Туризм в России – перспективы развития, возможные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 06:26, доклад

Описание

Весь мир путешествует. Сегодня туризм и путешествия – наиболее динамично развивающийся сектор человеческой деятельности. А нам достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы.
Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжающих в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома.

Работа состоит из  1 файл

Туризм в России.docx

— 20.37 Кб (Скачать документ)

Туризм в России – перспективы развития, возможные  направления.

 

Весь мир путешествует. Сегодня туризм и путешествия  – наиболее динамично развивающийся  сектор  человеческой деятельности.  А нам достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы.

Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжающих в  зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома.  По причине недостаточной  организации и проведении рекламно-информационной программы на российском рынке наши соотечественники в основном выбирают традиционные маршруты: Рим, Париж, Лондон, Турцию или, например, Египет. А наиболее приоритетными направлениями внутреннего  туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличаются непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Енисею, Иртышу.

 

В то время, когда наши соотечественники стараются проводить свои отпуска  за рубежом, наши туристические фирмы  разрабатывают огромное количество специальных предложений, с точки  зрения отдыха, для гостей нашей  страны. Россия является самой подходящей страной для развития туристического бизнеса. Ведь наша страна является представителем практически всех климатических  поясов и зон. А если прибавить  к этому ещё и отсутствие необходимости  пересекать несколько границ, то лучшего  варианта просто не найти. Цены в России на сувенирную продукцию, в несколько раз ниже средних цен на сувениры в Европе. Поэтому путешествовать по нашей стране не только удобно, но и экономично. Представляете, какой поток туристов это может нам принести? Этим мы обязаны природе, и это преимущество обязаны использовать.

 Глава Федерального  агентства по туризму Александр  Радьков предложил так называемый  ребрендинг российского имиджа для привлечения туристов в страну. Об этом сообщило информационное агентство «РИА Новости». «Туризм может стать второй нефтяной трубой для Российской Федерации», - считает Радьков. Выступая на инвестиционном форуме «Сочи-2011», он предложил привлечь к ребрендингу имиджа и развитию внутреннего туризма не только Ростуризм, но и МИД, Минкультуры, МЭР и Министерство регионального развития. Кроме этих усилий необходимо синхронизировать усилия федерального центра и регионов.

 

Достаточно взглянуть  на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что  более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

Как результат, ресурсная  база внутреннего туризма задействована  на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего  туризма отсутствует полноценный  товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

По мнению большинства  руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее  время наблюдается тенденция  постепенного роста популярности внутреннего  туризма. При этом охотнее всего  россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных  туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма  характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

Тем не менее, в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса.

Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знаю.

Наблюдения последнего времени  показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять  интерес к внутреннему и въездному  туризму. Это связано с тем, что  во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению  национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных  для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и  в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.

Но что мешает приводить  такую туристическую политику в  действие? Отсутствие удобных и надежных дорог, способных быстро, и без  проблем, доставить путешественника  из одной точки маршрута в другую. Это наша проблема, красной нитью  проходящая, через весь туристический  бизнес России. Что толку предлагать туристам замечательный, живописный и  исторически ценный маршрут, если дороги, проложенные по траектории  маршрута, не выдерживают никакой критики?

Развитие российского  внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и  отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных  органов власти. Поэтому в настоящее  время к первоочередным задачам  государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных  условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и  дальнейшее совершенствование законодательной  базы; развитие предпринимательства  в сфере туризма, прежде всего  малого и среднего; укрепление материально-технической  базы индустрии туризма путем  привлечения отечественных и  иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности  страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных  методов и стандартов туристского  обслуживания; возрождение массового  социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма .

 

∞   Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно  воспринимается как страна, внесшая  огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме  того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории  и культуры. В начале 2004 года в  Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут  быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты  культурно наследия.

Основу историко-культурного  и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно  классифицировать по их характеристикам  следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и  развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается  более 1500 государственных и муниципальных  музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную  охрану не только памятники истории  и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный  комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее  время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых  насчитывается 35. Во многих их них сохраняется  не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое значение в организации  интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В  России 539 поселений относятся к  историческим объектам. В них сохраняются  не только отдельные памятники истории  и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы  исторической застройки и исторические ландшафты.

 

∞ Российский рынок туризма  составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться  в 3-4 раза большими темпами с приростом  оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Из-за множества проблем  с туристической инфраструктурой  Россия пока не может выйти в безусловные  лидеры мирового туризма в ближайшие  десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно  развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры  въезда-выезда в пользу въезда, в  соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению  баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие  платежеспособного спроса, ограничение  возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма  могут пользоваться не более 1,5% общей  численности населения России. Поэтому  в настоящее время для обеспечения  конституционного права граждан  на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает  внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов.

Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась  на 15-е место, к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в  мире как по въезду, так и по выезду.

 

∞ Уважайте свою страну и гордитесь ею!


Информация о работе Туризм в России – перспективы развития, возможные направления