Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, лекция

Описание

Экстремальный туризм – одно из очень перспективных направлений в современной сфере отдыха и развлечений. В начале третьего тысячелетия многим жителям планеты Земля, особенно гражданам развитых в экономическом отношении стран, явно не хватает острых впечатлений. Уничтожив или победив многих природных конкурентов в лице крупных хищников, до известной степени обезопасив себя от ударов стихий природы, обеспечив себе сытую жизнь, человек вдруг начал ощущать недостаток адреналина.

Работа состоит из  1 файл

экстр напр в совр сфере отдыха и развлечений.docx

— 112.07 Кб (Скачать документ)

Сейчас практически любой  желающий, располагающий необходимой  суммой, может совершить воздушное  путешествие на любом интересующем его типе самолета – от «Яков» образца  Великой Отечественной войны  и «кукурузников» до суперсовременных летательных аппаратов.

Программа может включать в себя самый разный набор удовольствий: простые полеты над аэродромом, полет  по специально заказанному маршруту или в пилотажную зону. Естественно, полеты за пределами аэродрома требуют  обязательного согласования с различными ведомствами.

Сегодня в России работает большое количество аэроклубов, которые  располагают самым широким ассортиментом  летательной техники. Самым известным  центром подготовки авиаторов является подмосковный аэродром «Маячково». Здесь базируются аэроклубы «Капитан Нестеров», «Авиатех», «КВС» и др.

В последние годы авиационный  туризм активно развивается в  регионах, благо военных аэродромов и техники со времен существования  Советского Союза у нас осталось немало.

4. Космотуризм

В начале третьего тысячелетия  на планете Земля появился принципиально  новый вид туризма – путешествия  в космос. Правда, пока космические  полеты доступны только очень состоятельным  и к тому же обладающим крепким  здоровьем людям. В конце 1999 г. создана компания, которая называется «Атлас Аэроспейс». За круглую сумму она готовит туристов к полетам в космос: тренирует их и дает необходимые для подобных экстремальных путешествий знания. Днем рождения космического туризма считается 28 апреля 2005 г., когда на корабле «Союз ТМ-32» с Байконура стартовал американский миллиардер Денис Тито. В следующем году на орбите с десятидневным визитом побывает турист № 2 – гражданин ЮАР Марк Шаттлверт.

Космотуризм на планете развивается стремительными темпами. 21 июня 2004 г. в космос впервые отправился частный американский субкосмический пилотируемый корабль «SpacShipOne» (SS1), совершивший первый коммерческий полет. Сразу после этого события интерес к космическому туризму значительно вырос. Дорога в космос открывается теперь не только для профессиональных космонавтов и ученых, но и миллиардерам. Дело в том, что полет на космическом корабле «SpacShipOne» обойдется намного дешевле, всего в сотню тысяч долларов, а не в 20 млн, которые сейчас берут с пассажира международные космические станции. Стоимость полета в космос, таким образом, приблизительно будет равна стоимости элитной автомашины. А это позволит существенно расширить круг потенциальных клиентов.

Технически полет на «SpacShipOne» выглядит следующим образом. Реактивный самолет-носитель с романтическим названием «Белый рыцарь» достигает высоты в 15 км. После этого происходит отделение SS1, который поднимается на высоту 101 км над Землей. Туристический космический корабль рассчитан на трех человек: одного пилота и двух туристов.

«SpacShipOne» был спроектирован и построен командой американского конструктора и владельца компании «Scaled Composites LLC» Берта Рутана.

В России также осуществляются разработки в этом направлении, проводится проектирование авиационно-космических  систем полетов. Одним из наиболее перспективных  проектов является разработка системы, состоящей из высотного самолета М-55 «Геофизика» и челнока, названного «С – XXI».

Космический туризм – одно из перспективнейших направлений сферы  развлечений. По словам разработчиков  систем коммерческих космических полетов, это очень прибыльный бизнес. Состоятельные  люди готовы заплатить любые деньги за то, чтобы испытать что-нибудь невероятное  и неповторимое. В этом плане с  полетом в космосе мало что  сравнится.

Для менее состоятельных  любителей космических приключений  центры подготовки космических полетов  предлагают самый широкий спектр услуг (например, испытать себя на соответствующих  тренажерах, испытать чувство невесомости  и т. д.).

5. Водный туризм

Существуют разные виды водного  туризма – от самых комфортабельных и безопасных до сверхэкстремальных, доступных лишь хорошо подготовленным спортсменам. Турист-водник должен не только хорошо уметь плавать, он должен знать, уметь различать и преодолевать препятствия, встречающиеся на реке. Даже в самых простых походах возможны аварии плавсредств, падение людей в воду, различные травмы. Поскольку непредвиденные ситуации на воде гораздо опаснее, чем на суше, организаторы водных туров, особенно с элементами экстрима, должны позаботиться о наличии в группах опытных инструкторов.

