Развития туризма в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель Стратегии устойчивого развития туризма в Республике Молдова (в дальнейшем - Стратегия) - создание адекватной базы для интегрированного, сбалансированного и устойчивого развития в Республике Молдова внутреннего и международного туризма, приносящего значительную культурную и социально-экономическую пользу стране и ее сообществам.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 32.18 Кб (Скачать документ)

 
1.1. Предисловие 
Цель Стратегии устойчивого развития туризма в Республике Молдова (в дальнейшем - Стратегия) - создание адекватной базы для интегрированного, сбалансированного и устойчивого развития в Республике Молдова внутреннего и международного туризма, приносящего значительную культурную и социально-экономическую пользу стране и ее сообществам. 
Стратегия разработана Департаментом по развитию туризма при содействии Проекта "Устойчивое развитие туризма", ПРООН, Молдова, в соответствии с положениями Закона о туризме № 798-XIV от 11 февраля 2000 г. и Концепции развития туризма в Республике Молдова до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Молдова № 912 от 8 октября 1997 г. 
 
1.2. Введение 
Туризм является важным сектором мировой экономики и имеет тенденцию к постоянному росту на международном уровне. 
Индустрия туризма охватывает самую разнообразную гамму различных государственных и частных предприятий, приносящих экономическую и социальную выгоду, открывающих новые рабочие места для различных категорий работников, особенно для женщин. 
Республика Молдова должна эффективно представлять себя как туристское назначение на международном туристском рынке. 
Индустрия туризма чрезвычайно раздроблена и состоит из различных мелких и крупных предприятий как государственного, так и частного сектора. Ее развитие требует координирования, инвестиций, обучения и маркетинга, что определяет взаимодействие между Правительством, органами местного публичного управления, коммерческими предприятиями и сообществами. 
Туризм является экономической деятельностью, которая отражается на большинстве социальных секторов. Этот факт следует осознать указанным учреждениям, всему населению. Стало очевидным, что туризм касается не только отдельных лиц, пользующихся ежегодным отпуском. Предоставляемыми услугами он может оказать положительное влияние на жизнь всего общества. 
Необходимость устойчивого экономического развития подчеркивает значение разработки и утверждения стратегии, конечная цель которой заключается в том, чтобы туризм не оказывал отрицательного воздействия на природный и антропогенный туристский потенциал Республики Молдова, а сохранял его на благо будущих поколений. 
Настоящая Стратегия устанавливает недостатки, имеющиеся в туристском предложении Республики Молдова, и определяет стратегические направления по их устранению, а также организации, ответственные за реализацию намеченных целей. 
 
1.3. Принципы и задачи устойчивого туризма 
Определение устойчивого развития было сформулировано на конференции Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 году. Оно было утверждено Повесткой дня на ХХI век в рамках Всемирного саммита по устойчивому развитию, который состоялся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, и принято Всемирной конференцией по устойчивому туризму, проведенной в Ланзароте в 1995 году. 
Всемирная туристская организация (ВТО) дала следующее определение устойчивому туризму: "Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения". 
Развитие туризма должно быть устойчивым с экологической точки зрения, экономически жизнеспособным и рентабельным, справедливым с этической и социальной точек зрения для местного населения. 
На уровне сообщества туризм должен развиваться в контексте регионального, национального и международного туризма
Для того, чтобы туризм мог способствовать устойчивому развитию, он должен включать в себя природную, культурную и человеческую среду, соблюдать хрупкое равновесие, характерное для многих туристских назначений. 
Устойчивое развитие туризма имеет следующие аспекты: 
- экологическая устойчивость, гарантирующая соответствующее развитие в условиях соблюдения биологического разнообразия и биологических ресурсов; 
- социальная и культурная устойчивость, способствующая развитию и охране культурных ценностей; 
- экономическая устойчивость, гарантирующая развитие общества в условиях адекватного управления ресурсами и получения экономических результатов как для настоящего, так и для будущего. 
Реализация настоящей стратегии может осуществляться при условии соблюдения следующих принципов: 
- туристское планирование, обустройство и эксплуатация на местном уровне как составная часть стратегии устойчивого развития туризма на национальном уровне; 
- участие различных органов публичного управления, частного сектора, объединений по охране окружающей среды и населения в процессе планирования туризма
- устойчивое управление и планирование туризма с учетом охраны окружающей среды и общества в зонах приема; 
- справедливое распределение доходов и затрат между проводниками туризма и населением, проживающим в зонах приема; 
- информирование, воспитание, стимулирование и привлечение местного населения к процессу туристского обустройства; 
- предварительная оценка проектов туристского обустройства и возможных последствий осуществления проектов; 
- участие местного населения в разработке программ по сотрудничеству в целях оптимизации туристской деятельности. 
Устойчивый туризм можно определить как образец экономического развития, направленного на: 
- улучшение качества жизни в принимающих регионах; 
- оказание посетителям услуг высокого качества; 
- сохранение качества окружающей среды как для посетителей, так и для принимающего сообщества. 
Устойчивый туризм: 
- способствует пониманию и осознанию связанных с туризмом последствий для окружающей среды, культуры и общества; 
- обеспечивает справедливое распределение выгод и затрат; 
- доказывает значение природных и культурных ресурсов для экономического и культурного благосостояния сообщества и способствует сохранению этих ресурсов; 
- осуществляет контроль, оценивает собственные результаты и управляет ими, определяя таким образом ответственных за окружающую среду. 
Эти принципы следует соблюдать во всех аспектах развития туризма в Республике Молдова, так как они являются составной частью настоящей Стратегии. 
 
1.4. Значение туризма для мировой экономики 
Мировой туризм традиционно оценивается числом прибытий иностранных туристов и сборами от международного туризма. Эволюция этих показателей указывает на постоянную тенденцию роста в рамках мировой индустрии туризма
Традиционно расширение международного туризма оценивается начиная с 60-x годов ХХ века, когда феномен туризма приобретает широкий размах, с числом международных туристических посещений, превышающими 50 млн., а после 60-70-х годов, для которых характерен массовый туризм на мировом уровне, рост международного туризма приобретает захватывающие темпы (диаграмма 1.4.1). 
 
Диаграмма 1.4.1 - Эволюция посещений иностранных туристов в рамках международного туризма (тыс. посещений) 
Источник: ВТО.
 
 
За последние 40 лет ХХ века число туристов в рамках международного туризма увеличилось почти в 14 раз и достигло в 2002 году рекордной цифры – 715 млн. посещений. 
Среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000 год 4,3%, отражают жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими колебаниями (диаграмма 1.4.2.). 
 
Диаграмма 1.4.2 - Эволюция ежегодных темпов роста прибытия иностранных туристов (в процентах к предыдущему году) 
Источник: ВТО.
 
 
К сожалению, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США события оказали отрицательное влияние на международное движение туристов во всех регионах мира. Посещения иностранных туристов в 2001 году достигли 692 млн. по сравнению с 697 млн. в 2000 году (-0,6%). 
Международный туризм является составной частью процесса международной специализации наряду с другими услугами и производством товаров, а международное движение туристов основано на международной специализации в туризме и развивается в результате усиления и расширения данной специализации. В последние десятилетия туризм стал одной из наиболее обширных и динамичных мировых индустрий. Согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2001 году на туризм пришлось 10,7% мирового ВВП, а в последующие 10 лет, согласно прогнозам, доля туризма возрастет до 11%. 
В Европейском Союзе эти цифры за данный период составляют соответственно 12,2 и 12,9% (цифры выражают прямое и косвенное влияние туризма). 
Туризм числится в первых пяти позициях общего экспорта 80% стран мира, особенно Европы, Среднего Востока и США. Доля туризма в мировом экспорте товаров и услуг составляет 12,8%, а доля туризма в европейском экспорте – 13,6% (данные за 2001 год). 
Туризм является областью, создающей новые рабочие места. По данным WTTC, в 2001 году в мировом туризме было занято 8,2% всех работающих, то есть в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2011 году число работающих в туризме составит 9,0% всего занятого населения в мире. В Европейском Союзе в 2001 году удельный вес лиц, работающих в области туризма, выше мировых показателей и составляет 12,3% от общего числа занятого населения, то есть 1 человек на каждые 8 работающих. К 2011 году предполагается рост данного показателя до 14%. Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора. 
Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, в 2001 году доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составила 9%, а в Европейском Союзе – 10%. 
В общем числе туристических поездок в мире 60% составляют поездки в связи с отдыхом, в 30% - деловые поездки. 
Согласно прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать. Так, средние темпы роста международных туристских посещений 4,2% до 2010 года и 4,5% в период с 2010 по 2020 год. 
Приведенные данные еще раз отражают экономическое и социальное значение туризма на мировом уровне. Следует вывод: мы не можем игнорировать наиболее сильную и динамичную область мировой экономики, а также не можем остаться в стороне от развития мирового туризма
 
