Туристический маршрут «Золотое Кольцо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в рассмотрении исторической, культурной и архитектурной значимости и привлекательности городов, входящих в туристский маршрут «Золотое Кольцо».
Следующие основные задачи были решены в ходе достижения поставленной цели:
Дать общую характеристику туристского потенциала всего
региона;
Изучить историческую ценность городов, входящих в «Золотое Кольцо»;
Выявить культурную и архитектурную привлекательность городов туристского маршрута «Золотое Кольцо».

Содержание

Введение
Глава 1: Общая характеристика региона «Золотое Кольцо»
Глава 2: Историческая ценность (каждого города)
Глава 3: Культурно – архитектурная ценность (каждого города)
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
    1. Сергиев Посад

           История города тесно связана с Троице-Сергиевым монастырем, основанным Сергием Радонежским в XIV веке. По летописной легенде, два брата Стефан и Варфоломей ушли из городка Радонеж и на невысоком холме Маковец при слиянии рек Кончуры и Вондюги построили хижину-келью и небольшую деревянную церковь, освященную во имя Троицы. Со временем вокруг церкви образовался монастырь. На протяжении столетий монастырь являлся религиозным и культурным центром России. Для Троицкого собора Андреем Рублевым была написана икона «Троица», хранящаяся в Третьяковской галерее. С 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года монастырь был осажден польским пятнадцатитысячным войском. Русский гарнизон численностью 2,5 тысячи человек под руководством воевод Г. Б. Долгорукого-Рощи и А. И. Голохвастова отстоял монастырь. В 1744 году Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры — монастыря, непосредственно подчиненного патриарху или Синоду. Монастырские слободы, расположенные вокруг монастыря, указом Екатерины II от 22 марта 1782 года были объединены в город Сергиевский Посад. После указа был создан проект застройки города, центром и ядром которого оставалась Троице-Сергиева лавра, расположенная на холме Маковец. Строительство шоссе, связавшего Москву с Сергиевым Посадом, было закончено в 1845 году, а спустя 17 лет (1862) было открыто движение по железной дороге. В 1919-1946 годах Троице-Сергиева лавра была закрыта. В лавре действует Московская духовная академия, которая была открыта в 1814 году после переезда из Москвы Славяно-греко-латинской академии, Духовная семинария (открыта в 1742). На сегодняшний день Сергиев Посад является крупнейшим административным, промышленным, культурным и туристическим центром Подмосковья, его по праву величают жемчужиной «Золотого Кольца». 
 

    1. Плес

           Плес был основан московским князем Василием I в 1410 году для защиты подступов к Москве и Костроме. В устье реки Шохонка была построена деревянная крепость, просуществовавшая до конца XVII века. С крепости хорошо просматривался прямой участок реки — плес. Впервые город упоминается в Воскресенской летописи.

   Плес стоит на Ростово-Плесской  моренной гряде, делится на  две части: верхнюю — горную  и нижнюю — подгорную. Верхнюю  часть называют Троицкой, нижнюю  — Набережной. В 1551 году в Плесе  по распоряжению Ивана IV формировалось войско для похода на Казань. В 1612 плесские плотники помогали ополчению Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского переправиться через Волгу. В 17-18 веках Плес развивался как торговый центр, поставщик льна и полотна. С 1778 года — уездный город.

   В конце XIX века Плес и его окрестности превратились в любимое место отдыха русской интеллигенции. Плес сохранил городскую планировку, сложившуюся в XVII — первой половине XVIII века. Улицы расположены параллельно реке. В старой части города сохранились крепостной вал и окружающий его ров, возведенные в 1410 году. Высокий берег прорезан многочисленными оврагами, разделяющими его на отдельные горы. Гора, на которой стояла деревянная крепость города Плес, называлась Соборной. Позднее она была переименована в гору Свободы. Здесь в 1699 году был построен Успенский собор — самое старое сооружение Плеса.  
 

