Рекреационные ресурсы Красноярского края и водный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель работы оценить роль водохранилищ края в развитии водного туризма. Исходя из поставленной цели основные задачи работы: систематизировать информацию о водном туризме; охарактеризовать рекреационный потенциал водных объектов края; проанализировать существующие проблемы водного туризма и оценить роль водохранилищ в перспективах его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Водные ресурсы и водный туризм
1.1. Водный туризм
1.1.1. Определение и виды водного туризма………………………….....5
1.1.2. Характеристика водных маршрутов………………………………8
1.2. Экологический аспект использования водных ресурсов……………….10
2. Рекреационные ресурсы Красноярского края и водный туризм
2.1. Теоретические основы оценки рекреационных ресурсов……………...13
2.2. Характеристика рекреационного потенциала Красноярского
края с точки зрения развития водного туризма………………...………16
2.3. Водный туризм в Красноярском крае
2.3.1. Водный туризм в Красноярском крае: история,
проблемы, перспективы развития…………………………………20
2.3.2. Роль водохранилищ края в развитии водного туризма………….23
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников…………

Работа состоит из  1 файл

Рекреационное ресурсоведение.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Около 200 тысяч рек, озера, водохранилища способствуют развитию различных видов водного туризма (сплавы на байдарках, плотах (по р. Мана, р. Сисим), каноэ; рафтинг; кайтинг, яхтинг).

Биологические ресурсы для развития туризма с целью рыбалки.

Основу рыбохозяйственного фонда составляют реки: Енисей, Ангара, Тасеева Чуна, Бирюса, Усолка, Кан, Сыда, Чулым, Мана, Кемчуг, Красноярское водохранилище площадью 2000 км2. Основные промысловые виды рыб: сибирский осетр, стерлядь, нельма, чир, муксун, сиги, омуль, ленок, хариус, голец (Приложение 3). На Красноярском водохранилище общий допустимый улов (ОДУ) определяется НИИ Экологии рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем по результатам экспериментального тралового лова (И.И. Лапицкий) и экспертных оценок на основании биологических  характеристик массовых видов (окунь, плотва, лещ) и статистики их вылова. Для определения ОДУ на Саяно-Шушенском водохранилище применяется  метод аналога (в качестве водоёма-аналога взято Красноярское водохранилище). Для осетра, добыча которого под запретом с 1998 г., оценивается максимальная величина возможного в настоящее время изъятия в мониторинговых и рыбоводных целях, определённая на основании оценки состояния популяции по уловам на единицу усилия на промысловой точке в дельте Енисея (наблюдения на этой точке проводятся с 1960 г.) и структуре уловов, в первую очередь, - по доле готовящихся к нересту самок. Эта величина позволяет оценить современный уровень воспроизводства. Кроме указанных, водоёмы региона населяет огромное число популяций, наблюдения на которых не проводятся (в первую очередь - в труднодоступных водоёмах и даже бассейнах - р. Пясины, р. Таймыры, ряд популяций не осваивается промыслом из-за их малой потребительской ценности и на магистральных водотоках). ОДУ для таких популяций определялся исключительно методом экспертной оценки на основе материалов предыдущих лет. Лицензионное рыболовство проводится на участках р. Енисей с привлечением краевого Общества охотников и рыболовов или местных администраций. Лицензии выдаются на лов ставными и плавными сетями ячеей 30-130 мм. Разрешен вылов стерляди (плавная сеть 25 м, ячея 55 мм), нельма (плавная сеть 25 м, ячея 70 мм), омуль (ставные и плавные сети до 50 м, ячеей 45 мм), сиг хариус, ленок (плавные сети 50 м, ячея 30 мм). Вылов на одну лицензию - один осетр, три стерляди, одна нельма, два чира, пять муксунов, по 10 омулей, сигов.

Состояние транспортной сети.