1.5. Развитие туризма в Республике Молдова 
 
В настоящее время вклад туризма в национальную экономику относительно незначительный. Низкий качественный уровень возможностей размещения и доход, полученный от туристской деятельности, определяет Республику Молдова среди стран, в которых туризм слабо развит. 
В последние 10 лет динамика туристского оборота в Республике Молдова проявляет относительную тенденцию к снижению числа туристов в связи с негативными явлениями, происходящими в социально-экономической сфере страны (диаграмма 1.5.1). 
 
Диаграмма 1.5.1 - Динамика туристского оборота в Республике Молдова в рамках организованного туризма (тыс. посетителей) 
 
Несмотря на то, что общее число туристов сократилось с 140,4 тыс. в 1993 году до 115,9 тыс. в 2002 году, все же наблюдается тенденция к росту данного показателя начиная с 1999 г. Так, число туристов в 2002 г. возросло на 55,5 тыс.по сравнению с 1998 г. 
Динамика туристского оборота в рамках международного организованного туризма отражает ту же тенденцию. В 1995-2002 гг. снизилось число как прибывающих, так и отбывающих туристов (диаграмма 1.5.2). 
 
Диаграмма 1.5.2 - Динамика организованного международного туризма в Республике Молдова (тыс. посетителей) 
Источник: Департамент статистики и социологии.
 
 
Данные, приведенные в диаграмме 1.5.2, отражают тенденцию к снижению числа иностранных туристов, приезжающих в Республику Молдова, с 104,1 тыс. в 1995 году до 71,8 тыс. в 2002 году, а соотношение прибывающих и отбывающих туристов подтверждает тот факт, что Республика Молдова в рамках международного туризма стабильно выступает в качестве выпускающей страны. 
Однако все же следует отметить тенденцию к росту числа туристов в рамках внутреннего туризма в 1995-2002 гг. (диаграмма 1.5.3). 
 
Диаграмма 1.5.3 - Динамика числа туристов, зарегистрированных в организованном туризме в Республике Молдова, в том числе во внутреннем туризме (тыс. посетителей) 
 
Число посетителей в рамках внутреннего организованного туризма возросло с 16,4 тыс. в 1995 году до 44,1 тыс. в 2002 году, а их доля в общем числе посетителей увеличилась с 13,6% в 1995 году до 38,1% в 2002 году. Эта тенденция отражает повышение спроса населения на внутренний туризм. 
Оценка туристской деятельности, исходя из поступлений от туристской деятельности, позволяет отметить относительный вклад туризма в развитие национальной экономики (диаграмма 1.5.4). 
 
Диаграмма 1.5.4 - Динамика поступлений от туристской деятельности обладателей туристических лицензий Республики Молдова в 1995-2002 гг. (тыс. леев) 
Источник: Департамент статистики и социологии.
 
 
Анализ динамики поступлений от туризма в Республике Молдова за последние 8 лет позволяет наблюдать положительную тенденцию, характерную после 1998 года, когда общий объем поступлений от туризма увеличился с 20,9 млн. леев до 98,6 млн. леев в 2002 году, несмотря на то, что общий объем поступлений от туризма в 2001 году составил лишь 0,3% ВВП. 
Следует отметить, что нет информации о лицах, посещающих Республику Молдова в индивидуальном порядке. Приведенные данные относятся к поездкам, организованным туристскими фирмами Республики Молдова для местных и иностранных туристов. 
Данные таблицы 1.5.5. отражают число прибытий в Республику Молдова посетителей из стран, с которыми она имеет визовый режим.

