История туризма. Путешествие в эпоху первобытности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:01, реферат

Описание

Происхождение человека вызывает многочисленные споры до сегодняшнего дня. Но среди множества гипотез (основные среди них: креационизм, панспермия, эволюция и инволюция) можно выделить основополагающий момент: движение (передвижение) сыграло в происхождении и / или развитии homo sapiens одну из решающих, ведущих ролей.

Работа состоит из  1 файл

Путешествия в эпоху первобытности.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

      Окончание ледникового периода привело  к изменениям климатогеографического, а как следствие, и биолого-социального  характера. Из-за потепления не только поднялся уровень мирового океана, но и стали изменяться флора и  фауна. Ряд животных, не сумевших приспособиться к новым климатическим условиям и новой кормовой базе, вымирал, другие откочевывали. Соответственно, вслед за миграциями животных, начались (продолжились) миграции людей.

      На  доисторические морские путешествия  в бассейне Эгейского моря указывают  многочисленные археологические находки. Глубоководная охота была развита и у народов, живших на побережье Ирландии и Шотландии около 7 тыс. лет назад (кости глубоководных рыб, не подходящих к прибрежному мелководью, найдены в большом количестве в этих районах). Эти люди должны были выходить в открытый океан, удаляясь от берега на 50-60 км. Надо отметить, что общность мегалитических культур Европы (находки в современной Португалии, Англии, Франции, Северной Скандинавии, Испании и Ирландии) говорит о том, что между ее различными районами существовали прекрасно налаженные связи, в основном морские.

      Миграционные  процессы стимулировали развитие конкретных знаний в первобытном социуме. Это  были знания по геогра­фии, развивался календарь, ботаника и зоология, а  также зачатки механики.

      Особенно  эти знания были необходимы при создании транспортных средств. Известно, что  еще в период мезолита народы, населяющие разные материки, выходили в открытый океан. Для морской охоты и  рыболовства надо было строить надежные лодки и катамараны. Кочевые народы, занимавшиеся отгонным скотоводством, должны были иметь прочные повозки для перевозки домашнего скарба.

      Прекрасные  мореходные качества древних плавсредств  блестяще подтверждены в наше время, когда были повторены палеотрансокеанские путешествия на судах, сконструированных по древним рисункам и археологическим находкам: например, плавания Тима Северина или Тура Хейердала.

      Хорошо  известны многочисленные памятники  художественной культуры первобытности, свидетельствующие, что чувство прекрасного не было чуждо нашим предкам. Они были замечательными художниками, среди них были скульпторы и музыканты. Появляются зачатки театра. Наверняка, охотники, уходившие далеко от стоянок, могли наблюдать нечто неординарное, с чем стремились познакомить соплеменников, и не только вербально, но и визуально. Поэтому можно говорить о том, что путешествия в древности содействовали становлению художественной культуры. Очевидно, что не только технологические инновации лежали в основе взаимодействия первобытных коллективов. Существовало и воздействие культурных стандартов, а возможно, и эталонов. Думается, что свое распространение получали также стандарты и эталоны, выполнявшие престижную функцию. Зарождается интеллектуальное воздействие на уровне верований и магических действий. Наверняка, начал формироваться и феномен моды, базирующийся на социальной психологии.

      Отражением  постоянных земных путешествий в  верованиях древних людей стало  посмертное «путешествие души», которое  один из героев Карл оса Кастанеды, современного американского писателя и философа, очень верно характеризовал как «окончательное путешествие». Это явление нашло свое отражение в различных анимистических верованиях и обрядах. Во всем прослеживалась идея о том, что умершему в его путешествии многое может понадобиться. Отголоском этих первобытных обрядов является саркастическое упоминание Лукиана о том, что для Цербера пред­назначался медовый пирог, который клали в гроб, а монета, положенная в рот умершему, должна была служить платой Харону за перевоз души через Аид. Даже в новейшие времена японцы дают деньги взаймы для возвращения их с огромными процентами на том свете, веря в посмертное «путешествие души».

      Богиня  смерти этрусков Лаза и демон смерти Тухулка имели крылья, что подразумевало  их перелет вместе с душами умерших в подземный мир.

      Души  умерших викингов «брали» с собой  своих слуг и лошадей, лодки и  деньги, ноги покойного всегда были обуты в хельско (вид специальной  обуви) для трудного путешествия. В  Бенгалии на погребальный костер клали  монеты, чтобы умилостивить демонов, стоящих при входе в Страну теней. Древние пруссы клали в карманы усопшему монеты, чтобы он мог купить себе сладости во время трудного пути и т.д. Этот аспект анимизма можно встретить и в Полинезии, и в Индостане, и у индейцев обеих Америк. О странствовании души в Страну мертвых слагались мифы.

      В самых начальных культурных пластах  надо искать и истоки учения о переселении  душ. Это учение составляет существенную часть примитивной «философии», говоря о том, что душа может переселиться в материальные предметы, начиная с человеческого тела и заканчивая кусками камня или дерева. У североамериканских индейских племен такулли и алгонкинов еще в начале XX в. старались хоронить умерших детей около дороги, чтобы их души могли перейти в проходящих мимо матерей и вновь таким образом родиться. В Древнем Египте маршрут следования в загробный мир был сформулирован священными текстами, обобщавшими знания сути всего мира, видимого и невидимого. Эхо этого древнейшего знания впервые запечатлено в «Текстах пирамид», высеченных на стенах погребальных камер пирамиды Унаса – XXIV в. до н.э.

      В Китае забота о покойном проявлялась  в следующем: чтобы в загробной  жизни душа умершего ни в чем не испытывала недостатка, родственники клали в могилу фигурки, изображавшие различную утварь и даже здания. Последователи философского учения даосизма впереди похоронной процессии несли бумажного журавля, крылатого посланца небес. Когда журавля сжигали, душа умершего на его спине возносилась к небесам.

      Учение  о бесконечном переселении души (сансара) характерно и для многих религий, в том числе исповедующихся и в настоящее время: индуизма, джайнизма и буддизма.

      В зороастрийском учении умершие уходят в загробный мир по мосту Чинват (или Чинвато-персто – Переход-разлучитель). Чинват выстроен из лучей света. Аналог этому «Переходу-разлучителю» можно встретить и в древнеславянской мифологии. Радуга славянами воспринималась как небесный мост. Славяне отмечали радунец или радуницу — «навий-день», родительскую, день поминовения усопших. Древние славяне считали, что душа умершего по радуге (рай-дуге) совершает свое последнее путешествие: из Яви в Навь (потусторонний мир).

      Древнейшая  история таит еще немало загадок, которые указывают на то, что развитие homo sapiens явно не всегда носило линейный эволюционный характер. Необходимы специальные исследования и ее инволюции.

      Человек эпохи первобытности не был столь  примитивен, как иногда представляется. Он сумел заселить все материки, кроме Антарктиды, преодолевая морские  преграды, горные цепи, пространства евразийских степей и северных приполярных районов. С усовершенствованием его хозяйственной деятельности усложнялась социальная структура первобытных коллективов, менялась мотивация миграций. Но сами миграции были составной частью образа жизни в эпоху первобытности.

Информация о работе История туризма. Путешествие в эпоху первобытности