Основной вид транспорта в районе в настоящее время — железнодо­рожный, берущий на себя основную часть грузо- и пассажироперевозок. Главная железнодорожная дорога — электрифицированная Транссибир­ская магистраль. От нее отходят две линии, обеспечивающие связь с Монголией и Китаем. Железнодорожная сеть охватывает лишь незначительную часть тер­ритории района, главным образом в его южной части. Плотность ее составляет лишь 21 км на  10 тыс. км2. Большая же часть населенных пунктов располагается не ближе 300 - 500 км от же­лезных дорог. Не имеют железных дорог национальные округа Красноярского края (кроме небольшой линии Дудинка - Норильск). В перспективе возможно сооружение Северо-Сибирской магистрали, которая может стать основой создания второго широтного экономиче­ского пояса.

Важную роль играет водный транспорт. Основ­ные реки текут в районе с юга на север, соединяя таким образом хорошо развитые южные территории с менее освоенными северными. Морской транспорт обслуживает Северный морской путь. Он дает воз­можность обеспечивать продуктами, топливом и всем остальным самые северные территории района. К трассе Северного морского пути подхо­дят основные реки района. Поэтому можно говорить о единой транспорт­ной системе: железные дороги юга — морской путь и соединяющие их речные магистрали. Крупный морской порт Дудинка (аванпорт Норильска) расположен в низовьях р. Енисея, Он круглогодично связан с Архангельском и Мурманском, и в период навигации по р. Енисею — с Красноярском и Диксоном. Игарка — крупнейший после Архангельска лесоэкспортный порт России. Существенное место в морских перевозках занимают Диксон и Тикси.

Воздушный транспорт играет важную роль и для связей с другими районами России, и во внутренних сообщениях.

В целом транспортная система региона развита слабо, особенно плачевно состояние дорог. Для привлечения массы туристов из других регионов страны и иностранных граждан необходимо провести реконструкцию и модернизацию всей транспортной сети края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.           Водный туризм в Красноярском крае

 

2.3.1. Водный туризм в Красноярском крае: история,

проблемы, перспективы развития

 

Развитие водного туризма по Енисею началось в шестидесятые годы. Это были годы масштабного пополнения Енисейского пароходства новым флотом, в том числе и пассажирским. В течение скорого времени пришли теплоходы «В. Чкалов», «А. Матросов», «Балхаш», «Байкал», восемь судов типа ОМ-300 для обслуживания пригородных линий и верхнего Енисея, двенадцать дизель-электроходов. Все суда, кроме ОМ-300, предназначенные для обеспечения транзитных пассажирских и туристических линий, были повышенной комфортабельности, имели автономность плавания более 15 суток.

Последнее десятилетие водный туризм на Енисее практически прекратился. Были на то субъективные и объективные причины. Сначала банкротство профсоюзов, которые в массовом порядке распределяли туристические путёвки, потом распродажа пассажирских судов - вконец извели туризм на Енисее. Все понимают, что возрождать его нужно. Енисей не только может быть востребован как источник энергии, как транспортная артерия, но и приносить доходы краевой казне от туризма.

Однако, мало что изменилось с того времени, когда А. А. Печеник - начальник пароходства в начале девяностых годов побывал в США с целью рекламы теплохода «Антон Чехов» для оживления туризма на Енисее. На картах туристических фирм, где ему приходилось обсуждать тему туризма, Енисей был белым пятном. Кроме общего «Сибирь» - ничего на картах не значилось, в то время как проводимые статистические исследования подтверждают гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

Рынок туристических услуг в Красноярском крае начал бурно развиваться в 1992 году. До этого на нем присутствовали лишь представительства крупных государственных туристских предприятий, ныне акционерные общества — «Спутник» и «Красноярсктурист». На сегодняшний день основу туристской инфраструктуры края составляют 115 туристских фирм. 90 из их числа являются турагентами, 25 — туроператорами. Турагентства представляют в основном интересы туроператоров других регионов и зарубежья. Выездной туризм, доля которого по-прежнему велика, оставляет бесценные туристские ресурсы края без использования, переводит средства туризма в сферу экономики других стран.

Федеральным агентством по туризму в 2008 году утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года. Согласно Стратегии Красноярский край классифицирован как регион с недостаточным уровнем  развития туристского продукта, но обладающий значительным потенциалом  для перспективного развития, в нем качественный туристский продукт только начинает появляться. Красноярский край является перспективным регионом для развития речных круизов (акватория Енисея и Оби).