Таблица 1.5.5 – Число виз  на въезд в Республику Молдова
выданных в 2000-2002 гг.
 

  2000 2001 2001/2000 2002 2001/2002
Страна, 
выдавшая 
визу
Число 
виз
Общий 
удельн. 
вес (%)
Число 
виз
Общий 
удельн. 
вес (%)
Разница 
(%)
Число 
виз
Общий 
удельн. 
вес (%)
Разница 
(%)
Австрия 663 1,5 794 1,7 +0,2 638 1,3 -0,4
Беларусь 888 2,0 1 091 2,3 +0,3 905 1,9 -0,4
Бельгия 1 024 2,3 1 226 2,6 +0,3 1 347 2,8 +0,2
Болгария 1 495 3,3 1 499 3,2 -0,1 1 695 3,5 +0,3
Китай 1 261 2,8 875 1,8 -1,0 304 0,4 -1,4
Швейцария 284 0,6 255 0,5 -1,0 322 0,7 +0,2
Франция 1 075 2,4 1 112 2,4 0 915 1,9 -0,5
Германия 4 674 10,5 4 533 9,6 -0,9 4 502 9,4 -0,2
Израиль 3 110 7,0 3 784 8,0 +1,0 3 375 7,1 -0,9
Италия 1 382 3,1 1 593 3,4 +0,3 1 332 2,8 -0,5
Польша 73 0,2 807 1,7 +1,5 1 037 2,2 +0,5
Румыния 1 737 3,9 1 582 3,3 -0,6 1 486 3,0 -0,3
Россия 524 1,2 690 1,5 +0,3 326 0,7 -0,8
Турция 7 381 16,5 5 069 10,7 -5,8 4 465 9,3 -1,4
Украина 657 1,5 634 1,3 -0,2 611 1,3 0
Венгрия 293 0,7 533 1,1 +0,4 690 1,4 +0,3
США 3 595 8,1 3 345 7,1 -1,0 3 403 7,1 0
Узбекистан 62 0,1 36 0,1 0 10 0,1 0
Выдано  на границе 14456 32,4 17860 37,7 +5,3 20713 43,1 +5,4
Всего: 44634 100 47318 100 +6,0 48076 100 +1,6

 
Источник: Министерство иностранных дел. 
 
Как следует из таблицы 1.5.5, число въездных виз в 2001 году увеличилось на 6% по сравнению с предыдущим годом, а в 2002 году – на 1,6% по сравнению с 2001 г. Такой рост в значительной мере обусловлен введением визового режима для стран Центральной Европы. Данные страны при выполнении формальных процедур, связанных с вступлением в Европейский Союз, ввели визовый режим для граждан Республики Молдова, а в результате Республика Молдова ввела на основе паритета тот же режим. 
Одновременно в 1999-2002 гг. наблюдается увеличение пассажирских перевозок через Международный аэропорт Кишинэу (таблица 1.5.6).

Таблица 1.5.6 – Динамика пассажирских перевозок 
через Международный аэропорт Кишинэу в 1998-2002 гг.

Год Перевезено  пассажиров (тыс.) Темпы по 
сравнению 
с пред. годом
Посадка Высадка Всего
1998 132904 133003 265907 -6,0
1999 116457 116812 233269 -12,3
2000 126249 128034 254283 +9,0
2001 133257 140518 273775 +7,7
2002 144290 150325 294615 +7,6

 
Источник: Департамент  статистики и социологии. 
 
Данные таблицы 1.5.6 демонстрируют рост числа посетителей в рамках международного туризма. Изменения, произошедшие в выполняемых аэропортом рейсах по странам еще более значительны: в 1998 году существовало 15 маршрутов в страны СНГ, которые сократились до 10 в 2000 году. В 1998 году доля пассажирских перевозок по маршрутам СНГ в общем числе перевозок через аэропорт составляла 44%, а в 2001 число пассажиров сократилось почти в 2 раза по сравнению с 1998 годом и составило 23% от общего числа перевозок. Данное сокращение было компенсировано значительным увеличением пассажирских перевозок на Запад и с Запада. 
Одна из причин снижения числа прибывающих в Республику Молдова посетителей была обусловлена изменением конъюнктуры на рынках туризма и отсутствием инвестиций в инфраструктуру туризма страны. Маркетингу также не придавалось значение, и Республика Молдова, таким образом, не была эффективно представлена на международных рынках туризма
В 2002 году число посетителей возросло вследствие модернизации Международного аэропорта Кишинэу, увеличения возможностей приема, числа рейсов и авиакомпаний.
 
