Состояние и перспективы эколого-туристического потенциала развития экологического туризма в Алтайском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является изучение состояния и перспектив эколого-туристического потенциала развития экологического туризма в Алтайском крае и Республике Алтай.
Согласно поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Дать определение понятию «экологический туризм», его характеристику роли и месту в системе туристкой деятельности;
2. Выделить особо охраняемые природные территории как центры развития экологического туризма;
3. Изучить проблемы и перспективы развития экологического туризма в России;
4. Провести анализ эколого-туристского потенциала Алтайского края и Республики Алтай;
5. Оценить эколого-туристские маршруты на территории Алтайского края и Республики Алтай;
6. Разработать рекомендации дальнейшего развития экологического туризма в Алтайском крае и Республике Алтай.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экологический туризм как перспективный вид деятельности…......7
1.1. Сущность и значение экологического туризма……………………..7
1.2. Виды экологического туризма…………………………………….....13
1.3. Особо охраняемые природные территории как база развития экологического туризма………………………………19
1.4. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России………………………………………………25
Глава 2. Концепция развития экологического туризма в Краснодарском крае……………………………………………………………34
2.1. Анализ ресурсов и условий для развития экотуризма в Краснодарском крае…….….…….………34
2.2. Социологические исследования потребительских предпочтений при выборе экологических туров……………………51
2.3. Оценка эколого-туристических маршрутов на территории Кавказского государственного биосферного заповедника…….….54
2.4. Рекомендации по развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Краснодарского края…………….74
Заключение……....….……...……….…………………………………………….83
Список литературы……………………………………………………………….86
Приложения……………………………………………………………………….90

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития экологического туризма в Южном Федеральном округе.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

Развитие экотуризма не требует строительства новых гостиниц на охраняемой территории. Размещение экотуристов следует организовывать не на охраняемых территориях, а в окружающих их населенных пунктах. Все эти мероприятия к тому же позволят свести к минимуму негативное воздействие экотуризма на охраняемые территории.[11]

По мнению А. И. Эйтингона, экономические  трудности последнего десятилетия не позволяют в должной мере финансировать российские охраняемые природные территории, которые в значительной степени существуют за счет поддержки международных организаций. В связи, с чем в последнее время все большее внимание не только национальных парков, но и ряда заповедников обращено на развитие экотуризма, что свидетельствует о хороших перспективах данного направления.[32]

Прибыль от развития экотуризма можно будет направить не только на поддержание научной и природоохранной деятельности охраняемых природных территорий, но и на социально-экономические нужды местного населения. Важный социальный эффект развития экотуризма будет и в том, что все большее число людей, в том числе и тех, кто может оказать существенную поддержку и повлиять на общественное мнение, смогут посетить ранее недоступные для них территории. Текущую ситуацию в сфере экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Краснодарского края можно охарактеризовать как неудовлетворительную. В настоящее время оказание ООПТ туристских услуг посетителям не приносит ожидаемых доходов по нескольким причинам.

В основном это экономические и  организационные причины. К числу  экономических причин относятся:

1) отсутствие необходимого первоначального  капитала для финансироваия работ по созданию экоцентров, которые приступили бы к проработке всего комплеса вопросов, относящихся к формированию целевых программ экологических путешествий

2) незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов

К организационным причинам можно  отнести:

1) отсутствие специализированных  турорганизаций в области экотуризма;

2) ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурсий;

3)отсутствие рекламы экотуризма;

4) ограниченность квалифицированноых  специалистов в области экотуризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение экологических туров;

5) отсутствие необходимой законодательной  базы туризма.

Отношение к территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в научных целях нетронутые природные территории, также привело к серьезным проблемам оторванности от общего социально-экономического развития регионов и отсутствию поддержки со стороны местного населения. А экономический кризис последнего времени еще более обострил противоречия между безработным населением и заповедниками, которые воспринимаются как природные ресурсы, изъятые из использования по неясным причинам и с неопределенными целями. Без должного планирования и управления при отсутствии знаний и опыта в этой сфере деятельности экологический туризм не обеспечит существенных экономических преимуществ охраняемым территориям и местным жителям. Вместо этого он может нанести непоправимый вред уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экотуризма.

Эффективное развитие экотуризма на территории Краснодарского края затрудняет ряд проблем общего характера.

