Специфика развития туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:32, реферат

Описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым
социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его
развитию способствует расширение политических, экономических, научных и
культурных связей между государствами и народами мира.

Содержание

1.Введение............................3
2.Этапы развития туризма в России:.................5
3.Просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.).........5
4. Предпринимательский период (1890-1917г.г.).........7
5.Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г........8
6. Организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)....10
7.Административно-нормативный период (1970-1990г.г.)......12
8. Переходный период (с 1990г.)................14
9. Современное состояние российского туристского рынка....14
10. Заключение............................17
11. Список использованной литературы................18

Работа состоит из  1 файл

реферат 1.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все

виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и

профсоюзов.

Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного периода стали

одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по

туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус

Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и

областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями  были

разработаны  линейные, кольцевые и радиальные маршруты.

Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом,

носят название линейных. Если  маршрут начинался и заканчивался в одном и том

же месте, он назывался кольцевым.

Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период

отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или

пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками

туристских приютах.

Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который

организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими

участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов

высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные,

лыжные, водные, велосипедные, конные.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития

различных видов туризма организационно-централизованный период также

характеризуется следующими чертами:

§        создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха,

санатории, пионерские лагеря);

§        лимитирование внешнего  (выездного) туризма.

                 

 

                   АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД                   

                                                   (1970-1990г.г.)                            

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение

которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет)

и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов,

которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания,

подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое

поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции

школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в

воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной

тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали

принимать родителей с детьми.  Увеличился ассортимент туристских услуг в

туристских хозяйствах.

Центральный совет по туризму и экскурсиям  (так он стал называться с 1969г.)

открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-

экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”,

которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу.

Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских

гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания

населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для

родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные

(речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров

СССР и ВЦСПС  “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-

экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание

комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение

объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности

удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение

качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг

. В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным

туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги,

приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров,

курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов

было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв,

областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в

отдельных регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-

оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных

городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,

“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды

обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении

отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и

оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо

развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

        Основными чертами административно-нормативного периода являются:       

§        развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

§        распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное

лечение);

§        создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

§        создание научной основы изучения туризма.

                    

 

                                ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)

                     

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от

административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию,

основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и

рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

                        Особенности переходного периода:                       

§        переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские

предприятия становятся собственностью разных владельцев);

§        формирование туристского рынка на основе новых законов;

§        использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых

экономических и правовых отношениях;

§        изменение характера спроса в связи с появлением новых видов

туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры,

тур с целью изучения языка и т.д.)

§        невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты,

дома отдыха);

§        возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

§        рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

          

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА 

        

Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло

три процесса:

  1.     распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий; 

2.     создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться

туроператорами или турагентами;

3.     модификация старых туристских предприятий путём перестройки на

разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры.

Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на

внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению

российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического

содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых

формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских

туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых

в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм,

образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление,

морские круизы.

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

§        новизна иностранного продукта для российского потребителя

(отсутствие выездного туризма в СССР);

§        упрощение порядка выезда;

§        расширение внешних деловых контактов;

§        увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших

валютными средствами;

§        доступность цен на выездные туры;

§        большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта

(лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный

транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в

России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы

переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это

дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и

частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса

и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью:

отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и

др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое

кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический

туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу,

Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический,

сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

§        нестабильность внутренней политики;

§        несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным

стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и

железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания

(заправка, ремонт и мойка машин);

§        несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности,

классности гостиниц и уровню сервиса в них;

§        завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

§        несовершенство законодательного и экономического стимулирования

российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном

уровне;

§        недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов,

что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и

стране в целом;

§        отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию

положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения

развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только

зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается

качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные

детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до

комфортабельных) и  зарубежные страны с познавательной целью и т.д.),

разрабатываются новые маршруты туров.

В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма

в России.

Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими,

экономическими, политическими, культурными аспектами.

1.     Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными,

политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных

перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах,

народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские

передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер:

горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

2.     Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки,

пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного

характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и

др.

3.     Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к

комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы

(различные снаряжения, инвентарь  и т.д.)

4.     Развитие транспортных средств  привело к массовому туризму.

5.     Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов,

туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.

6.     Постепенное формирование рынка услуг.

7.     Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и

экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.

8.     Повышение качества туристских услуг и обслуживания.

9.     Создание административно-правовых норм в туризме.

10. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов,

буклетов, организация выставок.

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.

2. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”

Ростов-на-Дону, 1988г.

3.”Основы туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.

4. Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г.

Информация о работе Специфика развития туризма в России