Буддизм как феномен религиозного и паломнического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание

Задачи работы: изучить основные формы религиозного и паломнического туризма и выявить тенденции развития.
Гипотеза: мы предполагаем, что в настоящее время смысл и значение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл и становятся объектами религиозного и паломнического туризма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА……….4
1.1. Паломнический туризм………………………………………………4
1.2. Познавательные туры религиозной направленности………………7
Глава 2. Религиозный туризм в Индии и Непале………………………..9
2.1 Феномен Буддизма в развитии религиозного туризма ………….....9
2.2 «По святым местам Будды»………...……………………………….12
Заключение……………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Буддизм как феномен религиозного и паломнического туризма.docx

— 52.95 Кб (Скачать документ)

Лумбини (санскр. «любимый») — храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма (предположительно 563 до н. э.—483 до н. э.). Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где Будда жил до 29 лет. [ 2 ]

Перед тем, как принять рождение в человеческом мире, Бодхисаттва  был владыкой Тушита. Там он решил родиться в последний раз и продемонстрировать всему миру достижение просветления. Он проверил пять мест и решил, что южный континент, где людская жизнь равняется 100 годам - самое подходящее место для него. Поскольку королевская каста была самая уважаемая в то время и линия царя Шуддходаны и царицы Майи была чиста, он решил родиться их сыном, принцем династии Шакья. В ту ночь, когда он был зачат, Царица Майядэви видела во сне слона, который вошёл в её утробу. Земля затряслась шесть раз. Однажды Майя приехала в Сад Лумбини, который находился примерно в 10 милях от Капилавасту. Выходя из воды, с лицом обращённым на восток она оперлась правой рукой о дерево сала. Тогда из её правого бока и родился Бодхисаттва. Он сразу прошёл семь шагов, и на том месте стали распускаться лотосы. Посмотрев по всем сторонам света, мальчик объявил: «Я – самый лучший из существ, это моё последнее рождение». Потом он посмотрел вниз, указывая на то, что он победит Мару и принесёт благо существам в нижних мирах благодаря своему учению. Затем он посмотрел вверх, указывая на то, что весь мир будет ценить и почитать его деяния.

Затем Владыки Брахма и Индра  в сопровождении множества охранителей  приняли его и омыли. В то же время двое нагов, Нанда и Упанада  заставили воду литься каскадом над  ним, позже там образовалось озеро, из которого монахи брали воду для  питья, даже во времена Фа Хьена (китайского путешественника). Юного принца обернули в тонкий муслин и отнесли во дворец в Капилавасту. [ 3 ]

Все буддисты почитают Будду как  основателя духовной традиции, носящей  его имя. Индуисты почитают его, как  одно из воплощений Вишну. Поэтому Лумбини  для буддистов и индуистов, является святым местом.

Центральную часть комплекса Лумбини  занимает храм Храм Майя-Деви, посвящённый матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим рождение Будды. Тысячи паломников ежегодно посещают этот храм. Новый храм был возведён над развалинами старого храма. Вокруг храма — археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и священное дерево Бодхи.

Рядом с храмом Майя-Деви возвышается  Калонна Ашоки, подтверждающая, что это место рождения Будды.

Неподалёку от храма находится  священный водоём Пушкарини, где Майя Деви приняла омовение незадолго до рождения Будды.

Парк разделен на две части, восточную  и западную. В восточной части  расположены монастыри ранней буддистской  школы Тхеравада, а в западной монастыри, относящиеся к школам Махаяна и Ваджраяна. За недавнее время многие страны, в которых  почитается буддизм, построили в  Лумбини свои храмы и пагоды. Весь комплекс состоит из десятка буддийских монастырей, храмов, ступ разных конфессий  и других памятников.

Бодхгая. О древней истории Бодхгаи почти ничего не известно. Судя по материалам археологии, там, скорее всего, существовала небольшая монашеская община. Центром паломничества местечко стало намного позже - в III веке до н.э., когда индийский царь Ашока (правил в 268-232 до н. э.), покровительствующий буддизму, построил в Бодхгае большой храм Махабодхи. О его форме мы можем судить лишь по барельефам ступы в Бхархуте (I в. до н.э.). Наиболее полные сведения о Бодхгае принадлежат китайским путешественникам – Фа Сяню (V в. н.э.) и Сюанцзяну (VII в. н.э.). Последний описывает Бодхгаю как крупный религиозный центр с большим количеством храмов. Однако все это было разрушено в результате мусульманского завоевания Индии и образования Делийского султаната (XIII в.). Тибетский путешественник Дхармасвамин, посетивший город в 1234 году, сообщает, что от былого великолепия там остались лишь руины. Святыня обрела второе рождение во второй половине XIX века, в первую очередь, благодаря археологическим изысканиям сэра Александра Каннингхэма (1814-1893), полковника колониальных войск, возглавившего в 1861 археологический комитет Британской Индии. Сегодня Бодхгая – крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Ежегодно город посещают более 400 тыс. туристов и паломников. [3]