В зависимости от выбранного маршрута даже путешествие на катере может стать экстремальным, если вы совершаете тур по северным сибирским  рекам. Самый простой экстрим  на воде могут представлять собой  многодневные походы на веслах или байдарках без моторов, в стиле походов Стеньки Разина или торговых купеческих караванов. Для большего эффекта такие походы можно сочетать с театрализацией, где роль казаков или купцов будут исполнять опытные инструкторы.

Основой водного туризма  являются путешествия на различных  плавательных средствах. Одними из самых распространенных и простых среди них являются плоты. В настоящее время отечественная и зарубежная промышленность выпускает плоты для самых различных целей (спасательные, для развлечения, охоты, рафтинга и других целей).

Рафтинг

Рафт представляет собой надувную лодку-плот для сплава по рекам. Рафтинг – это сплав по порожистым рекам на надувных судах. Рафт представляет собой вытянутый в длину, рассчитанный сразу на несколько человек овал. Держатся за него в основном ногами, просовывая их в специальные петли наподобие стремян, так как руки во время сплава заняты веслами.

Очень важна при рафтинговом сплаве слаженная гребля, иначе лодку быстрое течение будет крутить вокруг своей оси.

У рафта есть капитан (инструктор), без которого рафтинг невозможен. Это достаточно опасный вид спорта и развлечений, поэтому капитан возражений от матросов не терпит.

Рафтинг получил широкое  распространение практически всюду, где есть возможность сплава по рекам. Первенство мира по рафтингу проходит на африканской реке Замбези, немного  ниже по течению от знаменитого водопада Виктория.

В нашей стране самым известным  событием в мире рафтинга является проводимый ежегодно 26 июня фестиваль  «Вуокса» на реке с одноименным названием. Лосевский порог, на котором разворачиваются основные события фестиваля, расположен в 80 км от Санкт-Петербурга. Самым ярким и запоминающимся зрелищем этого мероприятия является массовый сплав на плотах по бурной стремнине.

Несмотря на то что рафтинг возможен на отдельных участках и в определенное время года, Россию речками для рафтинга природа не обидела. Очень богата такими реками Карелия. Только стандартные маршруты проложены более чем на полутора десятках рек.

В зависимости от возраста, состояния здоровья и степени  подготовленности предлагаются маршруты разной степени сложности.

Для начинающих лучше выбирать несложные маршруты, сочетающие активный отдых со спокойным. Например, на юге Карелии существуют относительно несложные рафтинговые маршруты. Туристы сплавляются 1–2 ч, затем для них организуется пикник на природе с местными деликатесами и напитками. После пикника туристы садятся в автобус и едут в Петрозаводск, откуда их из порта, расположенного на Онежском озере, везут в Кижи.

Сочетание экстрима с культурным туризмом осуществляется и в северной Карелии. Кроме самого сплава, здесь  также предусмотрена богатая  культурная программа, например осмотр петроглифов Беломорья и экскурсия на Соловецкие острова.

Для любителей острого  экстрима, желающих как можно дальше оторваться от цивилизации, организуют отправление на вертолете в верховья реки Илексы, куда никаким иным транспортом не добраться и человеческого жилья нет на десятки, а то и сотни километров. Две недели, проведенные на дикой реке, включают в себя рыбалку, сбор грибов, ягод, т. е. жизнь в полной гармонии с природой. Таким образом, в одном туре сочетаются экологический и экстремальный виды туризма.

Очень популярен рафтинг  на Кавказе, особенно в районе городов  Сочи и Адлера. В жаркие дни организаторы сплавов едва справляются с наплывом туристов, желающих испытать острые ощущения. Различные участки реки позволяют  почувствовать себя героями как  начинающим рафтерам, так и уже опытным рафтинговым «волкам».

Очень популярны среди  опытных рафтеров реки Алтая. Здесь тренируются лучшие российские спортсмены. Реки Чуя и Катунь обладают одними из самых сложных слаломных трасс с опасными и сложными порогами и валами.

Наряду со спортивным здесь весьма распространен коммерческий рафтинг. Кстати, туристы могу заодно познакомиться со знаменитым Чуйским трактом. Далеко не все сложные и интересные с точки зрения рафтинга маршруты имеют удобные подъезды. Отсутствие железных и автомобильных дорог во многих районах делает рафтинг в этих местах дорогим и малодоступным удовольствием.

Профессиональный рафтинг  предъявляет особые требования к  возрасту – не моложе 18 и не старше 50–60 лет, необходимо крепкое здоровье. Для туристов более юного или  старшего возраста лучше выбрать  пеший или конный поход по берегам  тех же рек.

Одним из самых крутых по осуществлению является многодневный сплав по реке Ока Саянская в Прибайкалье. На протяжении 60 км нет ни одного спокойного участка. По этой трассе туристов обязательно сопровождают инструкторы на катамаране сопровождения.

