаев, длительной процедурой. Сначала создается Рабочая группа, которой поручается изучить внешнеторговый режим страны-кандидата и направить свои рекомендации в Генеральный совет ВТО. В состав Рабочей группы может войти любой член ВТО, заявивший о своем желании поучаствовать в переговорном процессе. Задача страны-кандидата и членов Рабочей группы – выработать в ходе двусторонних и многосторонних переговоров условия членства присоединяющейся страны. По результатам переговоров формируется пакет документов, который содержит обязательства страны-кандидата. Этот пакет представляется на рассмотрение всех членов организации, и Министерская конференция ВТО или Генеральный совет принимают решение, может ли страна-кандидат стать членом ВТО.

Количество  времени, которое занимают переговоры о присоединении к ВТО, также  растет. Беспрецедентно коротким был  период присоединения к ВТО Кыргызстана  – всего лишь 2 года, тогда как  Непал, Камбоджа и Вьетнам ждали  принятия в организацию на протяжении 14, 9 и 12 лет соответственно. Процесс  присоединения России все еще  не закончен, хотя заявка была подана в  июне 1993 года. Странам, желающим стать  членами ВТО, стоит готовиться к  по меньшей мере десятилетним переговорам. Для этого необходимы ресурсы, порой  весьма значительные, особенно для  малых и бедных стран. Хотя быстрый  процесс принятия в организацию  помог бы сэкономить расходы в  краткосрочном периоде, авторы доклада  отмечают, что странам необходимо предоставить время для тщательного  обсуждения каждого спорного момента  и выработки оптимального для  их развития пакета соглашений.

     Отмечается также весьма сильное влияние крупнейших членов ВТО на процесс присоединения к организации новых стран. Часто скорость переговорного процесса и его успех определяются именно такими членами ВТО. А иногда принятие некоторых стран в ВТО блокируется ими по политическим причинам. Так, Ирану и Сирии не раз отказывали в статусе наблюдателей из-за возражений США. В то же время, Ираку этот статус был предоставлен еще до того, как в стране было избранно суверенное правительство. 

2.3. Торговая система ВТО на современном этапе 

     Всемирная торговая организация ВТО представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

     ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили Уругвайский раунд переговоров 15 декабря 1993 года, а в апреле 1994 года      Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 года подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и преемник . Генерального соглашения по тарифам и торговле /ГАТТ/.[ 7, c.8]

     Правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и других документов, являвшихся в правовом положении единым "пакетом". Организационно пакет договоренностей Уругвайского раунда состоит из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и приложений к этому документу, содержащих правовые Соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.      Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что страна, вступающая в ВТО должна принять все договоренности без каких-либо исключений. Единственная льгота,, которая в этом плане предусмотрена - это различные сроки реализации договоренностей: более длительные - для развивающихся стран и, в отдельных случаях, для стран с переходной экономикой.

    Правовой механизм ВТО состоит  из трех основных частей: Генеральное  соглашение по тарифам и торговле  в редакции 1994 года /ГАТТ-1994/,    Генеральное соглашение по торговле  услугами /ГАТС/ и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности /ТРИПС/.

 Подавляющее число документов Уругвайского раунда родилось на базе развития и совершенствования принципов, заложенных в ГАТТ, действовавших без малого 50 лет. На долю ГАТТ-1994 приходится около 4/5 всего объема правовых документов ВТО.

 В то же время ГАТТ-1994, вошедший в состав ВТО, - это иной в правовом плане документ, чем ГАТТ-1947, действовавший до этого. Главное отличие - это интегрированный характер ГАТТ-1994. Составными частями ГАТТ-1947, обязательными для всех участников, были соглашения и договоренности, ранее носившие самостоятельный характер, и становившиеся обязательными только для тех государств, которые их подписали. Теперь все страны-члены      ВТО должны принять весь пакет правовых документов без каких-либо изъятий или исключений .

     Другое принципиальное отличие  ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 состоит в том,  что страны-участницы ГАТТ-1947 могли  использовать положения ГАТТ в степени, максимально совместимой с национальным законодательством, но не противоречащим ему. Теперь страны-члены ВТО должны привести свои национальные законодательства в полное соответствие с ГАТТ-1994 /это положение, впрочем, относится ко всем правовым документам BТO/.

     Присоединяясь ко Всемирной Торговой  Организации, каждая страна обязуется принять все документы входящие в структуру документов ВТО, за исключением соглашений, являющихся добровольными и которые подписали ограниченное число стран (Приложение №4 к Соглашению об учреждении ВТО).

 Основными принципами и правилами ВТО (как и ГАТТ) являются следующие:

1. Предоставление  странами-участницами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле на не дискриминационной основе

2. Осуществление  торгово-политического регулирования  торговли преимущественно с помощью  таможенных тарифов. Таможенный  тариф, а не количественные  ограничения, признается основным  инструментом внешнеторговой  политики, защиты национальных рынков и промышленности.

3. Взаимное  предоставление национального режима  товарам иностранного происхождения.

4. Обязательства  стран-участниц ВТО в отказе  от использования количественных ограничений (лицензии, квоты) в торговле за  исключением отдельных  оговоренных случаев, например в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

5. Гласности  торговой политики, включая открытую  публикацию и предоставление в ГАТТ законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность.

6. Право  государств-участников создавать  таможенные союзы и зоны свободной торговли.

     Соглашения ВТО содержат важные  положения в отношении стран,  осуществляющих переход от плановой  экономики к рыночной, к которым, естественно, относится и Россия. Этим странам разрешается применять меры и программы с использованием субсидий для проведения необходимых преобразований в течение семи лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО.

 Важным  итогом Уругвайского раунда является  принятие мер по упорядочению международной торговли услугами, объем которой сейчас превышает 1,3 трлн. долл.

     Одним из направлений укрепления  многосторонней торговой системы  является продолжение либерализации  торговли в регулируемых ВТО областях. Это означает:

-во-первых, дальнейшее снижение тарифов. Несмотря на то, что средние тарифные ставки развитых стран низки, остаётся ещё значительное количество тарифных пиков на отдельные товары. Перед развивающимися странами, где средние ставки выше, чем у развитых, также стоит задача снижения тарифной защиты;

-во-вторых, все количественные ограничения, которые используются для уклонения от тарифной либерализации, должны быть отменены к 2000 г. При этом не должно вводиться новых форм количественных ограничений;

-в-третьих, сложными вопросами, требующими решения, продолжают оставаться два секторальных исключения из принципа недискриминации (HP) и из РНБ соответственно в области сельского хозяйства и текстиля. В области прав интеллектуальной собственности ВТО придётся обратить самое серьёзное внимание на некоторые аспекты общего характера. Среди них: минимальные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны обеспечиваться национальным законодательством, правоприменительная практика, разрешение споров в этой области.

     Появление феномена информационной  революции, который привёл к  снижению затрат в области  связи и компьютерного обеспечения,  может в значительной степени  повлиять на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора не только подчёркивает значение соглашений ВТО по телекоммуникациям, финансовым услугам, информационным технологиям и соглашения ТРИПС, но и ставит новые вопросы.

Информация о работе Анализ деятельности ВТО