Характеристика культурно-исторического потенциала Гродно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание

Цель работы – представить комплексную характеристику культурно-исторического потенциала города.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Комплексная характеристика культурно-исторического потенциала города Гродно……………………………………………………………………………3

1.1. Исторические события, связанные с городом……………………………3

1.2. Памятники археологии и истории………………………………………...5

1.3. Памятники архитектуры……………………………………………………8

1.4. Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей…………………………………………………………………………….12

1.5. События культурной жизни………………………………………………13

1.6. Музеи города, их историко-культурный потенциал……………………14

2. Бальная оценка экскурсионных объектов…………………………………15

Паспорт объекта №1...…………………………………………………………16

Паспорт объекта №2…………………………………………………………...17

Паспорт объекта №3…………………………………………………………...18

Паспорт объекта №4……………………………………………………………19

Паспорт объекта №5……………………………………………………………20

Паспорт объекта №6…………………………………………………………….21

Паспорт объекта №7……………………………………………………………22

Паспорт объекта №8……………………………………………………………23

Паспорт объекта №9……………………………………………………………24

Паспорт объекта №10………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………….27

Приложение…………………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

контрольная по экскурсоведению.doc

— 935.50 Кб (Скачать документ)

 

                    

 

                                  1.3. Памятники архитектуры

           В Гродно находится большое число памятников архитектуры. В Х\/I в. за свой развитый архитектурный облик он был включен в кельнскую энциклопедию Брауна как один из красивейших городов Европы. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (Лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений. Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего двух- и трехэтажные жилые дома с мансардами (ул. Комсомольская, Олега Кошевого и др.). Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником.

Охарактеризуем более подробно некоторые из перечисленных памятников архитектуры.

Гродненский Старый замок – исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков. Замок расположился на крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен, которые не сохранились до нашего времени. К восточной стене замка между двумя башнями примыкал двухэтажный дворец, архитектура которого имела готические черты. В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории Старый замок подвергался коренному переустройству итальянским архитектором Скотто из Пармы. Новым был подход к решению замка – он задуман как дворцово-замковый комплекс в формах архитектуры ренессанса. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик. Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

По соседству со Старым замком расположен Гродненский Новый замок – бывший королевский дворец – построен в 40–50-х годах XVIII в. дрезденскими архитекторами Матеушем Даниэлем Пёпельманом, Иохимом Христианом Яухом и Яном Фредериком Кнёбелем. Дворец в плане представляет букву «П», имеет обширный парадный двор и главный корпус в глубине. Оба замка – Старый и Новый – связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной легкостью стиля рококо. Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. В 1952 году восстановлен и реконструирован.

      Выдающимися памятниками монументальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Борисоглебская церкви, расположенные на Замковой горе. Сохранившаяся в развалинах Нижняя церковь (середина XVIII в.) была соборным храмом гродненской крепости. Церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. Особенностью архитектуры Нижней церкви является декоративное убранство ее фасадов. Они украшены вставками из больших естественных камней-валунов. Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов.

Борисоглебская, или Коложская, церковь – замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13X25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни размещены в определенной симметрии, но не строгой, что придает фасадам особую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическим заповедником.

Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь в Гродно – выдающийся памятник архитектуры Белоруссии конца XVI–XVIII вв. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30X60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.

Первоначально главный фасад костела был очень прост; две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. Четко выделяются вертикальные и горизонтальные членения пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, здесь много сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны.

В убранстве интерьера костела широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Своеобразно оформление интерьера: многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, целиком выполненными из дерева. Эти декоративные элементы представляют собой большую художественную ценность.

Построенные в первой половине XVII в. Бригитский костел и монастырь в Гродно – архитектурный памятник барокко, который интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение типа «лямуса», служившее общежитием для монашенок-бригиток. Это двухэтажный дом, выложенный из массивных брусьев на врубках с арочными галереями на главном фасаде.

Крупнейший архитектурный комплекс Гродно – бернардинский костел и монастырь XVI–XVIII вв., играющий важную роль в панораме городского центра. На архитектуру архитектурного комплекса наложили отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко.

В архитектурных формах барокко построен гродненский францисканский костел в комплексе с монастырем 1635 г. В XVIII в., после пожара, костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Слева к нему примыкает колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна.

Интерес для туристов представляет гродненская церковь Рождества Богородицы с монастырским корпусом, построенная в первой половине XVIII в. итальянским архитектором И. Фонтаной III. Храм отличает необычайное завершение в виде двух башен с куполками и центрального купола, расположенных почти на одной оси. Архитектура памятника в целом барочная, но включает и приемы классицизма.

Гродно долгие годы был одним из главных центров польско-литовского еврейства. Главная синагога города полностью сохранила свой архитектурный облик. Улица, на которой она расположена, раньше называлась Жидовской. На месте сгоревшей в 1902 году деревянной синагоги (1578 года) было построено новое здание в неорусском стиле. Синагога была закрыта в 1940 году и передана еврейской общине в 1994-м.

 

1.4. Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей

         В Гродно существует ряд памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей. (табл. 1.3)

В разное время в Гродно жили: Лев (Леон) Бакст – художник; Василь Быков – белорусский, советский писатель. Жил и работал в Гродно с 1947 по 1978 г., был литературным сотрудником и консультантом областной газеты «Гродненская правда», занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР; Вильфрид Войнич – библиофил и антиквар. Первооткрыватель так называемой «Рукописи Войнича»; Жан Жилибер – французский биолог, основатель ботанического парка; Людовик Заменгоф – изобретатель Эсперанто; Кастусь Калиновский – национальный герой Беларуси, Литвы и Польши. Он был одним из руководителей национально-освободительного восстания 1863–1864 гг. в Литве и в Беларуси, публицист, поэт; Яковлев Владимир Андреевич – политик, журналист, редактор газеты «Новая Россия»; Элиза Павловская (Ожешко); Максим Богданович – писатель и другие знаменитые люди.

     Таблица 1.3. Памятные места в Гродно, связанные с жизнью и деятельностью известных людей

Памятник

Месторасположение

Примечание

Здание мужской гимназии

Ул. Советская, 6

Работал белорусский историк, краевед, педагог Е. Ф. Орловский

Дом-музей Э. Ожешко

Ул. Ожешко, 17

Построен в 1979 г. как копия деревянного дома, в котором в 1894–1910 гг. жила польская писательница Э Ожешко

Дом-музей М. Богдановича

Ул. 1 Мая, 10

С июня 1892 по ноябрь 1896 гг. вместе с родителями жил М. Богданович. В 1982 г. в доме открыт литературный музей.

Могила Э. Ожешко

Кладбище на

ул. Антонова

Похоронена в 1910 г. польская писательница Э. Ожешко

Могила Василька

Кладбище на

ул. Антонова

Похоронен в 1960 г. М. Василек, белорусский поэт

Могила Ковязина

Кладбище на

ул. Антонова

Похоронен в 1950 г. М. А. Кавязин, белорусский советский режиссер

Могила Ланского

Кладбище на

ул. Антонова

Похоронен в 1814 г. русский военный деятель

С. Н. Ланской


1.5. События культурной жизни (фестивали, ярмарки, конкурсы)

 

Гродно – многонациональный город. Здесь проживают представители более 60-ти национальностей. Среди них наиболее многочисленными являются: белорусы (56,1%), поляки (22,1%), русские (17,8%), украинцы (2,7%), евреи (0,2%), литовцы (0,1%), татары (0,1%) и многие другие. В городе действует 15 национальных общественных объединений, которые насчитывают более 4000 человек. Особой активностью отличаются общественные объединения «Союз поляков на Беларуси», «Барвинок» (украинцы), благотворительный фонд «Нохум» (евреи), «Тевине» (литовцы), «Община белорусских чувашей», «Русское общество».

      В Гродно традиционно проводятся многочисленные фестивали: Всебелорусский фестиваль национальных культур, фестиваль творческой молодежи театров драмы и кукол «Надежда», фестиваль народной музыки «Играйте, музыканты!», артистические встречи «Гродно – Белосток»,  фестивали национальных культур и семейного творчества «Живите в радости». Международные конкурсы: юных композиторов им. Ю.Семеняко и камерных ансамблей им. М.Огинского, открытый конкурс фортепианной музыки им. Ф.Шопена, областной фестиваль детского эстрадного творчества «Мосты надежд», фестиваль драматических театров и танцевальных коллективов и фестиваль цветов. В туристский сезон с целью привлечения туристов организуются мероприятия гастрольно-зрелищной индустрии (выступления известных артистов, театральных коллективов, знаменитых певцов и музыкантов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

            1.6. Музеи города, их историко-культурный потенциал

 

Гродно справедливо называют городом-музеем. Наиболее посещаемые  музеи Гродно: историко-археологический музей (ул. Замковая, 20), дом-музей Э. Ожешко (ул. Ожешко, 17),  дом-музей М. Богдановича (ул. 1 Мая, 10), музей истории Городницы (ул. Ожешко, 37), музей современного народного творчества Гродненщины (ул. Советская, 8), белорусский государственный музей истории религии (ул. Замковая, 16), музей-аптека (ул. Советская, 4), тератологический музей (пл. Советская).

Рассмотрим некоторые из перечисленных музеев более подробно.

На территории и помещении Гродненского замка расположен Гродненский государственный историко-археологический музей. В музее имеется около 160 тысяч предметов основного фонда. Наиболее значительные коллекции: живопись (иконы 18 – 19 веков), ковры ручной работы, нумизматика (клады), оружие, старинные книги, природа, археология.

Информация о работе Характеристика культурно-исторического потенциала Гродно