На федеральном и региональном уровнях:

  • экономический кризис, политическая нестабильность оказывают влияние на имидж России, особенно в глазах зарубежных туристов
  • несовершенство законодательства, в особенности налоговой политики, визовой системы, правил землепользования. На сегодня юридические и экономические условия не создают благоприятных условий для инвестиций для развития экологического туризма. Во многих случаях развитие экологиеского туризма невыгодно заповедникам, так как они вынуждены отчислять значительную часть средств в качестве налогов.
  • отсутствие стратегии и конкретных планов развития экотуризма на базе заповедников

Таким образом, экотуризм пока не получает достаточного внимания ни со стороны  государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики, отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых является получение максимальной прибыли в короткие сроки.

На местном уровне:

  • В большинстве ООПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма
  • Отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры – условий проживания, транспортных средств, организованных туристских маршрутов, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек и прочих приспособлений
  • Отсутствие подробной информации о районах проведения туров и эколого-познавательных программ в наших ООПТ
  • Отсутствие специализированной информации, например списков видов растений и животных с комментариями, перечней редких и исчезающих видов и др. Успех экотуризма, в значительной степени зависит от возможности посетителей получить достоверную и исчерпывающую информацию еще до начала поездки.
  • Не разработаны комплексы маршрутов и программ для разных категорий туристов, т.е. отсутствует туристический продукт, соответствующий стандартам международного туристического рынка
  • Отсутствие у российского персонала опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма, особенно в области маркетинга, познавательных программ для разных категорий посетителей, ценообразования
  • ООПТ Краснодарского края не в состоянии предоставить туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции, поэтому их доходы ниже, чем могли бы быть
  • У ООПТ Краснодарского края отсутствуют качественные рекламно-информационные материалы и возможности выхода на высокоспецифический международный рынок туризма.
  • Отсутствуют специализированные структуры, способные организовывать и координировать процесс развития экотуризма на федеральном и региональном уровнях.
  • Отсутствуют механизмы, при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды местных поселений. Большинство ООПТ недооценивают необходимость участия местного населения в развитии экотуризма.

Причины, сдерживающие развитие экологического туризма на ООПТ Краснодарского края достаточно серьезны. В современных условиях политической и экономической неопределенности их устранение может затянуться на длительное время. Это означало бы, во-первых, упущенную экономическую выгоду, а во-вторых, продолжающуюся экологическую стагнацию, которую можно было бы хотя бы сдержать, содействуя развитию экологического туризма.

Для того чтобы экологический туризм развивался в соответствии с международными принципами, в рамках концепции устойчивого туризма в Краснодарском крае, нужна координация действий на всех уровнях. Только объединение усилий, единство рекламной и маркетинговой политики, выработка корпоративной этики, единых стандартов обслуживания и организации туризма на особо охраняемых природных территориях обеспечат успешную реализацию всех намеченных мероприятий. Развитие деятельности по экологическому туризму должно координироваться на федеральном уровне и уровне региональных ассоциаций заповедников.

Важнейшей задачей на современном этапе развития экологического туризма в Краснодарском крае является выработка корпоративной культуры, этики, правил поведения, определенного стиля организации и уровня общения.

Оценка туристического потенциала позволяет выделить ряд рекомендаций по повышению туристического потенциала территории Краснодарского края:

1. Повышение уровня привлекательности  объектов, за счет их обустройства: оборудование маршрутов, установка урн, разъясняющих указателей. Не допускать загрязнения территории и актов вандализма.

2. Совершенствование законодательной  системы. Разработка местных законопроектов регулирующих нормативно-правовую базу развития экотуризма.

3. Определение норм предельно  допустимых нагрузок, для каждого  объекта.

4. Разработка и внедрение правил посещения объектов экотуризма.

5. Направление части средств  от туристической деятельности  на социальные нужды и природоохранные мероприятия.

6. Внедрение волонтерского движения  при обустройстве объектов и  организации экотуров. Здесь можно использовать опыт отечественных и зарубежных особо охраняемых природных территорий по привлечению волонтеров через средства массовой информации, Интернет.

7. Разработка туров, с обязательным  включением эколого-познавательного  элемента, повышающего уровень  экологического сознания туристов и воспитания подрастающего поколения.

8. Экономическое стимулирование  местных жителей, за счет получения  доходов от экотуризма, направленное  на его дальнейшее развитие  и охрану окружающей природной среды.

9. Организация и проведение экотуров местными специалистами, знающими всю специфику объекта экотуризма. С использованием опыта зарубежных территорий. Что позволяет достичь качественного уровня туристического продукта и профессионального подхода к подаче информации.

10. Привлечение местной рабочей силы, ресурсов и продукции, с целью повышения уровень жизни и трудоустройством населения.

Проведенное исследование позволило  подойти к проблеме развития экологического туризма на основе объективной комплексной оценки природных и социально-экономических факторов с соблюдением экологического императива, как гаранта устойчивого развития территории Краснодарского края.