Надо отметить, что и органы власти Красноярского края не оставляют без внимания проблемы развития туристической отрасли. К примеру, в апреле 2009 года в Красноярске прошла одиннадцатая международная туристическая выставка-ярмарка «Енисей-2009». Одно из наиболее крупных профессиональных туристских  мероприятий на территории Сибири и Дальнего Востока традиционно проводится при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края. В рамках официальной программы выставки прошел круглый стол «Межрегиональные маршруты как основа регионального внутреннего туризма», в работе которого приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти Красноярского края и Иркутской области. Участники круглого стола обсудили роль органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований в создании благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма,  внедрение практики интернет-продаж и использования возможностей всемирной сети как наиболее прогрессивного метода рекламы. Для обсуждения работы, направленной на обеспечение безопасности любителей активного отдыха было выражено общее мнение, что  в первую очередь для активных туристов необходимо разработать механизмы страхования, регистрации в местных органах МЧС и обеспечения техникой обнаружения.

При поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края проводятся различные мероприятия по развитию водного туризма в крае. Например, в апреле 2009 года на Абаканской протоке реки Енисей, в районе Дворца спорта им. Дворкина состоялись открытые городские соревнования по водному туризму и гребному слалому «Открытие сезона - 2009», целями и задачами которых явилась популяризация и дальнейшее развитие в Красноярском крае водного туризма и гребного слалома, определения состава сборной команды Красноярского края на 2010 год, повышения технического и тактического мастерства спортсменов.

В конце мая 2009 года на р.Богунай (г.Зеленогорск) пройдет Чемпионат Красноярского края 2009 год по спортивному туризму, дистанции водные. Цели и задачи: популяризация и развитие водного туризма; повышение технического и тактического мастерства участников; выявление сильнейших команд и участников края по водному туристскому многоборью, формирование рейтинга экипажей – кандидатов в сборную команду Красноярского края.

По мнению ряда специалистов, организации, занимающиеся туристским бизнесом на территории края, постоянно сталкиваются с множеством проблем. Среди наиболее значимых, по мнению руководителей туристских фирм, — неплатежеспособность потребителей, недостаточная поддержка со стороны государства и нехватка собственных денежных средств. Тем не менее, число компаний, предоставляющих услуги по въездному и внутреннему туризму в крае, с каждым годом увеличивается.

В то же время остаются нерешенными вопросы облегчения доступа  для иностранных туристов во внутренние воды Российской Федерации, в северные регионы, которые имеют значительный потенциал для развития въездного туризма. Неудовлетворительное состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности.

2.3.2. Роль водохранилищ края в развитии водного туризма

 

Культурно-исторический потенциал Красноярского края невелик и сосредоточен главным образом в старинных городах: Красноярск, Канск, Ачинск, Енисейск. Но, конечно, наш регион не может конкурировать с западными районами страны в развитии культурно-познавательного туризма. Однако наличие разнообразных природно-рекреационных ресурсов дает возможность краю развивать на своей территории рекреационный, экологический и водный туризм. Рассмотрим подробнее возможности водной системы Красноярского края в точки зрения развития различных видов водного туризма.

На территории Красноярского края на сегодняшний день образованы четыре крупных водохранилища:

- Крупное Хантайское водохранилище площадью 1561 кв.км., полным и полезным объёмом 24,54 куб. км. и 13,43 куб. км. Усть-Хантайская ГЭС уникальна, она является одной из самых северных ГЭС в мире и построена в чрезвычайно суровых условиях.

- Курейское водохранилище годового регулирования. Площадь водохранилища 558 кв.км, полный объём 9,96 куб.км.

- Саяно-Шушенское водохранилище;

- Красноярское водохранилище.

Первые два водохранилища были созданы для удовлетворения технологических нужд промышленности региона и в силу сурового северного климата не представляют интереса для туристической сферы. Рассмотрим более детально рекреационные возможности Саяно-Шушенского и Красноярского  водохранилища.

Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года Саяно-Шушенское водохранилище включено в перечень 70-ти водоёмов, являющихся стратегическими источниками питьевой воды, которые будут находиться в исключительной федеральной собственности. Использование их водных ресурсов осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения значительных территорий одного или нескольких субъектов РФ.

Водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС сезонного регулирования. При проектной отметке с нормальным подпорным уровнем (НПУ) водохранилище распространяется на 312 км от плотины, из них 77 км — в пределах Республики Тыва, в том числе 52 км в Тувинской котловине, далее 235 км — по территории Красноярского края и вдоль границы между Красноярским краем и Республикой Хакасия в Саянском ущелье. Площадь зеркала водохранилища 621 км2. Общий объем водохранилища 31,34 км3. На Саянском водохранилище отмечены 11 регулярно встречающихся редких видов птиц, внесенных в Красную книгу России. Русла  рек  в горах извилистые, порожистые,  течение  быстрое,  вода  холодная.

Горные реки, относящиеся к Саянскому водохранилищу, привлекательны для любителей экстремальных видов водного туризма, таких как каякинг и рафтинг. Для водохранилища характерен более спокойный волновой режим, чем на равнинах, поскольку долины окружены горами или уступами плоскогорий, разгон ветра меньше. Наличие живописных заливов, спокойный волновой режим, большая площадь зеркала водохранилища представляют широчайшие возможности для развития как активных видов водного туризма (катание на скутерах, катамаранах, байдарках, водных лыжах, вейкбординг, виндсерфинг) так и для пассивного отдыха (катание на лодках, катерах, яхтах, круизы). Регата или гребля на водохранилище возможна в зависимости от силы ветра или собственной подготовки.

Но, конечно, простому красноярцу ближе отдых на Красноярском водохранилище, в народе именуемом Красноярское море.

Красноярское водохранилище, находящееся в Минусинской котловине, входит в десятку крупнейших искусственных водоемов мира, а в России соперничать с ним могут только Самарское водохранилище на Волге и Братское — на Ангаре. Плотина Красноярской ГЭС перегородила русло одной из самых полноводных рек России — Енисея. Но даже сибирскому гиганту понадобилось много времени, чтобы заполнить водоем полностью. Сооружение водохранилища шло с 1967-го по 1970 год. Искусственное море разлилось на площади две тысячи квадратных километров на 400 км от г Дивногорска до столицы республики Хакасия Абакана, вместив в себя 73 кубических километра воды — по объему это почти три Балтийских моря! По полноводности Красноярское водохранилище занимает второе место в России. Главная его задача — регулировать уровень воды в Енисее, обеспечивать бесперебойное движение судов по нему. Активно используют Красноярское водохранилище также для разведения рыбы и сплава леса. В результате создания Красноярского водохранилища, гидрография района изменилась, многие речки и ручьи оказались подтопленными на 100м, отчего устья превратились в извилистые заливы, а в долинах притоков Енисея, речек Дербина, Сисим, Ерба, Сыда, Туба образовались глубокие широкие заливы. В верховьях Енисея Красноярское море имеет более пологие берега, песчаные пляжи, здесь удобно купаться и отдыхать. Наибольшая ширина водохранилища 15 км, а глубина в районе плотины – 105 м, при этом средняя глубина 36 м. Волновой режим более спокойный, чем на равнинах, поскольку долины окружены горами или уступами плоскогорий, разгон ветра меньше. Летом на этом искусственном водоеме немало яхт, водных мотоциклов, катеров, лодок, катамаранов и байдарок. Регата или гребля на водохранилище возможна в зависимости от силы ветра или собственной подготовки. Отдыхающим за умеренную плату предлагают покататься на водных лыжах, лодках, "бананах", "плюшках". На водохранилище расположены турбазы различных предприятий края, но в целом территория совершенно не развита, в большинстве случаев отсутствует инфраструктура и дороги. Главное украшение базы отдыха - Шумихи - яхты. Катание под парусами делает незабываемым и романтичным отдых здесь. Вода в Красноярском море становится достаточно теплой для купания не раньше конца июня. Привлекает Красноярское море и рыбаков. Основные промысловые виды рыб: сибирский осетр, стерлядь, нельма, чир, муксун, сиги, омуль, ленок, хариус, голец.

Информация о работе Рекреационные ресурсы Красноярского края и водный туризм