Но есть и более спокойные  рафтинговые маршруты – один из них находится на восточно-сибирской реке Иркут (в переводе с бурятского – «крутящаяся»). На ней допуск имеют рафтеры, включая детей от 7 лет. В истоках и устье это классическая горная река, а в Нижней Тункинской долине – это спокойное и плавное течение по территории национального парка. Этот маршрут сочетается с культурной программой – посещением священных шаманистских и буддистских мест. Обязательным обычаем является обрядовое поклонение местным духам с целью их задобрить. Он заключается в разбрызгивании водки по всем сторонам света на священном месте бурят – обо.

Считается, что это обязательный залог удачного путешествия.

Общие бурные эмоции и незабываемые впечатления – разве можно  сравнить это с лежанием на пляже, когда разомлевшие от жары родители отмахиваются, как от назойливых мух, от детей, которые не знают чем  себя занять.

В настоящее время многие экстремалы осваивают комплексные туры, включающие в себя несколько видов экстремального туризма, например рафтинг и канбенинг. В качестве примера можно привести сплав по одной из крупнейших рек полуострова Таймыр – Котую. Котуй не только знаменит своим быстрым течением, но и широко известен среди любителей сплава по рекам «Котуйской трубой». Котуйская труба представляет собой глубокий каньон, прорезанный рекой в базальтовом массиве. Высота стенок достигает 200 м. Длина «Котуйской трубы» – около 13 км. Местами уровень реки снижается в каньоне до 150–180 м. На всем протяжении «трубы» течение очень мощное и быстрое. Почти везде в берега бьет сильный прибой. Переход по каньону очень сложен, опасен, но одновременно и интересен. По обеим сторонам реки высятся совершенно гладкие вертикальные стены, которые то расходятся, то сближаются вновь. Иногда даже создается впечатление туннеля. Береговая полоса полностью отсутствует, а дно никто не мерил. По выходе из каньона путешественников ждут несколько очень опасных порогов. Однако затем река попадает в совершенно удивительное место, которое, по словам очевидцев, напоминает то ли заколдованную долину, то ли космическую художественную галерею. На огромном расстоянии по берегу расставлены гигантские скалы самых фантастических форм, очень напоминающие самые разные скульптуры.

Существуют и не столь  опасные маршруты. Например, фирма  «Стелла» организует 2—3-дневные туры, включающие в себя разные мероприятия.

В первый день туристы посещают 20-метровый водопад «Белые мосты», переходят  по деревянным мосткам через ущелье и занимаются подготовкой к «высотному экстриму» – обучаются лазанию  по канатам на 7-метровой высоте –  проходят так называемый веревочный курс.

Второй день путешествия  отведен сплаву по Яниаз – самой непредсказуемой реке Карелии. Сплав представляет собой 25-километровый маршрут, состоящий из 10 порогов и 3 водопадов. Постоянная смена ритмов не дает туристам расслабиться ни на минуту.

Третий день включает в  себя моторафтинг, т. е. путешествие на том же самом рафте, только с мотором.

Далее следует путешествие  по Ладоге с ее незабываемыми шхерами.

В заключение тура для участников организуется праздничный туристический ланч на природе. Таким образом, за три дня организаторам удалось органично соединить созерцательность, познание, мегаактив и всех участников тура.

Путешествия на гребных и парусных судах

Помимо рафтов, в водных путешествиях используются и другие плавательные средства, как старинные, так и суперсовременные – байдарочные туры, каякинг, катамараны, парусные суда и т. д.

Очень большой популярностью  пользуются плоты, различные лодки, боты и другие суда, национальные или  воссозданные по старинным образцам.

Пионером этой области, без  сомнения, является великий путешественник Тур Хейердал. Его плавания на знаменитых плотах «Кон-Тики», «Ра», «Тигрис» положили начало целому направлению в экстремальном туризме – преодолению морей и океанов в одиночку или очень небольшими группами на очень небольших и хрупких гребных судах.

Первое путешествие знаменитый норвежский исследователь предпринял вместе с пятью товарищами в далеком 1947 г. Маршрут отважной группы полегал от берегов Перу до островов Полинезии. По исключительной решительности и умению участников экспедиции, с которыми они совершили, пользуясь минимальным материальным оборудованием, опасное морское плавание через Тихий океан, это путешествие является одной из самых смелых и выдающихся экспедиций XX столетия.

На простом плоту из девяти бревен, скрепленных веревками  из стеблей растений, с самым простым  прямым парусом, исследователи прошли около 4300 морских миль от берегов  Южной Америки до островов Полинезии. Они проплыли на своем совсем небольшом  плоту расстояние вдвое большее, чем Христофор Колумб во время  своего первого путешествия к  островам Вест-Индии, которое он совершил на хорошо оснащенных мореходных кораблях, хотя и небольших по размеру.

Успех плавания Тура Хейердала  был обусловлен точным анализом взаимодействия течений и ветров той части  Тихого океана, в которой проходило  путешествие. По глубине научного предвидения  и смелости предприятия эту экспедицию можно сравнить только с дрейфом  через Северный Ледовитый океан, выполненный в 1893–1896 гг. другим выдающимся норвежским мореплавателем – Фритьофом Нансеном.

Информация о работе Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений