Государственное регулирование экономики туризма в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:45, реферат

Описание

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых, методологических и методических подходов к организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение
Основная часть
Уровни государственного регулирования РФ в сфере туризма
Принципы, цели, функции и приоритетные направления государственного регулирования
Правовое регулирование туристической деятельности в РФ
Финансовое обеспечение туроператорской деятельности
Сертификация туристических услуг
Государтвенное антимонопольное регулирование туристической деятельности
Регулирование инвестиционной деятельности в туризме
Государственное регулирование туризма: опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ГосРегулированиеТуризма.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Отказ туроператора, турагента или санаторно-курортного и гостиничного комплекса от сертификации своих услуг, или отрицательное заключение по результатам такой сертификации не дает возможность их рекламирования, являющейся основой любой коммерческой деятельности.

Для фирм сертификация, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что услуга будет востребована. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, а обострение конкуренции превращает добровольность в принудительность, тем более, что необходимость сертификации оговорена в законе РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст.5) и Положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности (п.4 в), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95.

В целом, анализ системы добровольной сертификации в регулировании рынка туристских услуг показал высокую ее эффективность в плане реального воздействия на качество предоставляемых туристам и отдыхающим профильных и сервисных услуг.

  1. Государтвенное антимонопольное регулирование  туристической деятельности

Не менее  важным рычагом развития рынка туристских услуг является антимонопольная  политика, которая основывается на создании конкурентной среды, борьбы с  монополизмом и недобросовестной конкуренцией.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления: разработку и принятие специального антимонопольного законодательства и формирование системы органов, ответственных за антимонопольное регулирование.  

Антимонопольная политика государства в сфере туризма, как форма государственного регулирования, только начинает складываться.

  1. Регулирование инвестиционной деятельности в туризме

В действующей законодательной базе уделяется к сожалению, недостаточное внимание регулированию инвестиционной деятельности в туризме. В  качестве основных путей стимулирования государством инвестиционной активности в туристских регионах страны можно выделить:

- налоговое  регулирование инвестиционной деятельности;

- институциональное  преобразование  экономики,  связанное  с  созданием  промышленных групп;

- реальная  защита прав собственности.

В целом, государственное регулирование  туризма является эффективным средством  стимулирования инвестиционной активности, повышения качества предоставляемых  услуг и решения социальных проблем в плане реального оздоровления нации. Однако важно учитывать, что главными направлениями государственной политики должны быть стабильность и конкурентоспособность туристского комплекса.

  1. Государственное регулирование туризма: опыт зарубежных стран

Опыт различных  стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое  цивилизованное государство для  того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.   

Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть  потребности в крупных инвестициях  для развития курортных, гостиничных  и иных туристских предприятий, как  и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.  

Специфика туризма  связана с интернациональным  характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим  в организации отдыха и путешествий. 

В любом государстве  взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

Отметим, что  сегодня сложилось несколько  подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами. В Евросоюзе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

 

Заключение

Индустрия путешествий  получает все большее признание  как сектор народного хозяйства, имеющий стратегическое значение для  получения иностранной валюты, диверсификации экспортной базы, создания рабочих мест и сокращения региональных диспропорций. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится около 10% мирового валового национального продукта. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

Развитие туризма  является чрезвычайно важным направлением российской экономики. В государственной  системе России, по мнению аналитиков Азиатско-Тихоокеанская туристической Ассоциации (РАТА), туризм как отрасль экономики получает все большее признание. Однако говорить о каком-то реальном влиянии этой отрасли в стране и в мире пока не совсем оправданно.

По оценкам  Всемирной туристской организации (ВТО), потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Вместе с тем на ее долю, согласно данным ВТО, в 2006г. г. приходилось всего 7,8% от общемирового числа международных туристских прибытий. С учетом всех прибывших в Россию в 2004 году иностранных граждан доля нашей страны в мировых турпотоках не превысит 3%. Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве. 
Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.  
Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.  
Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.). Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.  
В связи с вышесказанным, воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.  

 

Список  литературы:

  1. Вахмистров В. П., Вахмистрова С. И. Правовое обеспечение туризма. Учебное пособие, 2005.- С. 288 
  2. Голова О.Б. Менеджмент туризма - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2007.
 
  1. Дехтярь Г.М. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. – М.: ГИНФО, 2001. – С. 3.
 
  1. Жуков А.А. Инновационные аспекты  управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма. - М.: Изд-во Экономистъ, 2006.
 
  1. Криворучко, В.И. Государственное регулирование  санаторно-курортной сферы и туризма  в условиях рыночной экономики / В.И. Криворучко – М.: Академия повышения  квалификации, 2004. –76 с.
 
  1. Менеджмент  туризма. Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 162.
 
  1. Мохов Г.А. «Отмена лицензирования. Что ждет турфирмы?»// Главбух, отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности»  № 4, 2006г. С. 22
 
  1. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможность и реальность. - М.: Изд-во Инфра-М, 2007.
 
  1. По материалам www.russiatourism.ru
 
  1.  По материалам сайта www.ratanews.ru
 
  1.  Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. - М.: Изд-во КиноРус, 2007
 
  1.  Собрание законодательства РФ. – 2002. - №28. – С. 2902
 
  1.  Сутягин А. В., Феоктистов И. А. Новые правила оказания туристических услуг. Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.-С.33 
  2. Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ);
 
  1.  Федеральный Закон Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
 
  1.  Федеральный Закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
 
  1.  Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
 
  1.  Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. - М.: Изд-во Питер, 2006.
 
  1.  Экономика и организация туризма / Под ред. Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К.Исмаев. - М.: КНОРУС, 2005. - 576 с.

Информация о работе Государственное регулирование экономики туризма в условиях рынка