Автор работы: v****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
Цель  работы – изучить особенности  развития этнографического туризма  на современном туристском рынке.
      Задачи: рассмотреть теоретические основы и изучить основные понятия этнографического туризма, проанализировать современное состояние этнографического туризма, познакомиться со знаменитыми этнографическими объектами мира
      Объектом  исследования является этнографический  туризм, предметом – особенности развития этнографического туризма.
ВВЕДЕНИЕ        3     
      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА         5  
      1.1 Основные понятия этнографического туризма                                       5
      1.2 Понятие этнографического объекта                                                        7
      1.3 Анимационные программы в этнографическом туризме                         8
       
      2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМ А 15
      2.1 Использование этнографического наследия в туризме                          15
      2.2 Особенности развития этнографического туризма в России              18
      2. 3. Современные этнографические музеи России                                         23 
      3 ЗНАМЕНИТЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МИРА        30
      3.1 Скансен (швед. Skansen)                                                                              30
      3.2 Историко-этнографическая деревня и «деревня ловцов жемчуга» (Heritage Village) в ОАЭ                                                                                             31
      3.3 Этнографическая деревня Хата в ОАЭ                                                   33
      3.4 Плимутская плантация  (Plimoth Plantation)                                            35
      3.5 Государственный историко-архитектурный и этнографический        музей-заповедник "Кижи" в России                                                                            37
      3.6 Этнографический  музей Тальцы                                                                 40
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   44    
      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
      Наличие 
такого количества крупных проектов 
говорит о том, что в настоящий 
момент интерес к традиционной культуре 
народов, их языкам, обычаям, обрядам, истории 
постоянно растет. И на сегодняшний 
день строительство объектов этнического 
стиля является перспективным направлением 
развития туризма в России. 
      К 
предпосылкам развития этнографического 
туризма в России можно отнести: 
1) высокая степень этнического разнообразия 
населения, проявляющаяся не только в 
национальном или макро- региональном 
масштабах, но и в пределах отдельных субъектов 
федерации и даже на уровне низовых административных 
единиц (районов, муниципалитетов, сельских 
поселений); 
2) уникальное сочетание различных этнокультурных 
комплексов, прежде всего, восточнославянского, 
тюркского и финно-угорского, сложившееся 
в процессе длительной межэтнической 
интеграции, аккультурации и ассимиляции; 
3) необходимость активной пропаганды 
идей межэтнической толерантности с учетом 
напряженных, а в некоторых регионах – 
серьезно осложнившихся за последние 
десятилетия – межэтнических отношений; 
4) традиционно сравнительно невысокий 
(в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся 
за последние десятилетия вследствие 
массовых миграций (на Северном Кавказе) 
уровень территориальной консолидации 
этнических групп в соответствующих национальных 
республиках; 
6) деструктивное влияние урбанизации 
на традиционный культурный комплекс 
практически всех этнических групп страны; 
7) необходимость более эффективного продвижения 
на отечественном и зарубежных туристских 
рынках регионов России, в особенности 
— с низким рейтингом туристских предпочтений 
туристов [15]
Этнографические музеи - группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей.
      Документирование 
осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно 
вещевые памятники, так и методом музеефикации, в т.ч. фрагментов среды 
и объектов нематериального 
наследия. Одной 
из наиболее распространенных форм этнографических 
музеев являются музеи 
под открытым небом, 
осуществляющие комплексное хранение 
и демонстрацию быта и культуры человеческих 
сообществ в естественной среде[18, с. 29]. 
В последние десятилетия 20 в. получила развитие практика комплексного сохранения этнографических материальных и нематериальных объектов без изъятия из среды бытования. Так, охрана исторических территорий проживания малочисленных народов может осуществляться путем придания им статуса уникальных исторических территорий. В основном этот статус присваивают богатым памятникам материальной и нематериальной культуры районов Сибири и Европейского Севера, получившим в проектных документах название "этно-экологических районов проживания малочисленных народов"; в их состав, как правило, входят этнографические живые музеи или учреждения музейного типа [21, с. 4].
