Экскурсионный потенциал Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение экскурсионного потенциала Украины.

Для достижения целей были поставлены следующие

задачи :

- рассмотреть экскурсионный потенциал как фактор внешней среды туризма Украины;

- дать характеристику экскурсионного потенциала;

- изучить становление экскурсионного дела;

- дать характеристику туристско-экскурсионным центрам Украины, которые составляют потенциал страны;

- Выяснить проблемы возникающие в формировании проведения экскурсионной деятельности.

Содержание

Введение.………………………………………………………………...….3

Глава 1. Экскурсионный потенциал как фактор внешней среды туризма в Украине…………………………………………………………………………..6

1.1. Понятие и классификация экскурсионного потенциала….……..….6

1.2. Правовое регулирование экскурсионной деятельности в Украине…………………………………………………………………………….8

1.3.Становление экскурсионного дела………………………….…….…11

Глава 2. Характеристика экскурсионного потенциала Украины ……..14

2.1. Экскурсионные объекты - основа экскурсионного потенциала Украины………………………………………………………………….……….14

2.2. Общая характеристика туристско-экскурсионных центров Украины……………………………………………………………………….…19

Глава 3. Проблемы возникающие в формировании проведения экскурсионной деятельности………………………………………………...…31

Заключение……………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………...…36

Работа состоит из  1 файл

Экскурсионный потенциал Украины 2 курс.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

     Физические лица, которые не являются субъектами предпринима-тельской деятельности и предоставляют услуги по временному размещению (проживанию), питанию и т.п.

     По  договору на экскурсионное обслуживание одна сторона (субъект, осуществляющий туристическую деятельность) за установленную договором плату обязуется предоставить по заказу другой стороны (экскурсанта) обслуживание, существенной частью которого являются услуги экскурсовода (гида-переводчика) общей продолжительностью не более 24 часов, не включающие в себя услуги по размещению. Договор на экскурсионное обслуживание заключается по правилам, определенным гражданским законодательством, в том числе путем выдачи ваучера. Лицо, предоставляющее экскурсионные услуги, обязано до заключения договора на экскурсионное обслуживание предоставить экскурсанту необходимую и достоверную информацию об экскурсионном обслуживании, его видах и особенностях, квалификации экскурсовода, о порядке и сроках оплаты экскурсионных услуг, а также предоставить экскурсанту по его просьбе другую информацию по вопросам экскурсионного обслуживания. Ответственность сторон за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с договором на экскурсионное обслуживание, порядок прекращения договора на экскурсионное обслуживание определяются согласно гражданскому законодательству и законодательству по вопросам защиты прав потребителей [4]. 
 

     1.3. Становление экскурсионного  дела

           Первые сведения об экскурсиях  появились во второй  половине  XVIII  в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и  энтузиастов  экскурсионной  работы  с детьми был декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал  в  женской школе, практиковал летние походы и  экскурсии  со  своими  воспитанниками  с целью изучения растительного мира.

           Во  второй  половине   XIX  в.  школьно-экскурсионное  дело   получило поддержку официальных  властей,  которые  решили  использовать  экскурсии  в качестве одного из средств морально-религиозного  воздействия  на  учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью  изучения  окружающей природы и по историческим местам.

           Активизация  экскурсионной   деятельности  в  XIX  в.  была  связана  с появлением ряда  организаций, практиковавших экскурсионные  походы.  Развитие экскурсионной   деятельности   сопровождалось    открытием  исторических, культурных  и  природоведческих  памятников,  ансамблей,  музеев,  а   также различных выставок. Этому способствовала инициативная  деятельность  научных обществ.

           Распространение  экскурсий,  горных  восхождений,  пеших   походов   и велосипедных  прогулок, путешествия, передвижения и познавательные  экскурсии  способствовали просвещению  народа, создали предпосылки для объединения любителей туризма  и экскурсий   в

различные специализированные организации.

     Популяризация экскурсий проводилась путём  рассылки плакатов и брошюр с их описанием в  учебные  заведения,  различные  учреждения  крупных  городов,  публикации  рекламных  сообщений   об   экскурсиях,   еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий  в  гостиницах,  пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои  плоды.

