Тадж-Махал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:50, реферат

Описание

В истории мусульманского зодчества трудно найти сооружение, которое снискало бы славу, равную известности знаменитого мавзолея Тадж-Махал. Это прекрасное сооружение, покоряющее своей одухотворенной красотой, восторженные путешественники назвали восьмым чудом света. Стоящий у края берега реки Джамны, охваченный светом и воздухом беломраморный Тадж-Махал – Корона местности, безраздельно господствует в окружающем пространстве, венчая развернувшийся у его подножия погребальный сад – равду, содружество зелени, воды и архитектуры.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I История строительства Тадж-Махала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1 Шах-Джахан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Беломраморная архитектура Шах-Джахана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 История Тадж-Махала – история любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.4 Строительство мавзолея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.5 Происхождение названия мавзолея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.6 Альтернативная история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Глава II Особенности архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава III Тадж-Махал в наши дни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Приложение Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Приложение В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

     Для удобной доставки материалов для возведения купола была построена рампа длиной 2 мили. Легенда гласит, что когда постройка была завершена Шах-Джахан приказал отрубить правую руку главному архитектору, чтобы никогда и никто уже не мог повторить этот шедевр.

     Судя по старинной легенде, к строительству были привлечены европейцы: венецианский и французский архитекторы, но, к сожалению, их подлинные имена не известны. Возможно, их вкладом стал роскошный парк вокруг мавзолея.

     По другим данным, в отделке дворца принимали участие венецианский ювелир Джеронимо Верронеои французский мастер Огюстен де Бордо, участвовавший в отделке знаменитого Павлиньего трона Шах-Джахана в Дели.

     В вопросе о том, кому же все таки принадлежало строительство мавзолея мнения ученых расходятся. Перси Браун в своих трудах справедливо отмечал, что этот памятник, несомненно, знаменует завершение развития архитектуры в период Моголов. Мнение о том, что проект Тадж-Махала принадлежит европейскому архитектору, не обосновано сколько-нибудь убедительно. В. Смит в своей «Истории изящного искусства Индии и Цейлона» считает, что Тадж-Махал – «продукт соединения европейского и азиатского гения».

Хайвелл и Перси Браун высказывают мнение, что Тадж-Махал  - целиком творение могольской архитектуры и логическое завершение ее развития. Ученые приводят веские доказательства в пользу того, что Тадж-Махал – продукт именно индийского архитектора-гения.

     Согласно архивным документам, Шах-Джахан и сам участвовал в планировке парка и окружавших мавзолей построек. Чтобы в казну поступало больше денег, падишах обложил крестьян новыми тяжелыми налогами.

     Мастеров, работавших над возведением купола, художников-каллиграфов, ювелиров, специалистов по мозаичным работам и инкрустации щедро вознаграждали, а вся забота о простых рабочих и ремесленниках сводилась к тому, чтобы они не умерли с голода.

Строки из священного Корана на различных частях мавзолея — например, на  главном входе в Тадж-Махал, были выполнены знаменитым каллиграфом Аманат Ханом Ширази. Главными исполнителями мозаичных работ были пятеро хинду.
     Главный архитектор Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия. Надо отметить, что не все согласны с тем, что архитектором был именно Иса Кхан, уверяя, что Индия не была настолько технически развита, чтобы суметь самостоятельно возвести такой совершенный храм. Сторонники этой версии говорят, что скорей всего руководил постройкой какой-нибудь приглашенный венецианский мастер. Так это или нет, теперь установить вряд ли удастся. Ни в одном документе сведений о том, кто руководил строительством, не зафиксировано. Осталась только надпись на самом Тадж-Махале, которая гласит: «Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами».
     По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее. Все материалы для мавзолея доставлялись издалека. Песчаник доставляли в Агру из  Сикри, полудрагоценные каменья — из копей Индии, Афганистана, Персии и Средней Азии. Нефрит везли из Китая, аметист из Ирана, малахит – из России, сердолик — из Багдада, бирюзу – из Персии и Тибета.
    Белый мрамор, из которого сделан Тадж-Махал, доставлялся из  каменоломен Макраны, находящихся в 300 километрах от  Агры. Некоторые из мраморных  блоков были огромной величины, и для перевозки их  погружали в  громадные деревянные повозки, в  которые были впряжены по нескольку десятков буйволов и волов.
     Белый мрамор – основа всего Тадж-Махала. Сверху стены покрывались тысячами драгоценных и  полудрагоценных камней, а  для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Именно благодаря такой обработке, здание не  чисто белое, как его изображают на  многих фотографиях, а   переливается множеством оттенков, в зависимости от того, как на него падает свет.
     Даже в наше время здание мавзолея создает ощущение небывалой роскоши, хотя раньше он выглядел еще богаче. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра, в них были забиты сотни маленьких серебряных гвоздиков. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. К сожалению, все это было расхищено. Когда Лорд Лейк занял Агру в 1803 году, его драгуны вынесли из Тадж-Махала 44 тысячи «тола» чистого золота. Британские солдаты вынули немало драгоценных камней из стен мавзолея. Как свидетельствует лорд Керзон, «было обычным делом для солдат, вооружившись зубилом и молотком, выковыривать средь бела дня драгоценные камешки из надгробья императора и его любимой жены»[7]

