Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:04, курсовая работа
Конкуренция -- это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получе-ние максимальной прибыли или достижение иных конкретных це-лей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.
При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он харак-теризует степень приверженности клиентов услугам фирмы и показы-вает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи посто-янным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распреде-лить предприятия внутри каждой классификационной группы.
Оценка конкурентного статуса дает возможность решить ряд вза-имосвязанных задач:
определить особенности развития конкурентной ситуации;
выявить степень доминирования предприятий на рынке;
установить ближайших конкурентов;
выделить относительную
позицию предприятия среди
Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к воп-росам разработки стратегии с целью достижения конкурентных пре-имуществ, учитывающих конкурентный статус предприятия и осо-бенности его рыночного окружения.[7]
2.4 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для
отдельных предприятии
Повышение эффективности системы маркетинга связа-но с выбором правильной стратегии управления маркетин-гом. Процесс стратегического планирования для отдельных предприятий и сфер бизнеса включает 8 шагов:
1. Миссия бизнеса
Каждое стратегическое подразделение компании должно опре-делить свою специфическую миссию, которая вписывается в рамки общей миссии компании. В этой миссии указываются специфика по товарам, сфера их применения, конкурентная позиция, рыноч-ные сегменты, вертикальное позиционирование, географическое положение. Предприятие также должно сформулировать свои спе-цифические цели и политику как отдельная сфера бизнеса.
2.Анализ внешней
сферы: ее возможностей и
Необходимо знать, какие внешние факторы
следует держать под контролем, чтобы
предприятие достигло своих целей, т.е.
предприя-тие должно контролировать главные
макрофакторы внешней среды (демографические,
экономические, технологические, политико-пра-вовые
и социально-культурные) и основные микрофакторы
(потребители, конкуренты, каналы распределения,
поставщики). Все они влияют на получение
прибыли предприятием, и поэтому необходи-мо
отслеживать изменения этих факторов
и главные тенденции в их развитии. В каждой
тенденции очень важно уловить скрытые
благо-приятные либо угрожающие факторы
для своего бизнеса.
Изучение внешней среды помогает выявить новые возможно-сти для предприятия, определить благоприятные возможности и угрожающие факторы. Благоприятную маркетинговую возмож-ность можно определить как зону рыночной потребности, в ко-торой компания может действовать с прибылью для себя. Чтобы преуспеть, компания должна соответствовать не только требова-ниям рынка, на котором собирается работать, но и превосходить потенциал своих конкурентов. Лучшие шансы на успех у той компании, которая предлагает наиболее ценимый рынком товар, способный выдержать испытание временем.
Например, объединение на одном предприятии функций ку-рорта и гольф-клуба. С одной стороны, членские взносы являются до-полнительным доходом, с другой стороны, постоянно существует опасность возникновения напряженной обстановки и негатив-ных моментов, когда приехавшие на отдых клиенты и оплатившие полную стоимость проживания могут выразить недовольство в отношении постоянных членов клуба, которые вытесняют их с площадок для гольфа и тенниса.
Угрожающие факторы можно определить как некую опасность, вызванную к жизни неблагоприятными тенденциями или развити-ем событий, которые в отсутствие защитного маркетингового дей-ствия приведут к падению сбыта или доходов. Эти факторы класси-фицируются по степени серьезности и возможности появления.
Соотношение благоприятных возможностей и угрожающих факторов, присущих конкретной сфере бизнеса, дает общую кар-тину привлекательности:
идеальный бизнес
-- предприятие имеет много
спекулятивный бизнес -- когда предприятие имеет много и благоприятных и угрожающих факторов;
солидный бизнес -- когда предприятие имеет мало благо-приятных, и угрожающих факторов.
неблагополучный бизнес -- когда предприятие имеет мно-го угрожающих факторов и мало благоприятных возмож-ностей.
3. Анализ внутренней среды: преимущества и недостатки
Благоприятного стечения обстоятельств только лишь внешнего характера недостаточно. Предприятие должно обладать внутренней силой, чтобы преуспеть в этих обстоятельствах. Поэтому необходи-мо всегда знать уровень конкурентной силы своего предприятия.
Оценку преимуществ может проводить руководство компа-нии либо независимый консультант по следующим параметрам: маркетинговый, финансовый, производственный и организацион-ный аспекты. Каждый из факторов рассматривается по его, значит мости для жизни предприятия. Положение дел признается удов-летворительным, если в оценке предприятия оказывается не ме-нее 10 плюсов, отраженных в графе «главный положительный фактор» (табл. 4.3).
Цель изучения сильных и слабых сторон состоит в том, чтобы предприятие решило для себя вопрос, стоит ли успокаиваться достигнутым положением или необходимо бороться за лучшее.
Иногда плохие показатели предприятия объясняются не тем, что отдельные службы слабы, а тем, что им не хватает слаженно-сти в работе. Поэтому необходимо время от времени давать оценку взаимоотношениям между отделами в порядке проверки состоя-ния его внутренней среды. Чтобы предприятие выжило в услови-ях жесткой конкуренции, необходимо научиться управлять эти-ми процессами, чтобы они шли согласованно.
4. Формулирование целей предприятия
После того как предприятие определило главную, стратегичес-кую, миссию, проанализировало свои достоинства и недостатки, благоприятные возможности и угрожающие факторы, оно может сформулировать свои цели на период планирования. Эта стадия называется «формулирование целей».