      Современная 
тенденция демонстрации этнографических 
коллекций связана с выполнением этнографическими 
экспозициями задачи воспитания толерантности, 
терпимости, понимания людей другой расы, 
народности, культуры. Осознание важности 
сохранения традиционных экологических 
представлений и взгляда на человека как 
часть природы привела к появлению музейных 
проектов, совмещающих изучение и показ 
памятников природы и этнографии [16, с. 
35]. 
      Интерес 
к предметам, произведенным другими 
народностями, наблюдается с эпохи 
античности. Однако до 18-19 вв. привезенные 
из далеких стран предметы не выделялись 
в отдельные коллекции и 
      Начало 
сбору этнографических 
      Наиболее 
активно развивающейся 
      Музеи 
под открытым небом - группа музеев, основные 
объекты и экспозиции которых расположены 
вне помещений, на открытых территориях. 
Музеи под открытым небом создаются на 
основе недвижимых памятников истории 
и культуры на месте их нахождения и в 
природном окружении или на основе перевозки 
памятников на специально отведенную 
территорию из других мест[11]. Значительную 
часть составляют музеи смешанного типа, 
включающие памятники как музеефицированные 
на месте, так и перевезенные. Наиболее 
ценным музеям под открытым небом присваивается 
статус музеев-заповедников. Сегодня термин "Музеи 
под открытым небом" наиболее часто 
употребляется по отношению к музеям, 
созданным на основе свезенных памятников, 
или смешанного типа; музеи под открытым 
небом, созданные на базе музеефикации 
архитектурных ансамблей, ландшафтов, 
поселений и т.п., как правило, называют 
музеями-заповедниками [12]. 
Часто музеи под открытым небом типа "скансен" входят в состав больших музеев-заповедников: так, музей народной архитектуры "Витославлицы" (осн. в 1964 г.) является филиалом Новгородского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в составе Нижегородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья "Щелыковский хутор" и т.п. В 1970-80-е гг. остро дискутировался вопрос о правомочности и целесообразности изъятия памятников деревянной архитектуры из подлинной среды бытования и перемещения в искусственную музейную среду; однако решить вопрос охраны и музеефикации деревянной архитектуры в отдаленных районах не удается, и перевозка в музей под открытым небом для большинства из них до сих пор является единственным путем сохранения [23, с. 56].
      Сегодня 
в РФ также многие музеи имеют отдельные 
экспозиции под открытым небом. Военно-исторические 
музеи организуют 
под открытым небом выставки боевой техники 
(Музей Великой Отечественной войны в 
Москве, Саратовский музей боевой славы, 
музей авиации в Монино, Музей бронетанковой 
техники в Кубинке (Московская обл.),художественные музеи - экспозиции скульптуры 
(Ярославский художественный музей - экспозиция 
"Скульптура в пленэре" в Губернаторском 
саду; Московский дом художника - постоянная 
выставка скульптуры); научно-
      Прообразом 
музеев под открытым небом в России 
можно считать Летний сад. С 1-й 
половины 19 в. появляется тенденция 
оставлять открытыми для 
Первый в мире музей на основе свезенных памятников был основан в 1891 г. в Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Газелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.
Дальнейшее развитие сети музеев под открытым небом происходило в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" (организован по программе арх. В.А. Лапина, генплан разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные" [14]. Самым известным среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Организация заповедной зоны вокруг острова началась еще в 1945 г. Заповедник организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, музеефицированных на месте бытования и свезенных на остров. В составе музея Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Преображенскую церковь 1714 г., 10-главую Покровскую церковь 1764 г., шатровую колокольню 1874 г. Среди десятков памятников, перевезенных на о-в Кижи, особо выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - клетская церковь св. Лазаря, датированная 14 в.
Также с 1960-х гг. формируется сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры [33].
      В 
1990-е гг. процесс формирования экспозиций 
российских скансенов затормозился 
в связи с экономическими проблемами. 
Экомузеи - тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.
Информация о работе Особенности развития этнографического туризма на современном туристском рынке