           История становления экскурсионной   деятельности  насчитывает  немногим  более ста лет. Путь  развития  экскурсии  шёл  по  линии   изменения   её   сущности. Первоначально экскурсия была  прогулкой,  преследующей  общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии  как одного из методов обучения в учебных заведениях. Затем перед ней стали научные задачи, такие как  выявление  экспонатов для   музеев,   изучение   географических,   ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей. Стремление  улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной  превратили  экскурсию  в  одну   из   форм   обучения.

     Постепенно  экскурсия   превратилась  в  один   из  видов   культурно-

просветительской    работы,  формируя  нравственные  качества   и   культуру человека. 

     Становление экскурсионного дела в советское время.

     Октябрьская революция положила начало формированию новых потребностей экскурсантов, с  другим мировоззрением и взглядами. Широкие народные массы, в основном не грамотные, проявили стремление к  знаниям, истории, культуре. К осуществлению задач повышения культурного уровня граждан, были привлечены такие деятели культуры как: А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Л.Р. Межинская, О.Ю. Шмидт, В.Д. Бон-Бруевич, П.И. Лебедев-Полянский и другие. В связи с этими задачами стали создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открывались новые учебные заведения по подготовке экскурсионных работников.

     Большой вклад в развитие советского экскурсионного дела и его пропаганду внесли Н.К. Крупская, П.П. Болонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Ф. Родин и многие другие передовые педагоги и методисты.  

     Развитие  и совершенствование  экскурсионного дела в послевоенные годы.

     После Великой Отечественной войны  перед советским народом встали задачи восстановить разрушенное народное хозяйство на территориях, которые были оккупированы фашистами, и преодолеть последствия войны во всех областях жизни.

     Этот  период характеризуется дальнейшим расширением и усовершенствованием экскурсионной работы, укреплением связей экскурсионных учреждений с профсоюзными организациями промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов, развитием различных форм обслуживания местного населения. Значительно расширилась экскурсионная тематика в 1975г. она насчитывала 13 тыс. тем.

           В настоящее  время  экскурсия   –  это  методически  продуманный   показ достопримечательных  объектов  (памятники  культуры,   музеи,   предприятия, местность и др.),   форма  и  метод  приобретения  знаний.  Проводится,  как правило,  коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.  [11] 
 
 
 
 

     2.Характеристика  экскурсионного потенциала  Украины 2.1.Экскурсионные  объекты - основа  экскурсионного потенциала Украины

     Экскурсионно-туристические  ресурсы — это природно-климатические, социокультурные, культовые и иные виды ресурсов территории, способные  удовлетворить туристский интерес, создать туристское впечатление  и являющиеся фактором микросреды туризма. Составной частью туристических ресурсов являются туристские объекты или объекты туристского интереса. Объектами туристского интереса считаются достопримечательности, природные объекты, природно-климатические зоны и иные объекты, способные привлекать туристов.

     Объекты экскурсионного показа подразделяются на экстерьерные (осматриваемые снаружи) и интерьерные (изнутри). В оценке объектов учитывается их информационная ёмкость (соответствует времени осмотра или рассчитывается в специальных единицах информации); аттрактивность

(оценка экспертов  или опрос рекреантов); эстетическая (и художественная) ценность; воспитательный  эффект. 

По тематике экскурсии бывают:

  • Обзорные
  • Исторические ( в т.ч. военно-исторические)
  • Архитектурно-градостроительные
  • Литературные
  • Искусствоведческие
  • Производственные и др.

По месту проведения :

  • Городские
  • Загородные
  • Музейные
 

По средствам  передвижения:

  • Пешеходные
  • Автобусные
  • Теплоходные и др. [12]
 

     В Украине  накоплен определённый опыт и сложилась система изучения и популяризации историко-культурного наследия с помощью туризма и экскурсий. Общая численность памятников истории и культуры – 131293, в т.ч. национального значения – 4145; 401 поселение имеет статус исторического города; на территории многих городов (Киев, Чернигов, Глухов, Луцк, Острог, Чигерин и др.) создан 61 историко-культурный и историко-литературный заповедник. Около 150 памятников археологии имеет мировое и общеевропейское значение, в Список мирового наследия ЮНЕСКО включено 47 наиболее выдающихся историко-архитектурных памятников, среди которых ансамбли Софиевского собора, Киево-Печерской лавры, Херсонес и южнобережные дворцово-парковые комплексы. Значительный научно познавательный и художественно-эстетический потенциал накоплен в музеях страны (324 музея разного профиля с общим фондом 20 млн. экспонатов). [12]  

