Этнография в системе развития международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:02, реферат

Описание

Этнографический туризм позволяет удовлетворить интерес потребителей к самобытной народной культуре. Туристы во время экскурсии должны познакомиться с архитектурой, фольклором, обрядами, народными традициями, ремеслами, продегустировать блюда белорусской кухни.[11]
Главным источником этнографии являются данные, полученные различными методами познания, которые можно разделить на общенаучные и специальные.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)


Глава 1. Этнография в системе развития международного туризма.

 

Впервые термин этнография появился в 1791 г. в этнографическом альбоме, изданном в Нюрнберге.

Само определение науки "этнография" (от греч. εθνος — «этнос» (народ) и γραφω — «пишу») - "народоописание" - подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества.
С течением времени наука из географической описательной переросла в "отрасль истории, исследующую культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающую проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающую историю их расселения и передвижения".
В настоящее время "этнография" определяется как общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы-этносы, а также типы этнических общностей. Этнография ставит и решает проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни касаются прошлого, другие - современного.
Существует много разночтений по поводу понятия "этнос". Древнегреческий термин "этнос" означал "народ", "племя", "толпа", "группа людей". Сами древние греки, отличая себя от "не греков", именовали всех последних этносами.
Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: "Этнос - есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающиеся ею от таковых других групп". [20]

Таким образом, этнографический  туризм позволяет удовлетворить  интерес потребителей  к  самобытной  народной  культуре.  Туристы  во  время экскурсии должны познакомиться с архитектурой, фольклором, обрядами, народными  традициями, ремеслами, продегустировать блюда белорусской кухни.[11]

Главным источником этнографии являются данные, полученные различными методами познания, которые можно разделить на общенаучные и специальные.

        К общенаучным методам можно отнести:

- исторический метод (изучение археологических материалов, изучение письменных источников); - социологический метод (опрос (анкетирование и интервью), наблюдение, выборочное обследование и т. д.).

        Специальный метод:

- Метод полевых исследований, который заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании исследователя в изучаемую среду этноса.
Основываясь на понятиях объекта этнографии и определениях этноса, можно сформулировать понятие "этнографический объект". Этнографическим объектом является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект, в свою очередь, может являться материальным и нематериальным культурным наследием.[20]

К материальному культурному наследию относятся объекты и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса. Это такие этнографические объекты, как:

            памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);

            культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отличающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, орнаментации;

            некрополи, кладбища с традиционными надгробными сооружениями, надписями на родном языке, орнаментацией (в качестве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);

            традиционные жилища (нежилые, но сохранившие внешний вид и внутреннюю планировку; жилые - с традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта);

            поселения, сохранившие "этнический тип", в местах компактного проживания представителей того или иного этноса, с традиционной планировкой улиц, положением жилищ и хозяйственных построек;

            бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;

            места проведения народных праздников с участием фольклорных ансамблей, использованием традиционной одежды;

            места возрождения народных промыслов и традиционных занятий;

            этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;

            комплексы архитектурных или культовых сооружений, создаваемые представителями различных этносов в местах длительного совместного проживания;

            археологические объекты (памятники культуры), имеющие этническую специфику.

Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и

выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

«Нематериальное культурное наследие» проявляется, в частности, в следующих областях:

      устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя

нематериального культурного наследия;

      исполнительские искусства;

      обычаи, обряды, празднества;

      знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

      знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Охрана духовного наследия подразумевает принятие мер, способных обеспечить жизнеспособность нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, передачу, а также возрождение различных аспектов такого наследия. При ЮНЕСКО действует Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия, состоящий из 24 государств–участников, который является исполнительным органом, ответственным за применение Конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, которая была принята в 2003 году.

На сегодняшний день конвенция ратифицирована или одобрена 104 государствами, включая Республику Беларусь.
Комитет ЮНЕСКО подчеркивает важность участия различных сообществ в выполнении положений Конвенции с целью сохранения нематериального культурного творчества, а именно устных традиций и форм выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительских искусств; обычаев, обрядов, празднеств; знаний и обычаев, относящихся к природе и вселенной; знаний и навыков, связанных с традиционными ремеслами.

По предложению государств–участников Комитет составляет, обновляет и публикует два перечня объектов нематериального культурного наследия: Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества и Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране.
В единый список ЮНЕСКО вошли первые 90 форм культурного самовыражения из 70 стран мира, провозглашенные в 2001, 2003 и 2005 годах шедеврами устного и нематериального наследия.
Страны региона Восточной Европы и региона СНГ представлены в списке игрой на дудуке (Армения), якутским народным эпосом "Олонхо" (Россия), грузинской полифонией, азербайджанским музыкальным жанром мугаб, искусством акынов (Кыргызстан), традицией создания крестов (Литва), музыкальным инструментом фужара и исполняемой на нем музыкой (Словакия), танцами "быстрица баби" (Болгария) и прибалтийскими праздниками песни.

Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия ратифицирована Республикой Беларусь 29 декабря 2004 и вступила в силу 20 апреля 2006 г. С этого времени были предприняты конкретные шаги по имплементации положений данной Конвенции в национальное законодательство и реальную практику по сохранению наследия.

9 января 2006 г. была принята новая редакция Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», в который, в соответствии с Конвенцией об охране нематериального культурного наследия, были включены некоторые новые понятия, в частности, понятие «нематериальные историко-культурные ценнности», определены их основные категории, зафиксированы способы их выявления, критерии отбора и принципы охраны., а также обозначена компетенция государственных и местных органов власти в сфере охраны историко-культурного наследия.

Отдельное ведение двух списков нематериального наследия, рекомендованных Конвенцией ЮНЕСКО 2003 г., (репрезентативный и список нематериального наследия, нуждающегося в срочной охране) Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» не предусмотрены.

Что касается процесса инвентаризации нематериального наследия, который, по нашему мнению, гораздо шире по своему содержанию, чем это определено белорусским законодательством и включает в себя не только документирование (научное описание и визуальную фиксацию данных) отдельных объектов или комплекса объектов, имеющих статус историко-культурной ценности, но и формирование полноценных баз данных на национальном и региональном уровне, содержащих максимально полную информацию о всех имеющихся нематериальных проявлениях творчества человека. Речь также может идти о создании неких предварительных списков объектов, имеющих потенциальные возможности получения на определенном этапе статуса историко-культурной ценности и быть включенными как в республиканский перечень, так и соответствующие международные.

В соответствии с законодательством составлением и содержанием государственного списка историко-культурных ценностей, в том числе нематериальных, занимается Министерство культуры Республики Беларусь

На сегодняшний день в Государственный список историко-культурных ценностей включено 53 объекта нематериального наследия, в том числе такие архаичные обряды как «вождение стрелы» и «гуканне (призыв) весны».

Помимо Списка Министерство культуры Республики Беларусь формирует Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь, функции которого значительно шире тех, которые закреплены за Списком. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 762 от 15.06.2006 г. «О некоторых вопросах охраны историко-культурного наследия» Банк сведений представляет собой систематизированное собрание информационных ресурсов, записанных на электронных носителях и включает в себя

1) информацию об историко-культурных ценностях, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

2) документальные свидетельства исторического, культурного и духовного развития народа, независимо от местанахождения;

3) утраченных материальных объектах, предметах, нематериальных проявлениях творчества человека, существование которых документально подтверждено и они могли бы получить статус историко-культурных ценностей.[12]

С 2001 г. в Беларуси действует Государственная программа по сохранению и поддержке народного искусства, народных промыслов и ремесел, целью которой является изучение, сохранение, осуществление преемственности, популяризация и использование традиционной культуры Беларуси.

Государственная политика в области сохранения нематериального наследия предусматривает решение следующих задач:

• организацию научных исследований и фиксацию аутентичных проявлений традиционной народной культуры;

• создание национального банка данных ценностей нематериальной культуры;

• подготовку и переподготовку кадров в области нематериального наследия;

• развитие региональной сети учреждений культуры, занимающихся проблемами сохранения аутентичных форм культуры и народного искусства;

• развитие фестивального движения, имеющего целью распространение знаний и популяризацию нематериального наследия.

Реализацией данной программы занимаются три ведущих института: Белорусский государственный институт проблем культуры, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной Академии наук Беларуси и Белорусский государственный университет культуры и искусства.

Одним из проявлений нематериальной культуры является фольклор, образцы которого передаются устно. Фольклор должен сохраняться в интересах конкретных групп (профессиональных, национальных, религиозных, этнических и других), самобытность которых он выражает. Учитывая изменяющийся характер фольклора, он не всегда может стать объектом прямой охраны. Следовательно, большое внимание должно быть уделено документированию фольклора с тем, чтобы дать возможность исследователям и носителям традиций получать в свое распоряжение данные, позволяющие изучать процесс изменения этих традиций.

Безусловно, фольклор как проявление индивидуального или коллективного интеллектуального творчества подлежит правовой охране, сходной с охраной интеллектуальной собственности. Такая охрана фольклора оказывается необходимой в качестве средства, позволяющего развивать, обеспечивать преемственность и распространять этот вид наследия как в рамках страны, так и за границей. Для обеспечения правовой охраны фольклора необходимо обеспечить защиту носителя традиций, охранять интересы собирателей фольклорной информации с тем, чтобы материалы хранились в архивах в должном состоянии и по определенной методике. Также требуется принятие мер для защиты сохраненных материалов от преднамеренного неправомерного или иного противоправного использования. И, конечно же, есть все правовые и фактические основания для присоединения Беларуси к конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия». Национальное законодательство следует привести в соответствие с этим международно–правовым актом, согласовав понятийный аппарат и приняв самостоятельный нормативный акт «Об охране фольклора».[12]

Информация о работе Этнография в системе развития международного туризма