Сезонность в работе турбюро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:19, реферат

Описание

Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и произ¬водство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристических предприятий, а также других производств, ориентиро¬ванных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высво¬бождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и ус¬луги для туристов и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Сеззоность в работе турбюро реферат.docx

— 28.63 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм  сегодня - это одна из наиболее динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики. На эту сферу приходится около 6% мирового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее  место и 11% мировых потребительских  расходов. Для некоторых стран  туристическая деятельность является важным, а иногда и единственным источником дохода. Кроме того, туризм предоставляет возможность для  ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и ее народа. Поэтому  все вопросы, связанные с туристической  деятельностью актуальны.

В этом отношении необходимо учитывать, что  функционирование туристического рынка и связанных с ним предприятий туристической индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристские услуги. Это объясняется тем, что для туристической отрасли, также как и для многих других, характерна экономическая (производственная) цикличность, или сезонность. Фактор сезонности играет важную роль в политике ценообразования туристических фирм, анализ сезонных колебаний цен на рынке туристических услуг (особенно на рынке пляжного отдыха) является одним из направлений маркетинговых исследований. Знание закономерностей и основных тенденций сезонности необходимо также для проектирования новых турпродуктов, планировании рекламной компании и много другого.

Сезонность  в туризме налагает отпечаток  на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристических предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.

 

ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ СЕЗОННОСТИ В ТУРИЗМЕ

 

1.1 Сущность  понятия сезонность

Туристический рынок - это динамично развивающаяся отрасль экономики, и характерным явлением для неё является цикличность. Цикличность означает повторяемость основных тенденций и интенсивности развития. Цикличность может обуславливаться как внешними факторами, так и внутренними глубинными свойствами рынка. Можно выделить два вида цикличности:

  • цикличность экономическую, то есть достаточно продолжительную по времени и охватывающую несколько лет. Такая цикличность необходима для долговременного планирования и анализа, поскольку она отражает основные закономерности действия механизма рынка.
  • цикличность малую, или сезонную. Её временной интервал - до одного года. Она носит сезонный характер и более или менее совпадает с климатическими изменениями.

Таким образом, цикличность - это регулярно  повторяющиеся во времени изменения  уровня, вектора, скорости и характера  его развития. Под сезонностью, или  сезонными колебаниями, понимают более  или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики социально-экономических  явлений. Их причинами являются особенности  товарного предложения, покупательского  спроса, изменения затрат в зависимости  от изменения климатических условий  в разные временные промежутки рассматриваемого периода и т.д. Другими словами, сезонностью называют устойчивую закономерность динамики внутригодовых и постоянно повторяющихся колебания спроса и предложения. Практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе рядов внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику развития изучаемых явлений по месяцам (кварталам) годового цикла.

По  сути своей сезонность - довольно сложное  явление. Часто её последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке  туристского продукта обуславливает  пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему  соответствует и сезонный подъём спроса. Однако в настоящее время  многие туристские фирмы имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания. Однако все равно чаще всего можно наблюдать в качестве "мёртвого" сезона раннюю весну. Таким образом, в значительной мере сезонность - это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

Однако  в некоторых странах отмечается прямо противоположная ситуация. В Египте, к примеру, пик активности туристов приходится на зиму и весну, поскольку летом и осенью температура воздуха зашкаливает далеко за +40. Однако пляжный отдых, основное туристское направление в этой стране, там круглый год.

Менеджер  по туризму всегда должен помнить  о факторе сезонности. В целом, можно выделить четыре типа сезона туристской деятельности:

Сезон пик (топ). Так называют период времени, который в наибольшей степени  благоприятен для организации рекреационной  деятельности туристов. Он характеризуется  максимальной плотностью туристов, поскольку  обладает наиболее комфортными условиями  для оздоровления и отдыха.

Высокий сезон - период повышенной активности туристов. В это время устанавливаются  наиболее высокие тарифы на туристские услуги. В северном полушарии наибольшая интенсивность спроса на них приходится на третий квартал года, а также  на время новогодних (рождественских) и пасхальных каникул.

Низкий  сезон характеризуется снижением  деловой активности на туристском рынке. Это время не самое благоприятное  для рекреации, и именно поэтому  цена на туристский продукт существенно  снижена.

"Мертвый"  сезон - так называют период  времени, в течение которого  на рассматриваемой дестинации можно наблюдать максимально неблагоприятные условия для рекреационной деятельности. К таким условиям мы может отнести, например, дискомфортную погоду (сезон дождей, низкие температуры, высокая влажность воздуха и др.)

Однако  сезонность в туризме определятся  не только природно-климатическими факторами, имеется и ряд других, не менее  важных, их называют вторичными. В первую очередь, это экономические - то есть структура потребления товаров  и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения  и пр.

 

1.2 Роль сезонности в реализации туристического продукта

Как уже  отмечалось, сезонность спроса играет важную роль при реализации туристских услуг. Это явление имеет как  положительные, так и отрицательные  последствия.