Став вице-королем Индии, лорд Керзон ввел законы, которые позволили спасти от полного разорения Тадж-Махал и тысячи других монументов.
     Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого. Второй мавзолей должен был быть точной копией первого, но из черного мрамора, а между двумя мавзолеями должен был проходить мост из черно-белого мрамора.

      Но второй мавзолей так и не был возведен: народ стал роптать — страна и так обнищала от многочисленных внутренних войн, а правитель тратит огромные деньги на такие постройки.
     В 1657 году Шах-Джахан тяжело заболел. Этим обстоятельством воспользовался его сын Аурангзеб. Он арестовал отца и заключил его, еще не окрепшего после недуга в Агру, в Красный Форт, под домашний арест. Аурангзеб захватил престол и девять лет продержал отца в заперти. Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что он из своих покоев мог видеть Тадж-Махал. Он писал прошения к сыну, где униженно умолял его похоронить рядом с Мумтаз.

     Перед смертью Шах-Джахан сильно ослаб и не мог подходить к окну, чтобы созерцать последний приют возлюбленной. Он умер, глядя на отражение мавзолея в крошечном вогнутом зеркальце, вмурованном в стену.

Аурангзеб выполнил его просьбу, похоронив рядом с Мумтаз-Махал(см. приложение Б, рис. 3) Спустя долгие годы возлюбленные снова были вместе. На их надгробиях всегда живые цветы. Это дань памяти и восхищения вечно живой Любви.

 

     1.5 Происхождение названия мавзолея

    

     Никому доподлинно неизвестно, как великолепный дворец-мавзолей получил свое имя. Филологи-лингвисты придерживаются того мнения, что название Тадж-Махал имеет персидское происхождение. А официальным языком  при дворе правителя моголов был именно персидский. «Главная легенда гласит, что Джахан дал дворцу имя своей жены, немного изменив его. «Мумтаз-Махал» - украшение дворца, «Тадж-Махал» - корона дворца, или иначе корона царства»[8].

     Некоторые ученые считают, что название дворец получил от храма бога Шивы «Теджо Махалая». Шах мог трансформировать имя храма и использовать его для мавзолея в религиозных целях.

 

 

 

 

     1.6 Альтернативная история

    За последние годы образовалась крупная оппозиция ученых, которые противопоставляют свои исследования общепринятой точке зрения на историю Тадж-Махала. Эта группа историков утверждает, что здание было создано вовсе не в 17 веке и не Шахом-Джаханом! Ученые указывают на следующие факты:

        Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.

        Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.

        В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.

        Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.

        Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.

Могли ли летописцы просто забыть упомянуть о таком глобальном строительстве? Историки сильно сомневаются в этом…

 

 

 

 

 

 

Глава II Особенности архитектуры

 

     Император Шах-Джахан обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах-Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

     Отметим, что усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры, поэтому  имеет некую схожесть с мечетью. На это указывают:  минареты, купола, стрельчатые пологие арки, арабская вязь и растительный орнамент на стенах и фасаде здания. Тадж-Махал воздвигнут на квадратной платформе (186 на 186 футов) с четырьмя усеченными углами. Таким образом, мавзолей имеет форму неправильного восьмиугольника.