Главной достопримечательностью является Дерево Бодхи (Бо), или «Дерево Просветления», как называют его индийцы, - это  баньян. Под ним находился Будда  в момент просветления. Правда, это  не именно то дерево, а его пра-правнук. Сейчас он превратился в 24-х метровое дерево. Под ним находится Алмазный Трон – каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда в момент просветления. Любой паломник считает за большую удачу поймать листик упавший со священного дерева и вынесенный ветром за высокую загородку. Еще лучше – получить стружки от спиленного священного сучка. Однако в 2000 году листья святыни начали чернеть. Японские ученые определили, что это последствие возжигания перед ней газовых ламп: из-за большой интенсивности горения на листьях образовалась пленка копоти, мешавшая фотосинтезу. С тех пор использование таких светильников в Бодхгае запрещено.

Сарнатх. После своего просветления спустя 5 недель Будда покинул Бодхгайю и отправился в Сарнатх. Ещё до этого, когда он прекратил свою аскетическую практику его друзья-соратники по аскезе покинули его и ушли в Сарнатх. Достигнув же просветления Будда отправился туда дать им учение, т.к. силой своего ясновидения он узрел, что они смогут быстро постичь Дхарму. Он объяснил Четыре Благородныхе Истины и предписал Восьмеричный Путь. Послушав Будду, его товарищи стали его первыми учениками. В то время была основана Сангха, сообщество просветлённых. Учение, которое дал им Будда называлось Дхаммачаккапаватана Сутра, оно было преподано на полнолуние Асалха. Впоследствии Будда провёл свой первый сезон дождей в Сарнатхе в Мулагандхакути. Сангха разрослась до 60 человек и Будда разослал их по всему свету, чтобы они, одинокие странники учили Дхарме. Все 60 монахов были архатами. [5]

В настоящее время Сарнатх - небольшой городок, расположенный в 13 км к северо-востоку от Варанаси в индийском штате Уттар Прадеш. Большинство древних сооружений были варварски разрушены мусульманами-турками, но некоторые достопримечательности можно видеть и по сей день:

Ступа Дхамек — древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т.к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в н. э. Его высота 40 м, диаметр — 28 метров.

Дхармараджика Ступа - одна из немногих оставшихся ступ, построенных до Ашоки, (хотя осталось от неё только основание). Остальная часть Ступы Дхармараджика была вывезена в Вранаси как строительный материал в 18 веке. В то время там были найдены реликвии, которые были брошены в реку Ганг.

Чаукханди Ступа — это большая разрушенная Ступа, датируемая V в. н.э., и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей. На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI в. в память о посещении этого места императором Хумаюном.

Руины Мулагандхакути Вихары ознаменуют место, где Будда провёл свой первый сезон дождей. Современная Мулагандхакути Вихара, монастырь, построенный в 1931 г. Обществом Махабодхи, с красивыми настенными росписями, в котором находятся реликвии Будды. Позади этого здания находится известный Олений Парк (где до сих пор водятся олени).

Основание Колонны Ашоки (стамбха) возведённой царём Ашокой, с высеченными на ней кодексом буддийского государства, известная как Дхарма Чакра (Колесо Закона). Первоначально она была около 10 метров высотой и была увенчана капителью со львами, хранящаяся в настоящее время в Археологическом Музее Сарнатха, которая стала национальной эмблемой Индии и национальным символом на флаге Индии. [5]

Дерево Бодхи, растущее возле храма было пересажено в 1893 г. от дерева Бодхи из Анурадхапура со Шри Ланки, которое также было выращено от изначального дерева в Бодхгае, под которым Будда достиг просветления.

Кушинагар— один из главных буддийских центров паломничества в Индии. Здесь в 543 г до н. э. в полнолуние месяца Вайшак (апрель-май) по индийскому календарю Господь Будда вошёл в Махапаринирвану — "Великий уход". Говорится, что после того, как Будда заболел, он пожелал отправится домой, чтобы оставить тело (умереть) в родных местах. Однако во время пути, сопровождаемый своими учениками Будда объявил, что пришло его время. Лёжа на правом боку, он впал в медитативное состояние, а затем, покинув тело вошёл в нирвану. Его последними словами, обращенными к ученикам, были: "Все составляющие вещи изменчивы. Трудитесь усердно, чтобы достичь вашего собственного спасения."