Как правило, предприятие
преследует достижение нескольких целей,
среди которых можно назвать
такие, как увеличение дохо-дов предприятия,
рост продаж, повышение доли на рынке,
умень-шение риска
Цели должны быть достаточно реалистичными. Сроки их реализации должны вытекать из проведенного анализа, а не из благих намерений руководства. Выполнение намеченных целей должно осуществляться последовательно. Иногда они достига-ются путем компромиссов, наиболее типичные из которых сле-дующие:
высокая прибыль либо большая доля предприятия на рынке;
углубление проникновения на существующий рынок или освоение новых рынков;
прибыльные либо неприбыльные цели;
рискованные цели, несущие быстрый рост, либо не риско-ванные, но ничего особенного не обещающие.
5. Формулирование стратегии
Цели указывают рубежи, которых предприятие хочет достичь, стратегии -- это способы их достижения. Предприятие разраба-тывает свою стратегию для решения своих задач. Принято выде-лять четыре типа конкурентных стратегий.
1) Стратегия лидера.
Фирма занимает доминирующее положе-ние, причем это признают и ее конкуренты. Часто лидер пред-ставляет собой «точку отсчета» для конкурентов, которые атаку-ют, имитируют или избегают его.
Лидер вносит наибольший вклад в развитие базового рынка. Расширяя базовый рынок, лидер приносит пользу всей совокуп-ности конкурентов, действующих на рынке. Подобная стратегия (расширение первичного спроса) выбирается на начальных ста-диях жизненного цикла товара.
Цель оборонительной стратегии -- защитить свою долю рын-ка, противодействуя наиболее опасным конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором, которую, после открытия но-вого рынка, атакуют конкуренты-имитаторы. Наступательная стратегия призвана увеличить долю рынка. Ис-пользуется доминирующими фирмами, применяя эффект опыта.
Стратегия демаркетинга направлена на сокращение своей доли рынка и призвана защитить фирму от обвинений в монополизме.
2) Стратегия «бросающего вызов».
Фирма, не занимающая до-минирующей позиции, может либо предпочесть стратегию сле-дования за лидером, либо атаковать лидера, т.е. бросить ему вы-зов. В этом случае возникают две проблемы: выбор плацдарма для атаки и оценка его возможностей реакции и защиты.
При выборе плацдарма учитываются две альтернативы.
Фронтальная атака заключается в использовании тех же средств, которые применяет сам лидер, не пытаясь обнаружить его слабые места. Этот метод требует значительного превосход-ства сил у атакующего (в военной стратегии такое соотношение принимается как 3:1).
Фланговая атака предусматривает борьбу на тех направлени-ях; где лидер слаб или плохо защищен. Это может быть регио-нальный рынок или сбытовая сеть.
Оценка возможностей реакции и защиты должна учитывать следующие критерии:
* уязвимость. В
отношении, каких
* провокация. Какие
действия могут настолько
эффективность отпора. Какие действия можно предпринять, на которые конкурент будет не в силах эффективно ответить, даже если и попытается им противостоять или повторить их?
Классическая стратегия «бросающего вызов» -- атаковать через цену, т.е. предложить тот же товар, но по существенно более низкой цене. Она тем более эффективна, чем большей долей рын-ка владеет лидер, поскольку для него принятие пониженной цены означает очень большие потери. Фирма бросающая вызов, поте-ряет значительно меньше, особенно, если она невелика.
3) Стратегия «следующего за лидером».
Фирма-конкурент с небольшой долей рынка, которая выбирает адаптивное поведение. Она преследует цель мирного сосуществования и осознанного раздела рынка. Подобное поведение чаще всего имеет место в си-туации олигополии, когда возможности дифференциации малы. Здесь приобретает значимость творческая сегментация рынка. Фирма может сфокусироваться на некоторых сегментах, где она способна лучше реализовать свою специфичную компетентность. Улучшает технологии с целью снижения издержек. Концентри-рует свое внимание на прибыли.
4) Стратегия специалиста.
Специалист интересуется только од-ним или несколькими сегментами, а не рынком в целом. Цель -- стать крупной рыбой в маленькой речке, а не мелкой рыбешкой в большой реке. Такая конкурентная стратегия совпадает со страте-гией концентрации.
6. Формулирование программ
После формулирования
и принятия стратегии предприятие
приступает к составлению поддерживающей
программы. Напри-мер, туристская компания
решила добиться лидерства в части
высококачественного
7.Реализация
Ни одна, даже самая лучшая, стратегия и поддерживающие ее программы не смогут ни к чему привести, если компания не сможет ее внедрить. Весь персонал компании должен принять стра-тегию, поверить в нее и вести себя соответствующим образом. В задачу руководства входит заблаговременное информирование своих сотрудников о новой стратегии, чтобы каждый понял отво-димую ему роль в совместных усилиях по ее реализации. Для претворения в жизнь стратегии компания должна иметь все необ-ходимые ресурсы, включая квалифицированный персонал.
8. Обратная связь и контроль
В процессе реализации своей стратегии фирма нуждается в проверке результатов и корректировке планов в соответствии с изменениями в предпринимательской среде.
Одни факторы достаточно стабильны из года в год, другие меняются очень быстро, третьи -- постепенно. Мониторинг внеш-ней и внутренней среды самым быстрым способом можно осу-ществить, применив матричный анализ положения дел предпри-ятия, акцентируя внимание на положительных и отрицательных сторон. [15]
Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия