Ипатьевский монастырь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:07, контрольная работа

Описание

Экскурсии по Золотому кольцу все также пользуются несомненным успехом у туристов, путешествующих по России. Одной из посещаемых ансамблей является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Основанный в начале XIV столетия монастырь по праву считается одним из древнейших в России.

Работа состоит из  1 файл

Ипатьевский монастырь.docx

— 178.53 Кб (Скачать документ)

Содержание.

   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Экскурсии по Золотому кольцу все также пользуются несомненным успехом у туристов, путешествующих по России. Одной из посещаемых ансамблей является Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Основанный в начале XIV столетия монастырь по праву считается одним из древнейших в России.

    В течение нескольких лет Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь осуществляет паломническо-туристическую деятельность, сотрудничая с паломническими центрами, туристическими агентствами и фирмами. Монастырь предлагает услуги квалифицированных гидов, программы посещения монастыря с целью ознакомления посетителей с историей обители, ее современной жизнью, действующими экспозициями церковного музея, находящегося на территории древнего Ипатия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. История обители
 
    
    1. Основание
 

    В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

    В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого  Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

    В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

    Расположен  монастырь в одном из самых  живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря  оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс". В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху.

    История основания Ипатьевского монастыря поясняется в древнем монастырском предании: татарский мурза Чет покидает Золотую Орду и уезжает в Москву. В пути он тяжело заболел. Ночью ему явилась Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках, с предстоящими Ей Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием епископом Гангрским. Матерь Божия, повелев мурзе принять христианскую веру, исцелили его. По прибытии в Москву он принимает святое крещение, получает христианское имя Захария и испрашивает разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления Пресвятой Богородицы.

    Высокие дубовые стены окружали монастырь, в центре двора возвышался храм, освященный во Имя Живоначальной Троицы, вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

    Среди знатных боярских родов, коих Захария явился родоначальником (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины, Годуновы), особенно выделяется род Годуновых. Его представители в XVI веке становятся ктиторами1 Ипатьевского монастыря. Благодаря их усилиям к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель "Преименитой Лаврой" настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

    В XVI столетии благодаря Годуновым  было начато строительство монастыря  в камне. Деревянные крепостные стены  заменили на каменные с шестью башнями. Деревянный Троицкий собор был заменен каменным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Федоровны (родной сестры Бориса Годунова). Возводятся каменные звонница, кельи монастырского эконома и настоятельские кельи.

    Многие  из потомков Захарии принимали иноческий постриг, некоторые доживали свой век в обители святого Ипатия. Следуя великому предку, они завещевали похоронить себя в родовом монастыре. На территории Старого города существовало три годуновских усыпальницы - "гробовые палаты". Они были убраны древними родовыми моленными образами в драгоценных ризах, перед ними постоянно горели лампады, надгробные плиты закрывали покрова, шитые золотом, серебром и жемчугом. Неумолкающая молитва братии звучала здесь долгие столетия. Прервалась она только в 1919 году, когда монастырь был закрыт, а его насельники разделили трагическую судьбу русского монашества.

    До  наших дней в подклете западной галереи  Троицкого собора сохранилось только три надгробные плиты с погребений из годуновских усыпальниц: Никиты Васильевича (1560), Василия Осиповича (1622) и младенца Тимофея Дмитриевича (1575) Годуновых.  

    До  наших дней дошли великолепные храмовые двери от первого каменного "годуновского" Троицкого собора. Они были выполнены в конце XVI века по заказу Д. И. Годунова в мастерских Московского Кремля в редчайшей технике золотой наводки на меди. Заказ этот не был случайным. Дмитрий Иванович распорядился использовать для него в качестве образца двери царского Благовещенского собора Московского Кремля, тем самым он еще раз подчеркнул особый статус Троицкого собора как царского храма. Все последующие вклады Димитрия Ивановича в Троицкий собор - золотой комплект богослужебных сосудов, золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы и другие - подчеркивали его намерения максимального возвышения древней родовой обители.

    Среди даров в Ипатьевский монастырь Димитрия Ивановича Годунова особенно выделяются книжные вклады. Напрестольные Евангелия, Псалтыри, Служебники, украшенные драгоценными окладами, многочисленными лицевыми миниатюрами и тончайшими орнаментами, исполнялись лучшими московскими мастерами - иконописцами и писцами в царских мастерских Московского Кремля. Евангелие напрестольное (вклад 1605 года) украшает драгоценный оклад. На серебряных дробницах гравированы изображения небесных покровителей семьи Димитрия Ивановича и царя Бориса Годунова. Более 100 лицевых миниатюр, многочисленные заставки и буквицы Евангелия исполнены лучшими кремлевскими иконописцами и "тривщиками"2. Во вкладной записи на серебреной дробнице Д. И. Годунов обращается к Господу с молитвой о здоровье своем и жены Матроны, о вечной памяти умерших и погребенных в Ипатьевском монастыре родителей. Это Евангелие - последний вклад Д. И. Годунова. В 1605 году, после смерти царя Бориса Федоровича, Годуновы были отстранены от управления государством, многие из них отправлены в ссылку. Димитрий Иванович завершает свой жизненный путь в ссылке в городе Свияжске в 1606 году. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Дионисий. Согласно завещанию, тело инока Дионисия было перевезено в Ипатьевский монастырь и погребено в усыпальнице рядом с почившими ранее сродниками.

    Благоденствие Ипатьевского монастыря, равно как и всей России, было нарушено страшным периодом Смутного времени. В это сложное время монастырь оказался на стороне Лжедмитрия II и поляков. В 1608 году архимандрит Ипатьевского монастыря Феодосий и игумен Костромского Богоявленского монастыря Арсений во главе посольства костромичей, состоявшее из дворян, детей боярских и посадских людей, отправились «бить челом» в Тушинский лагерь – ставку самозванца Лжедмитрия II. В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против сторонников «тушинского вора». Оно сопровождалось жестокими избиениями местных дворян и детей боярских, около 200 дворян вместе с семьями были утоплены в реке Волге. Это не могло не вызвать осуждения восставших со стороны насельников3 Ипатьевского монастыря. В связи с этим они оказали поддержку тушинскому ставленнику костромскому воеводе Н. Д. Вельяминову, вырвавшемуся из города вместе со своими сторонниками. В феврале-мае 1609 года братия монастыря укрыла их за надежными крепостными стенами. Осада монастыря продолжалась до начала августа 1609 года и завершилась взятием обители. Сторонники Лжедмитрия II были уничтожены, но воевода Вельяминов благополучно спасся от смерти и впоследствии служил Михаилу Федоровичу Романову «верой и правдой». Для Ипатьевского монастыря на несколько лет наступил период покоя от политических баталий.

    События, произошедшие в Москве в начале 1613 года, вновь определили древней обители  одно из ведущих мест в российской истории. Земский собор, состоявшийся в Московском Кремле 21 февраля 1613 года, избрал на русский царский престол  представителя древнего боярского  рода Романовых, состоящего в прямом родстве с предшествующей царской  династией Рюриковичей. Представители  всех российских сословий единодушно проголосовали за молодого Михаила  Федоровича Романова, сына пострадавших от годуновского гнева боярина Федора (Патриарха Филарета) и боярыни Ксении (старицы Марфы) Романовых. Среди Участников Земского собора был и архимандрит Ипатьевского монастыря Кирилл. Великое посольство Земского собора направилось из Москвы в Кострому в начале марта 1613 года.

    14 марта 1613 года Михаил и Марфа  Романовы, соспровождаемые архимандритом монастыря Кириллом с братией, встретили у стен древней Ипатьевской обители Великое посольство, прибывшее в Кострому с решением Земского собора об избрании Михаила на царский престол. Посольство пришло в монастырь крестным ходом, выносными крестами и другими реликвиями. Возглавляли посольство архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит и келарь4 Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын - с духовной стороны, и князь Иван Шереметьев - со стороны светсткой. У стен Ипатьевского монастыря крестный ход посольства объединился с крестным ходом костромичей, шедшим из Успенского собора г. Костромы с главной святыней города - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. В Троицком соборе монастыря архиепископ Феодорит зачитал грамоту Земского собора о "наречении царском" Михаила Федоровича.

    Послы Земского собора «…долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку принять избрание…» Изменило положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита. Чудотворными образами, принесенными из Москвы и Костромы, Михаил Федорович был благословлен на царство, затем ему вручили грамоту Земского собора и скипетр Российского государства.

    19 марта, в день памяти святых  мучеников Хрисанфа и Дарии, Михаил Федорович и старица Марфа отбыли в Москву.

    11 июля 1613 года в Успенском соборе  Московского Кремля Михаил Федорович  венчался на Московское царство.  С восшествием на престол нового  государя завершилась многолетняя  Смута, начался новый период  в истории России, период трехсотлетнего  правления династии Романовых

    Древняя обитель особо почиталась новой  царской династией. Экономическое  положение монастыря укреплялось  многочисленными жалованными грамотами, данными царем Михаилом Романовым  в память того, что именно в Ипатьевской обители их избрали царствовать.

    Продолжая традиции предшествующих царских династий, Михаил Федорович в знак особой царской  милости прислал из Московского  Кремля в Троицкий собор Царское  место. К храмовому образу Пресвятой  Троицы он сделал драгоценный приклад - три большие шведские монеты. Из Московского Кремля государь передал  в Ипатьевский монастырь чтимый Тихвинский образ Божией Матери. Образ сохранился до наших дней. Почти четыре столетия он почитается как одна из главных святынь Ипатьевского монастыря. В 1626 году, по велению патриарха Всея Руси Филарета, в монастырь привезли ковчег с частью Ризы Господней.

    Последние два вклада имели особое почитание  не только в монастыре, но и во всем Костромском крае. Любовь костромичей  к Тихвинской иконе Божией Матери была столь велика, что во время  главного Крестного хода, совершающегося и по настоящее время - день летнего  почитания чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (29 августа), Тихвинский образ выносили из монастыря и вслед за Феодоровским образом несли по всему городу.

    Богатые вклады царской династии Романовых  пополнили святынями ризницу  Ипатьевского монастыря. Новая династия с благодарностью помнила и почитала свою духовную «колыбель».

    "Романовский"  период в истории архитектурного  ансамбля монастыря отмечен значительными  работами по ремонту и перестройки  "годуновского строения". Надстраиваются крепостные стены и башни, почти вдвое увеличивается территория монастыря за счет присоединения к "Старому городу" земельного участка, получившего название "Новый город". Вокруг него на средства Михаила Федоровича возводятся крепостные стены и башни. Строительные работы проводились под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева, сына кузнеца. Перестраиваются настоятельский и казначейский корпуса, достраивается монастырская звонница.

Информация о работе Ипатьевский монастырь