Кушинагар, также известный как  Кушинара или Касия, — один из четырёх  знаменитых буддистских паломнических  городов наряду с Лумбини, Бодхгаей и Сарнатхом. Его главными святынями  являются храм Махапаринирваны и Нирвана Ступа. Руины храма и ступы были обнаружены в 1876 году во время раскопок. Ступа, сооруженная в III в., была восстановлена в 1927 году. На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем "брахми", в которой говорилось, что останки Господа Будды были помещены здесь. На одном возвышении со Ступой расположен храм Махапаринирваны. Он был реконструирован в 1956 году. Внутри храма находится одно из самых известных извояний Будды. Это шестиметровая статуя входящего в нирвану Будды, лежащего на правом боку. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба по дереву, изображающая женщину в смятении, медитирующего и скорбящего монахов. Это одна из очень немногих статуй Будды (прибывающего в нирване), найденных на территории Индии. [ 3]

Матхакуар расположен вблизи Нирвана Ступы. Здесь была обнаружена Статуя Будды из чёрного камня в форме бхумиспарша-мудра (Будда, касающийся земли пальцами правой руки). По существующему поверью, последняя проповедь Будды состоялась именно в этом месте.

Рамабхар Ступа. Это пятнадцатиметровая Ступа, датируемая V в., в древних буддийских текстах называемая Мукут-Бандхан Вихар.  
Местная легенда гласит, что Ступа стоит на том самом месте, где был кремирован Господь Будда. Существуют археологические доказательства того, что Нирвана Ступа в действительности была сооружена на месте кремации. Однако, определить кто именно был кремирован здесь невозможно.

 

Заключение

Таким образом, подводя итог, можно  с уверенностью сказать, что паломничество или религиозный туризм возникло в те времена, когда появились первые религии. Данный вид туризма – это его старейшая форма, и начинались подобные путешествия с посещения племенных шаманов, а продолжились посещениями святынь вначале языческих, политеистических религий, а затем и монотеистических верований.

В настоящее время Индийское  правительство очень заинтересованно  относится к развитию данного  направления туризма и разработало  программу «Come to India - Walk with the Buddha», которая нацелена на увеличение потока туристов из Юго-Восточной Азии. По официальным подсчетам, ежегодно в Индию приезжают около 200 000 буддистских туристов. Их количество может увеличиться в 4 раза к 2012 году, если буддистские места будут восстановлены, а инфраструктура улучшена. Через пять лет буддистский туризм может приносить индийской казне 1 миллиард долларов в сравнении с нынешними 125 миллионами.

Такие страны как Индия и Непал являются уникальными с точки зрения развития религиозного, паломнического и культурно-познавательного туризма. Индия — страна мистического откровения. Тысячелетиями хранит она сакральные Истины. Ее земля пропитана преданиями о Тайнах Мироздания и бытия. Пророки и мудрецы, риши и Аватары воплощались здесь именно потому, что эта страна давала возможность познать Божественный Закон. Разнообразие религиозных традиций и культур учило бхаратийцев терпеливому и бережному принятию иного уклада жизни и принципу ненасилия. Древняя мудрость, реализованная в жизни, давала возможность приоткрыть перед достойнейшими тайны, о которых все Человечество узнает значительно позже. Миллионы паломников со всего мира съезжаются сюда ежегодно чтобы пройти по «следам Будды» и проникнуться атмосферой таинственного и неповторимого Тибета.  Об этих тайнах рассказано везде: они запечатлены в языке и литературе, скульптуре и танце, ритуалах и традициях. Они становятся доступными каждому, кто научился говорить языком любви и открытого сердца, кто за внешним проявлением жизни ищет ее внутреннее содержание. Легче всего это сделать в Индии, где очарование природы, великолепие храмовых комплексов и постоянное соприкосновение с безграничными возможностями проявления человеческого Духа дают возможность увидеть самого себя и осознать себя, как частицу Бесконечности, называемой Человечеством. Все это делает данный регион привлекательным для туризма не только религиозного и паломнического, но  и культурно-познавательного. Сочетание разных видов целей делает путешествие сюда незабываемым и каждый, кто побывал здесь однажды, обязательно захочет вернуться сюда еще раз.

Информация о работе Буддизм как феномен религиозного и паломнического туризма