 

5.1. Транспорт 
 
 
5.1.1. Характеристика 
 
Воздушный транспорт. Воздушные сообщения становятся все более популярными среди посещающих страну иностранных туристов. Авиакомпании Республики Молдова совместно с зарубежными компаниями предоставляют услуги по перевозке пассажиров регулярными и чартерными рейсами, обеспечивая прямую связь с 20 городами, а с пересадками – с большинством стран мира. В последние годы наблюдается снижение числа пунктов назначения и рейсов в страны СНГ, однако очевидна тенденция к росту числа пунктов назначения в странах Западной и Южной Европы и увеличению объема оказываемых им услуг. 
Железнодорожный транспорт. Республика Молдова имеет международное железнодорожное сообщение с Россией (Москва и Санкт-Петербург), Беларусью (Минск), Украиной (Киев, Одесса, Николаев, Черновцы, Херсон, Ивано-Франковск, Кривой Рог и др.), Румынией (Бухарест, Яссы, Брашов, Клуж, Констанца и др.), Турцией (Стамбул), Болгарией (София), Республикой Чехия (Прага) и Германией (Берлин). Многие рейсы выполняются ежедневно. 
Автотранспорт. Сеть общественных дорог Республики Молдова составляет 10503 км, из них 94% с твердым покрытием. На национальные дороги приходится 3669 км, на мес-тные дороги – 6834 км, однако их качество не соответствует международным стандартам. 
По дорожной сети республики курсируют около 17 тыс. автобусов и микроавтобусов, зарегистрированных в стране, 35% из них со сроком эксплуатации свыше 10 лет. Они обеспечивают перевозки пассажиров как по регулярным маршрутам, так и по специальным. 
Водный (речной) транспорт. В Республике Молдова только Днестр пригоден для навигации. По Днестру организуются экскурсии и туристские поездки до Одессы. Здесь курсируют пароходы средней мощности (200-400 мест), быстроходные катера и шлюпки. 
 
5.1.2. Недостатки 
 
- Значительная часть дорожной сети находится в неадекватном состоянии, в том числе подъездные дороги к туристским достопримечательностям. 
- Дорожные указатели не содержатся должным образом и не размещены по всей дорожной сети. 
- Отсутствуют дорожные указатели, предназначенные для туристов, указывающие как маршруты, так и туристские достопримечательности. 
- Автобусный парк является устаревшим. 
- Инфраструктура главных железнодорожных и автовокзалов не оснащена современным оборудованием для удобства пассажиров. 
- На автостанциях не транслируется разъяснительная информация о рейсах/расписании движения и не освежается информация на панно, что вводит в заблуждение как иностранных, так и местных посетителей. 
- Возможности сдачи автомобилей напрокат ограничены. 
- Техническое состояние железнодорожных путей не соответствует европейским стандартам. 
- Парк железнодорожного транспорта устарел и не соответствует международным требованиям. 
- Водный (речной) транспорт не используется в полной мере. 
 
5.1.3. Стратегические направления 
 
- Определить основные дороги, являющиеся подъездными путями к туристским достопримечательностям и объектам, с целью придания им приоритетного значения в национальной программе развития дорог. 
- Определить основные туристские достопримечательности и маршруты и установить указатели согласно международным стандартам. 
- Разработать и внедрить программу обновления основных автовокзалов и железнодорожных вокзалов, предусмотрев удобства для пассажиров. 
- Установить в основных автовокзалах информационные панно и улучшить обеспечение информацией о маршрутах, расписании движения и ценах. 
- Поддерживать деятельность по сдаче в аренду пассажирского автотранспорта. 
- Пересмотреть программы содержания инфраструктуры железнодорожной сети и железнодорожного парка. 
- Развивать водный (речной) транспорт.

Информация о работе Развития туризма в Республике Молдова