Экологический туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:43, курсовая работа

Описание

В настоящее время в связи с усиленным антропогенным влиянием на природу большое значение имеет развитие таких видов деятельности, которые не только не наносят ущерба окружающей среде, но и способствуют ее сохранению и реабилитации. Одним из таких видов человеческой деятельности является экологический туризм.

Работа состоит из  1 файл

курсач по Экотуризму.docx

— 139.85 Кб (Скачать документ)

 

 

 

2.2. Институциональный  механизм управления экотуризмом в Республике Беларусь и ценовая политика

 

 

Для успешного функционирования в  республике экологического туризма как одного из наиболее важных направлений туристской деятельности необходима разработка основополагающих рычагов управления экотуризмом - институциональных и экономических.

Реализацией национальной туристской политики с 1995 г. занималось Министерство спорта и туризма (МСнТ), в составе которого функционировало Управление туризма. Вместе с тем общий профиль деятельности Министерства (спорт и физическая культура) лишь в незначительной степени был связан с задачами создания конкурентоспособного туристского комплекса и не позволял эффективно воздействовать на решение экономических проблем его развития. В силу межотраслевого характера туристского комплекса в реализации национальной туристской политики Беларуси участвовало около 20 министерств и ведомств: министерства экономики, финансов, транспорта и коммуникаций, культуры, природных ресурсов и охраны окружающей среды, внутренних дел, иностранных дел, образования, статистики и анализа, труда и др.20.

В целях  совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристических предприятий и организаций по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг с 17 мая 2002 г. функционирует Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь.

В настоящее время при Министерстве спорта и туризма учрежден Департамент туризма в целях улучшения управляемости отраслью и создания эффективного механизма формирования конкурентоспособного национального туристского продукта.

Основополагающим документом, регламентирующим отношения в области туризма в республике, является Закон Республики Беларусь «О туризме» № 326-3 от 25.11.1999 в новой редакции от 6 октября 2010 года.  Необходимо отметить, что в данном Законе упоминается экологический туризм, который определяется как «путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов». Новая редакция закона исходит из того, что туризм и туристическая индустрия представляют собой не отдельную отрасль экономики, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к его государственному регулированию, с учетом взаимодействия многих сфер социально-экономической, культурной, экологической деятельности. Закон направлен на то, чтобы создать нормативную базу, позволяющую вести прозрачный, честный бизнес как в отношении потребителя, так и в отношении производителя туристических услуг.

Главным документом, определяющим текущую политики в области туризма, является «Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015гг.», основной целью которой является увеличение вклада туризма в экономику страны. Основные усилия будут направлены на развитие транзитного, делового, культурно-познавательного, спортивного, рекреационного, водного, религиозного и сельского туризма. В рамках данного документа и в целях развития объектов экотуризма важную роль сыграет реализация таких программ, как: Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г.; Государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2010 г. N 514; Государственной программы развития белорусской части Августовского канала на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2009 г. N 407; Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 - 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. N 146.

В Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» от 20 октября 1994 г. с изм. и доп. от 23 мая 2000 г. также говориться о необходимости «лицензирования туристической деятельности по обеспечению регулирования туризма, отдыха и оздоровления населения в пределах национальных парков».

В настоящее время разработан и  принят к действию документ, посвященный непосредственно экотуристской деятельности – принятый 2 июня 2006 года Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Данный документ регламентирует отношения в сельском туризме, который является одним из разновидностей экологического туризма и наиболее развит в Беларуси. Возможно предположить, что принятие данного Указа благоприятно скажется на развитии агроэкотуризма в республике, так как Указ четко определил условия приема агротуристов в сельской местности на достаточно льготных условиях.

Также можно  назвать такой документ, как «Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2008 – 2014 годы», утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 7 марта 2008 года № 146. Основной целью данной Программы является обеспечение сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия путем повышения эффективности функционирования системы ООПТ, развития рекреационной деятельности.

Несмотря на то, что в настоящее время законодательные акты Республики Беларусь пополняются постановлениями и указами, имеющими отношение к экотуризму, они носят отрывочный, а не комплексный характер.

Ценовая туристская политика Беларуси.  Существуют два варианта установления ценовой политики страны. По первому варианту идут те страны, которые устанавливают политику низких цен, часто сопровождающейся девальвацией национальной валюты (Греция, Испания, Болгария, Египет, Турция). Другие страны, преимущественно с высоким уровнем жизни, идут по противоположному пути – проводят политику высоких цен, привлекая ограниченное число посетителей высоким качеством услуг. Экономические ресурсы этих стран направлены на развитие высокотехнологичных, наукоемких отраслей, а главная экономическая функция иностранного туризма состоит в том, чтобы за счет высокой стоимости обслуживания покрыть максимально возможную часть затрат на туристский импорт. Туристы из государств с наиболее высоким уровнем жизни (США, Германия, Великобритания), как правило, выезжают в страны с умеренной стоимостью отдыха (Франция, Италия), жители которых, в свою очередь, посещают государства с относительно низкими ценами на туристское обслуживание.

У Беларуси было два пути развития туризма – определить демпинговые  цены на услуги въездного туризма, привлекая  как можно большее количество иностранных туристов, или установить относительно высокие цены на пребывание туристов в республике. Второй вариант  предполагает в основном такое прибытие туристов, которое по каким-либо носит  безальтернативный характер (деловые  поездки, конференции, визиты к родственникам  и знакомым, спортивный и культурный обмен). Ситуация на туристском рынке  Беларуси в данное время базируется скорее на втором варианте развития туризма. Негативным моментом является то, что Беларусь пока не готова обеспечить уровень сервиса туристских услуг на соответствующем уровне.