Для привлечения туристов на особо  охраняемые природные территории необходима не только работа внутри этих территорий, но и интенсивная работа с внешней средой, которая бы воздействовала на экотуристов и мотивировала интерес к природоохранным территориям. К видам такой работы относится реклама, программы экологического образования и просвещения, участие в выставках, семинарах, выступления и публикации в СМИ.

Собственно экологическая или  прямая экологическая информация, которую следует включать в определенных количествах в рекламные материалы, должна быть конкретной, регионально специфичной и опирающейся, насколько это возможно, на официальные источники.

Наряду с прямой экологической  информацией для привлечения  клиентов и их воспитания необходимо использовать косвенные способы представления экологических сведений. Эффективным инструментом такого рода являются экологические торговые марки и знаки, а также сертификаты, которые могут присуждаться отелям, фирмам, товарам и даже местностям.

Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная печатная продукция - самый  распространенный и привычный тип  рекламы. Он может использоваться как на различных выставках, ярмарках, так и непосредственно на ООПТ и распростаняться при посещении ООПТ.

Вместе с тем во всем мире и  в определеной степени в России все более заметную роль начинает играть компьютерно-сетевая реклама. В частности ряд эколого-туристских фирм, а также некоторые заповедники и национальные парки уже имеют свои страницы в сети ИНТЕРНЕТ.

Несколько слов следует сказать  о наружной рекламе, применяемой  в национальных парках. На территории парков находятся торговые учреждения, турбазы и кемпинги, нередко музеи. Вот их и следует рекламировать средствами наружной рекламы, особенно если они принадлежат парку или сотрудничают с ним.

Что касается принципов организации  экологического образования и просвещения на базе ООПТ, то общей целью является повышение уровня экологического и краеведческого знания, адекватного восприятия природы, знакомство со связанными с природой народными традициями и обычаями, подготовка профессиональных кадров.

Осуществление широкого экологического просвещения на базе ОПТ высокого ранга возможно преимущественно при активности специалистов, работающих на ОПТ, и может быть успешным при выделении специальных грантов.

Не исключено и даже желательно частичное использование природоохранной пропаганды и экологического просвещения на традиционной основе чтения бесплатных лекций ученикам близлежащих школ, организации встреч с местным населением.

Согласно "Основным Направлениям Развития и Организации Деятельности Государственных Природных Заповедников РФ на период до 2010 года" целью рекламно-информационного обеспечения является подготовка к рекламной кампании возможностей познавательного туризма в заповедниках России. Предусматриваются следующие мероприятия:

1. Издание рекламно-информационной  продукции для посетителей

1.1 Иллюстрированные брошюры о природе регионов и охраняемых территориях, флоре и фауне, возможных маршрутах и программах познавательного туризма

1.2 Буклеты по отдельным ключевым  территориям; путеводители по  тропам и маршрутам

1.3 Рекламные плакаты и листовки  для распросранения в гостиницах, на турбазах, в домах отдыха, на авиалиниях

1.4 Рекламно-информационные фильмы

2. Издание сопутствующих материалов, необходимых для эффективного  развития экотуризма в регионе

2.1 Брошюры с правилами поведения  посетителей в заповеднике

2.2 Карты региона в целом с  указанием охраняемых территорий  и возможных экотуристических маршрутов

2.3 Карты отдельных охраняемых  территорий с указанием возможных  экотуристических маршрутов на них

2.4 Путеводители по региону и  отдельным ключевым территориям

2.5 Фотоальбомы и буклеты о  природе региона и его охраняемых  территориях

2.6 Сувенирная продукция с символикой  заповедников: открытки, календари, футболки, значки

3. Подготовка базового пакета  информационно-рекламных материалов  о возможностях познавательного туризма в заповедниках

Крайне важно расширять обмен  опытом между заповедниками и  национальными парками в сфере организации экологического туризма и привлечения клиентов. В этом важную роль могут сыграть действующие региональные ассоциации государственных природных заповедников и национальных парков. Не менее актуальным представляется дальнейшее изучение специалистами-практиками из ООПТ Краснодарского края зарубежного опыта в рассматриваемой сферы.

 

Заключение

 

Данная работа посвящена одному из актуальных направлений в индустрии туризма – экологическому туризму и перспективам его развития. Россия рассматривается мировым сообществом как одна из наиболее обеспеченных ресурсами и перспективных с точки зрения развития экологического туризма.

Информация о работе Состояние и перспективы эколого-туристического потенциала развития экологического туризма в Алтайском крае