 

Цифра четыре как символ совершенства.


     Согласно исламским традициям, число 4 имеет особый смысл. Оно означает завершенность и совершенство. Этим объясняется повторение цифры четыре на зданиях и в окрестностях Тадж Махала. В свою очередь, это ведет к установлению равновесия, и даже на взгляд человека не исламской конфессии позволяет мавзолею выглядеть таким совершенным. Четыре купола главного здания и четыре минарета по углам террасы создают невидимые диагонали, которые сосредотачивают внимание посетителя на центральном куполе. В главное здание ведут четыре двери, по одной на каждой из четырех более длинных сторон. Тема цифры четыре повторяется и в облике сада. Там разбиты четыре квадратных лужайки, каждая из которых одинаково поделена на 16 участков, что в целом создает 64 цветочные клумбы. В каждой клумбе посажено по 400 цветущих растений и этому порядку следуют до сих пор.

 

      При создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии. Основной материал для строительства – белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения, находящегося в 320 км от Агры.

     Воздушность создается непривычными для нас пропорциями — высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. Ширина постройки равна ее общей высоте — 75 метрам, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но отнюдь не подавляющего своими размерами.
     Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 и 17 метров в диаметре. «Когда воздвигали гигантский купол, для более удобной доставки необходимых материалов на большую высоту по проекту Исмаил Хана была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра»[9]
     Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса. На уровне пола установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.
     Весь парк с трех сторон окружен оградой. Вход из красного камня украшен белым узорным «портиком», а сверху «накрыт» 11 куполами, по бокам стоят две башни, также увенчанные белыми куполами.
     Тадж-Махал находится среди парка (его площадь почти 300 кв. м), в который можно попасть через большие ворота, символизирующие вход в рай. Парк устроен в виде дороги, которая ведет прямо к входу в Тадж-Махал. Посреди этой «дороги» находится большой мраморный бассейн, с протянутым к нему оросительным каналом. Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц.
     Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесенного стенами участка, который составляет большую часть прямоугольника.
     Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые «сталактиты» — сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.
     К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм.
     Внутри здание не менее красиво, чем снаружи. Белоснежные стены украшены камнями и затейливыми узорами. Четырнадцать сур из Корана — традиционное украшение для мусульманской архитектуры — венчают своды арок над окнами. На стенах — гирлянды неувядающих каменных цветов. В центре — резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы. В самой середине платформы помещена камера гробницы, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой.

 

 

 

 

 

Глава III Тадж-Махал в наши дни

     
          Мавзолей Тадж-Махал, несомненно, наиболее известная и посещаемая достопримечательность Индии. В последние годы здесь бывает более чем по три миллиона туристов, и поток их постоянно нарастает. Вполне закономерно, что более 20 лет назад мавзолей в Агре был официально отнесен ЮНЕСКО к числу памятников всемирного наследия. Более того, в 2007 году в проекте, организованном некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC), Тадж-Махал был причислен к новым семи чудесам света из известных архитектурных сооружений мира.

Со всех четырех сторон мавзолея дежурят полицейские, которые зорко следят за всеми посетителями. Они охраняют вход на верхние площадки мавзолея (до того, как этот проход закрыли, десятки самоубийц прыгали с минаретов, чаще всего причиной была неразделенная любовь — символично, ведь Тадж-Махал еще называют «храмом любви»). Также полицейские следят за тем, чтобы туристы не фотографировали здание вблизи, поскольку Тадж-Махал признан национальной святыней.
          Необходимо отметить, что ученые серьезно обеспокоены будущим мавзолея. В октябре 2004 года двое индийских историков выступили с предупреждением, что Тадж-Махал наклоняется и может обрушиться или осесть, если власти штата Утар-Прадеш, в котором находится знаменитый мавзолей, не займутся территорией, непосредственно прилегающей к памятнику архитектуры. Особое беспокойство вызывает состояние реки Джамна, расположенной рядом с Тадж-Махалом. Это связано с иссушением русла. Правительство Индии пообещало выделить достаточную сумму на проведение специальных работ.
          Охранять этот памятник архитектуры бесспорно необходимо. Ведь это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Британский путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: «Все люди в мире делятся на две группы — те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Тадж-Махал