     Культурно-исторические ресурсы туризма размещены по территории Украины неравномерно. Наибольшее количество памятников национального значения сосредоточенно в Львовской области (816), г. Киеве (447), АР Крым (227, а также г. Севастополь – 47), Волынской области (224) и Черниговской области (211). Во второй группе областей число колеблется от 100 до 200 – Винницкая, Закарпатска, Ивано-Франковская, Киевская, Ровенская, Сумская, Тернопольская и Черновицкая области. Третья группа областей имеет средние показатели обеспеченности культурно–историческими объектами (50-100 объектов) – Днепропетровская, Житомирская, Одесская, Полтавская, Харьковская, Херсонская и Черкасская области. Наименьшим количеством объектов (менее 50) располагают Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Луганская и Николаевская области. [Таблица.]

       Кроме количественных параметров, культурно-исторические памятники Украины имеют региональную специфику. Центральная и восточная Украина богаты историческими памятниками, связанными с зарождением и развитием украинской истории и культуры, Юг является территорией, где выявлено большое количество объектов античной культуры, а Западная Украина выделяется этническим своеобразием, памятниками фольклора, богатством архитектуры. [12]                            

     Объектами интереса туристов при посещении  местности, обладающей горноклиматическими  рекреационными ресурсами, прежде всего, выступают

 горные пейзажи, посещение пещер, водопадов горных рек, возможность заняться некоторыми видами спорта (альпинизм, горные лыжи, сноуборд и т.д.). Вдобавок ко всему, посещение гор позволяет поправить здоровье, избежать лишних стрессов и получить заряд бодрости.

     Можно отдельно выделить антропогенные (созданные  руками человека) туристические ресурсы. К ним в настоящий момент относят социо-культурные, исторические и археологические, архитектурные, научные и промышленные, зрелищные и досуговые, культовые и религиозные объекты туристического интереса.

     Социокультурные туристические ресурсы представляют собой имеющие культурную или познавательную ценность объекты (культурное наследие нации и территории, памятники, монументы, картины, скульптуры, гравюры, саму культуру народа или нации, язык, кухня, обычаи и традиции) либо объекты, непосредственно связанные с деятельностью общественных или культурных организаций (например, здание штаб-квартиры ООН или ЮНЕСКО).

     Исторические  или археологические объекты  как разновидность объектов туристского  интереса объекты, имеющие историческую или археологическую ценность, зачастую охраняемые властями (Киево-Печерская лавра, Каменец-Подольский замок, заповедник Аскания-Нова и т.д.), представляющие интерес для ограниченного контингента туристов. Архитектурными объектами являются памятники и шедевры.

     Обычно  архитектурные объекты классифицируют наимеющую историческую ценность (Мариинский дворец, Выдубицкий монастырь и т.д.) и не имеющие таковой (Киевский почтамт, мост Патона и др.).

     Архитектурными  объектами туристского интереса могут быть как отдельно стоящие здания (Оперный театр в Одессе, Владимирский собор в Севастополе и др.), так и ансамбли зданий (Михайловский златоверхий собор, Киево-Печерский монастырь и т.д. ), целые кварталы городов (исторический центр г.Севастополя), либо даже целые города (Херсонес, Ольвия и др.).

     Научные и промышленные объекты туристского  интереса, недавно вошедшие в состав туристических ресурсов, представляют собой ныне функционирующие предприятия  и лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки и техники. Например, в Новом Свете или Ялте экскурсия обычно заканчивается посещением заводов шампанских вин.

     Объектами зрелищ и развлечений, способными привлечь к себе туристов, могут быть как  концерты звезд, выступления политиков, спортивные соревнования, шоу (например, чемпионаты мира, карнавалы, олимпиады), так и парки развлечений и аттракционов, казино и знаменитые варьете, рестораны и аквапарки (Симеиз, Евпатория, Севастополь).

Информация о работе Экскурсионный потенциал Украины