    1. Константиново

           Сейчас Константиново известно потому, что здесь 3 октября 1895 родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. В центральной части села расположен Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. История села Константиново насчитывает около 300 лет. Первое упоминание о нём относится к 1619 году, село являлось тогда собственностью царской семьи. Через несколько десятилетий оно пожаловано Мышецким и Волконским. В 1728 году владельцем Константинова стал сын Кирилла Алексеевича Семен Кириллович Нарышкин. Он получил блестящее европейское образование, состоял на дипломатической службе. Не имея прямых потомков в 1775 году завещал Константиново своему племяннику Александру Михайловичу Голицыну. В течение 30 лет он был хозяином земли, лугов, леса. На его средства в 1779 году был возведён каменный храм Казанской иконы Божией Матери. Земной путь свой он закончил в 1808 году и передал имение своей внебрачной дочери Екатерине Александровне, в замужестве Долгоруковой. Новая владелица села продолжила дело своего отца по украшению храма. Согласно её завещанию, в 1843 году владельцами села стали её племянники Александр Дмитриевич и Владимир Дмитриевич Олсуфьевы. Через 2 года Александр Дмитриевич, стал единолично распоряжаться имением. Его сын Владимир Александрович Олсуфьев вступил в наследство в 1853 году. Новые хозяева появились в имении в 1879 году. Это были купцы из г. Богородицка Сергей Григорьевич, Александр Григорьевич и Николай Григорьевич Куприяновы. Старший из братьев построил земскую, школу, много сделал для обучения крестьянских детей. Через двенадцать лет, в 1897 году, владельцем дома и усадьбы стал Иван Петрович Кулаков. На свои средства он выстроил новое здание школы, украсил храм деревянным дубовым иконостасом. После смерти отца в 1911 году, хозяйкой дома стала Лидия Ивановна, в замужестве Кашина. Она продолжила благотворительную деятельность своего родителя. 
 
 
 
 

ГЛАВА 3:

КУЛЬТУРНО – АРХИТЕКТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ. 

  1. Суздаль

               Суздальский кремль – древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям – 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором.

     Архитектурный ансамбль кремля

  • Собор Рождества Богородицы (1222–1225)
  • Архиерейские палаты (XV–XVIII вв)
  • Никольская церковь (1766)

     Собор Рождества Богородицы построен в 1222–1225 из туфообразного известняка (низкокачественного белого камня), стоит на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.

     Напротив  южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.

     Архиерейские  палаты – архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV–XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан.

     В западной части Кремля находится  деревянная Никольская церковь, построенная  в 1766 году и перевезённая из села Глотова  Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы – один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако соразмерности и красоты форм.

     Богат Суздаль и на монастырские ансамбли: Спасо-Евфимиев монастырь – основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних. Покровский монастырь – основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI–XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. Александровский монастырь – расположен на реке Каменка в Суздале, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Ризоположенский монастырь – расположен на реке Каменка в центре Суздаля, основан в 1207 году. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. 
 

  1. Владимир

           Золотые ворота, выстроенные в 1164 году при великом князе Андрее Боголюбском, относятся к числу уникальных историко-архитектурных памятников древней Руси. В южной стене Золотых ворот находится лестница, 64 ступени которой ведут на боевую площадку и к надвратной церкви. Серьезные реставрационные работы велись в конце 18 — начале 19 века под руководством архитектора Чистякова. В настоящее время в надвратной Ризоположенской церкви размещается военно-историческая экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

          Успенский собор, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, был заложен Андреем Боголюбским 8 апреля 1158 года. Существующее ныне здание представляет сложный комплекс, созданный на протяжении двух строительных периодов (во время правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо). Собор многократно разорялся и восстанавливался. В храме сохранились фрески работы Андрея Рублева и Даниила Черного (1408). Резной барочный иконостас был возведен в 1773-1774 годах. Немалый интерес представляет некрополь Успенского собора, где похоронены великие князья владимирские и древнерусские писатели епископ Симон и Серапион Владимирский. Существующая ныне высокая колокольня собора построена в 1810 году. Соединяющий собор с колокольней Георгиевский придел возведен по проекту архитектора Н. А. Артлебена в 1862 году.

         Одно из интереснейших сооружений владимирских зодчих — Дмитриевский собор — построен в 1194-1197 годах князем Всеволодом Большое Гнездо. Собор отличается величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных блоков, резным убором и изображениями на фасадах. Дмитриевский собор неоднократно реставрировался — в 19 веке, затем в 1939-1952 годах.

          Главным храмом Княгинина монастыря, основание которого связывается с супругой князя Всеволода Большое Гнездо княгиней Марией, является Успенский собор, возведенный в 1200-1202 годах, но не сохранившийся в своем первоначальном виде до наших дней (существующее ныне здание было построено на рубеже 14-15 веков). В соборе сохранились фрески 1647-1648 годов работы мастеров московской школы под руководством Марка Матвеева.

           Рождественский монастырь был заложен в 1190-х годах. 23 ноября 1263 года в главном храме монастыря — Рождественском соборе (возведен в 1192-1195 годах, сильно перестроен в 1859-1864 годах) был похоронен Александр Невский, мощи которого покоились здесь 500 лет до их переноса в северную столицу по приказу Петра I. У подножия Козлова вала располагаются церковь Николы (17 в.) и церковь Спаса (18 в.). Другие памятники церковного зодчества Владимира представлены Георгиевской барочной церковью (1783-1784 годы), церковью Николы Мокрого в Галеях (1732-1735 годы), церковью Успения Богородицы (1649), Никитской церковью (1765), Вознесенской церковью (1724). К одной из последних храмовых построек губернского Владимира относится Троицкая церковь, расположенная на месте деревянной Казанской церкви 17 века.  
 

  1. Боголюбово

           Центром архитектурного ансамбля XII века был Рождественский (Рождества Богородицы) собор, заложенный в 1158 году. Собор неоднократно разоряли, в 1772 году для придания храму «большей светлости» в стенах прорубили огромные окна, в результате чего здание рухнуло. Уцелела часть северной стены собора с древним переходом к лестничной башне, где в результате боярского заговора был убит князь Андрей в июньскую ночь 1174 года. Главной святыней Рождественского собора была икона Боголюбской богоматери. После гибели Андрея Боголюбского град-замок опустел, затем здесь обосновался Свято-Боголюбовский монастырь. В 1177 году его разорил рязанский князь Глеб, потом татаро-монголы довершили начатое им дело. На месте Рождественского собора была построена ныне существующая Благовещенская церковь (1683), ее корпус был сильно переделан в 1804 году. На территории Свято-Боголюбовского монастыря находятся большой пятиглавый Боголюбский собор, надвратная церковь-колокольня, трапезная церковь, часовня-киворий, церковь Ризоположения и кельи. В советское время Боголюбово стало филиалом Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В середине 1990-х годов монастырь был возвращен Русской православной церкви.

          В полутора километрах от Боголюбово находится церковь Покрова на Нерли. Храм являлся памятником походу владимирских полков на волжских болгар в 1164-1165 годов и погибшему в этом походе сыну князя Андрея Боголюбского — Изяславу. Церковь посвящена христианскому празднику — Покрову богоматери; был украшен белокаменным резным убором, рельефными изображениями, каменным портретом царя Давида. Фрески храма можно было видеть еще в XII веке. В настоящее время росписи утрачены. 

4. Переславль-Залесский 

               Никитский монастырь, предположительно основан в 1010 году князем Борисом в честь великомученика Никиты. Центральное место в монастыре занимает Никитский собор, возведенный в 1561-1564 годах. С южной стороны собора расположен придел Никиты Столпника. К югу от собора расположен комплекс монастырских построек, среди которых выделяется церковь Благовещения с трапезной и колокольней (1564).                                               В южной части Переславля расположен Успенский Горицкий мужской монастырь, основанный, предположительно, в XII веке на месте Шутовой рощи — языческого капища. В 1382 году обитель была сожжена татарами. Существующий ныне ансамбль сложился в XVII-XVIII веках. В него входят Святые ворота с Никольской надвратной башней XVII века; Успенский собор (начало возведения относится ко второй половине XVIII в.); церковь Всех святых с трапезной (XVII в.); церковь Богоявления с колокольней (XVIII в.); две башни XVIII века; деревянные часовни XIX века. Историко-художественный музей-заповедник, расположенный на территории Горицкого монастыря, открыт в 1919 году благодаря стараниям историка-краеведа М. И. Смирнова. Напротив Горицкого монастыря расположена мужская обитель — Троице-Данилов монастырь, основанный в 1508 году иеромонахом Горицкого монастыря Даниилом. Центром монастыря является построенный в 1532 году Троицкий собор.  Самый отдаленный из монастырей Переславля — Федоровский монастырь, основанный в память о битве тверичей с москвичами. В центре соборной площади расположен собор Федора Стратилата — самое древнее сооружение монастыря (1562). В 1710 году сестрой царя Петра I Натальей Алексеевной заново строится Введенская церковь, а в 1714 году — больничная церковь Казанской богоматери.    Интерес для туристов представляет музей-усадьба «Ботик Петра I» с каменным обелиском в честь Петра I. Зздесь хранится его бот «Фортуна». Неподалеку от музея-усадьбы стоит старинное село Усолье, известное порассказам М. М. Пришвина, дом которого сохранился в селе.  
 

Информация о работе Туристический маршрут «Золотое Кольцо»