С одной  стороны, сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий  туристский сезон обслуживающий  туристическую отрасль персонал имеет много сверхурочной работы. В тоже время для межсезонья характерна недостаточная загруженность.

Однако, по сравнению с курортными предприятиями  размещения и питания, туристические фирмы не так страдают от фактора сезонности. Туроператоры и турагенты - это довольно гибкие организации, которые достаточно быстро приспосабливаются к изменениям спроса. Так, например, некий туроператор специализируется на турах во Францию. С приближением зимы экскурсионно-познавательный и пляжный отдых становится уже не таким популярным, и наш туроператор способен оперативно "переключиться" на продажу горнолыжных туров во французские Альпы. В то же время гостиницы и рестораны привязаны к своему месторасположению и круглый год несут постоянные издержки, например, зарплата штатных сотрудников. Также, независимо от загрузки отеля (будь то положенные 70% или же случайно заехавшие 2-3 постояльца), владельцы отеля обязаны поддерживать помещения в чистоте, платить за обогрев и электроэнергию здания и т.п. По этой причине многие курортные гостиницы в низкий сезон закрываются совсем. Отсюда вытекает следующая проблема - как нанять и сохранить квалифицированных работников. В таких условиях и заинтересованность в труде организовать сложно, так как не работает основной метод стимулирования сотрудников - карьерная лестница.

С другой стороны, сезонность в туризме способствует широкому профилю персонала, поскольку  одному и тому же работнику приходится выполнять разные функции в зависимости  от сезонных особенностей.

Сезонность  по сути своей нельзя ликвидировать, её возможно только смягчить. В несезон этому служат рекламные туры, скидки, организация специальных событий для привлечения туристов (фестивалей, выставок, праздников).

В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно меньше, чем в  других странах. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая решение скорректировать сроки и продолжительность каникул с целью равномерного распределения внутреннего туристического потока по сезонам. Прямо противоположная ситуация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее большинство предприятий - страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что в этот период цены на рекреационные услуги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.

Другое  направление - это разработка и продвижение  новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие событийного туризма, а  также социального туризма для  целевых групп: познавательного - для  пенсионеров и образовательного - для молодёжи.

 

1.3 Методы учёта фактора сезонности при реализации туристского продукта.

В процессе реализации туристических услуг часто возникает необходимость в моделировании сезонности как экономического явления для оценки существующих колебательных процессов в отрасли.

В условиях постоянно меняющихся сезонов изменяется и интенсивность динамики в фирме. Это может выражаться в постоянных спадах и подъёмах следующих показателях  деятельности организации: производительность труда, себестоимость туристского  продукта, прибыль, объём выпускаемой  продукции. Иногда деятельность компании может даже временно приостанавливаться.

Кроме того, необходимо, по возможности, исключить  случайные колебания. Случайные  колебания (случайные ошибки) - это  компоненты, которые могут сказаться  на исследуемом процессе крайне непредсказуемо. Например, случилась экстремально тёплая зима, и спрос в турфирме на горнолыжные  туры был практически неощутимым.

Чаще  всего для сглаживания случайных  колебаний используют среднемесячные (среднеквартальные) данные за несколько  лет. Обычно для получения достоверной  картины хватает трёх-пяти.

Для выявления  и отображения сезонных колебаний  можно использовать различные статистические приёмы. Простейшим способом выявления  сезонных колебаний служит расчёт индекса сезонности:

  • метод постоянной средней;
  • метод переменной средней;
  • метод нахождения взвешенных индексов сезонности;
  • метод скользящей средней.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидно, что поток туристов в течение  календарного года не может быть равномерным, он подвержен сезонным колебаниям. Для уменьшения степени неопределенности и риска туристическое предприятие  должно располагать надежной, объемной и своевременной информацией, которая  обеспечивается проведением маркетинговых  исследований. Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет туристическому предприятию  объективно оценить свои рыночные возможности  и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей  становится возможным с минимальной  степенью риска и с большей  определенностью.

Изучение  сезонности в туризме позволяет  определить степень влияния природно-климатических  условий на формирование тур потока, установить продолжительность туристического сезона, раскрыть факторы, обуславливающие сезонность в туризме. Оперируя этой информацией можно разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов, определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристической фирмы. Временной фактор очень важно учитывать при планировании работ по продвижению, поскольку начинать их лучше за несколько месяцев до наступления "высокого" сезона.

Фактор сезонности является весьма значительным явлением в сфере туризма, который всегда должен учитываться грамотным менеджером в работе.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

INTERNET:

  1. http://katalog.turkompot.ru/turizm/C/3.7.2.4..php
  2. http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=9&p=28&s=103
  3. http://www.polina.in/2008/03/22/faktory-vlijajushhie-na-razvitie-turizma.html
  4. http://www.turbooks.ru/libro/geogr_turizm/g5.html

Информация о работе Сезонность в работе турбюро