Ценовая политика в отношении гостей страны не способствует привлечению иностранных туристов – во многих гостиницах цены дифференцированы для жителей СНГ, иностранных граждан и граждан Республики Беларусь. В итоге иностранные туристы получают цены, завышенные на 30-40 % по сравнению с ценами на аналогичные услуги в соседних странах. Это при том, что большинство средств размещения не удовлетворяют никаким международным требованиям. Разрабатывая маршрут, организаторы туров предпочитают организовать ночлег туристов в соседних странах (Литве, Польше), где цены ниже, а качество услуг выше белорусских.

Таким образом, можно сказать, что существует реальная необходимость разработки комплексной национальной системы управления экотуризмом, в которой были бы прописаны все отношения между участниками экотуризма, определялись бы приоритетные места организации экотуризма и оптимальная емкость мест отдыха для предотвращения деградации рекреационных экосистем, а также разработана оптимальная ценовая политика, направленная на привлечение зарубежных туристов.

2.3 Современное состояние развития туризма и экотуризма в

Республике  Беларусь

 

 

В последние  несколько лет в Республике Беларусь наблюдается значительное увеличение государственного внимания к белорусскому туризму как к стратегически перспективной отрасли национальной экономики. Развиваются лечебно-оздоровительный, водный, охотничий, сельский туризм. Число белорусских граждан, занимающихся оказанием услуг в сфере экотуризма, превышает 500 человек.

В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан (из них количество организованных туристов составило 120 073 человека), экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.

Развитие экотуризма в Беларуси как самостоятельного туристического направления началось относительно недавно. До этого экотуризм в республике носил спонтанный и неорганизованный характер. В то же время интеграция Беларуси в мировую экономическую систему обусловила необходимость развития экотуризма как приоритетного направления мировой туристической отрасли, позволяющего одновременно сохранять природные ценности, развивать инфрастуктуру и пополнять государственный бюджет21.

В настоящее время экотуризм является одним из приоритетных направлений развития туризма в стране. Для отечественных туристов экотуризм доступен практически всем возрастным группам и людям с различным финансовым достатком. Его развитие значительно расширяет географию отдыха населения и создает альтернативу имеющемуся туристскому продукту.

Одним из видов экотуризма, получившим особенное  развитие в нашей стране, является сельский туризм (агротуризм). Наиболее распространены варианты создания жилья для туристов на базе крестьянского подворья и на базе фермерских хозяйств. В настоящее время интенсификация развития сельского туризма в нашей стране связана с деятельность общественного объединения «Отдых в деревне», объединяющего в своих рядах желающих заниматься приемом туристов в своих усадьбах. В настоящее время  насчитывается более 1200 усадьб, готовых к приему гостей и предлагающие большой диапазон различных услуг (см. приложение Б). При этом количество принятых ими агротуристов с 2006г. выросло в 132 раза - до 199 тыс. человек, а доход превысил Br 10млрд22. Размещаются данные усадьбы на территории Минской, Брестской, Гродненской и Витебской областях (Рис.4).

 

Рисунок 4 – Схема размещения усадеб на территории Беларуси

 

К факторами, благоприятным для  развития агротуризма в Беларуси, относится то, что данный вид туризма имеет низкую себестоимость при формировании турпродукта, что обеспечивает его высокую конкурентоспособность по сравнению с другими, более затратными и, следовательно, более дорогими видами туризма. Продукт агротуризма отвечает ключевым требованиям, предъявляемым к современному товару – он адресный, комплексный и гибкий, в нем учитывается современная тенденция к индивидуализации пакета туруслуг и росту популярности индивидуального туризма (от VIP до самых простых клиентов); агротуризм ориентирован на крупный сегмент платежеспособного спроса, удовлетворяя запросы широкого социального слоя - среднего класса.

Белорусский экотуризм можно представить в виде модели (Рис. 5).


 


 


 



 

 

 

 

Рисунок 2.14 - Модель развития белорусского экотуризма

 

 

Рисунок 5 - Модель белорусского экотуризма

 

Центральным ядром модели является философия охраны природы. Внутреннее кольцо – это те мероприятия и занятия, которые являются факторами аттрактивности в экотуризме. За пределами кольца представлены факторы внешней среды. По периметру будут располагаться элементы аттрактивности экотуризма – природный потенциал (леса, озера, реки), культурно-исторический потенциал (архитектура, история, культура, мифология), образ жизни (прогулки, верховая езда, плавание, т.д.), досуг (ремесла, местный фольклор). Данная модель является динамично развивающейся и может включать в себя дополнительные составные элементы.

Перспективы развития экотуризма в Беларуси представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Перспективы развития экотуризма в РБ

 

           Сильные стороны

Нетронутая природа

Памятники культуры и архитектуры

Гостеприимное население

Натуральные продукты питания

Хорошее транспортное сообщение

Низкие  цены

Слабые стороны 

Неразвитая инфраструктура

Последствия Чернобыля

Отсутствие опыта приема туристов

Незнание иностранных языков

Неразработанность экомаршрутов

  Слабая рекламная поддержка

  Неизвестность страны на  мировом рынке

Возможности

Наличие спроса

Поддержка общественности и 

государства

Возможность кооперации с соседними  странами

Угрозы 

Сложность получения дотаций 

Конкуренция со стороны прочих видов  туризма

Конкуренция со стороны других стран

Информация о работе Экологический туризм