Железнодорожный транспорт. Перевозка грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения как во внутреннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт помимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет также социальную роль. Снижение доходов предприятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах транспорта. Поэтому предприятия, организации и частные лица сейчас в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог осталась относительно низкой, что позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом транспорта.
Целью данной работы является рассмотрение механизма и особенностей организации железнодорожных перевозок в России.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические аспекты организации ж/д перевозок грузов 5
1.1. Преимущества и недостатки организации ж/д перевозок 5
1.2. Материально-техническая база железнодорожного транспорта 8
1.3. Договор перевозки на железнодорожном транспорте 12
1.4. Правила приема грузов к перевозке на железной дороге 14
1.5. Правила выдачи грузов на железной дороге 16
1.6. Упаковка и маркировка грузов при перевозке железнодорожным транспортом 18
II. Особенности организации грузовых перевозок в России 20
2.1. Динамика объемов грузовых перевозок 20
2.2. Конкурентная среда на российском транспортном рынке грузовых перевозок 24
2.3. Повышение качества транспортного обслуживания 30
2.4. Повышение эффективности перевозочного процесса 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по транспорту.docx

— 301.66 Кб (Скачать документ)

2.3. Повышение  качества транспортного обслуживания

  Основным стратегическим направлением деятельности Холдинга в сфере грузовых перевозок является реализация комплексной программы оптимизации технологии перевозок и, следовательно, снижение издержек, а также оптимизация тарифной политики.

С точки зрения грузовладельцев, первостепенной задачей железнодорожной  отрасли является сохранение стабильности на рынке грузовых железнодорожных  перевозок.

Реализация указанной  задачи осуществляется на основе своевременной  и качественной перевозки предъявляемых  грузовладельцами объемов грузов, повышения  эффективности использования парков грузовых вагонов и железнодорожной  инфраструктуры, а также оптимизации логистики грузовых перевозок. В целях обеспечения стабильности и ритмичности перевозок грузов ОАО «РЖД» расширило практику заключения долгосрочных договоров с крупными клиентами на оказание услуг по перевозке грузов. Доля долгосрочных договоров в общем объеме перевозок составила на конец 2010 года 16%. В число крупнейших компаний, которые сделали свой выбор в пользу заключения долгосрочных договоров, вошли ОАО «СУЭК», ОАО «Кузбассразрезуголь», ОАО «ЕвразХолдинг», ОАО «Металлоинвест» и другие.

В рамках решений, принятых совместно с крупнейшими потребителями услуг железнодорожного транспорта, начата реализация комплексного транспортного обслуживания по принципу «перевозка+предоставление вагона». Удобная для грузовладельцев схема взаимодействия основных участников перевозочного процесса предусматривает выполнение ОАО «РЖД» агентских функций по предоставлению грузоотправителям подвижного состава, принадлежащего третьим лицам, под перевозки грузов (ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», иных операторов подвижного состава). Данная схема позволяет ОАО «РЖД» предложить комплексное транспортное обслуживание грузоотправителям, включающее в себя организацию и осуществление перевозок в вагонах приватного парка (перевозка и предоставление вагонов).

ОАО «РЖД» реализует данную схему по принципу «одного окна», обеспечивая полный цикл взаимодействия с грузоотправителями при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов. При этом ОАО «РЖД» выступает гарантом качественного исполнения обязательств по сделкам (договорам перевозки и договорам на предоставление вагонов) как в части своевременной организации перевозок грузов, так и в отношении подачи железнодорожного подвижного состава под погрузку, и таким образом – гарантом вывоза изготавливаемых отечественными и иностранными производителями товаров. Так, ОАО «РЖД» приступило к оказанию комплексных услуг по перевозке в железнодорожно-паромном сообщении на маршруте Балтийск-Усть-Луга по сквозной тарифной ставке.

С целью обеспечении реализации данной схемы комплексного транспортного обслуживания в ОАО «РЖД» создается система управления парками вагонов различных форм собственности.

Проводится работа по оптимизации  перемещения порожных полувагонов, находящихся в управлении ОАО  «РЖД» по сети железных дорог, направленная на сокращение встречных порожних рейсов, снижение нагрузки на сортировочные станции и повышение маршрутизации порожнего вагонопотока.

Учитывая тот факт, что  принципы управления вагонами одного собственника отработаны и сейчас применяются  при управлении парком полувагонов  ОАО «ПГК», на первый план выходит  задача консолидации управления парками  различных собственников, имеющих  разные условия предоставления вагонов  грузоотправителям.

Так же в целях повышения качества обслуживания в настоящее время внедряется технология согласования заявок с учетом пропускной способности инфраструктуры и перерабатывающих способностей станций по погрузке и выгрузке на путях общего и необщего пользования, а также на припортовых, пограничных станциях железных дорог России.

В целях перехода на качественно  новый уровень обслуживания клиентов ОАО «РЖД» разработана Концепция  интегрированной технологии управления движением грузовых поездов по расписанию, которая одобрена Научно-техническим советом Компании.

На основе развития технологии движения поездов по специализированным расписаниям в действующем графике предусмотрены и реализованы «твердые нитки» для 414 грузовых поездов, в том числе 244 – контейнерных, 102 – наливных, 71 – для перевозок угля, руды, черных и цветных металлов.

Сейчас спрос на перевозки  грузов по «твердым ниткам» графика  удовлетворен в полном объеме (рис. 10).

Рис. 10. Динамика специализированных расписаний в графике движения поездов  в 2007-2010 гг.

 

С начала своей деятельности ОАО «РЖД» обеспечивает устойчивую динамику роста уровня маршрутизации  грузов. Так, с 2003 года процент маршрутизации  повышен с 32,3% до 41% в 2010 году. Ежесуточно более 22 тыс. вагонов отправлялось с  мест погрузки организованными составами.

Отправительскими маршрутами формировалось ежесуточно:

  • каменного угля – 8,7 тыс. вагонов (75,9% от погрузки угля);
  • нефти и нефтепродуктов – 5,2 тыс. вагонов (43,4%);
  • руды железной – 3,3 тыс. вагонов (81,4%);
  • руды цветной – 0,7 тыс. вагонов (70,7);
  • удобрений – 0,9 тыс. вагонов (48,2%).

Это позволило повысить надежность и своевременность доставки грузов в соответствии с потребностями  клиентов.

2.4. Повышение эффективности перевозочного процесса

В 2010 году, как и в предыдущие периоды, ОАО «РЖД» проводились  мероприятия, нацеленные на достижение максимальной эффективности перевозочного  процесса и на оптимизацию эксплуатационных затрат.

Так, в 2010 году вновь установлено 89  междорожных гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов, исключено 36 недействующих. Средняя протяженность гарантийных участков к уровню 2009 года на основных направлениях сети железных дорог увеличилась на 49 км и составила 1121 км против 1072 км.

Проведенные в 2010 году работы по совмещению профессий, расширению зон  обслуживания, оптимизации численности за счет внедрения новой техники и новых технологий, выполнению программ ресурсосбережения, оптимизации штатного расписания, оптимизации работы и сменности малодеятельных участков, совершенствованию технологических процессов позволили условно высвободить по эксплуатационным вагонным депо 1110 человек с экономией фонда заработной платы 260,4 млню руб.

С целью выполнения поставленных задач по обеспечению гарантированной подготовки составов грузовых поездов на «жесткие нитки» графика в 2010 году проведен ряд мероприятий:

    1. Оснащение ПТО перспективными средствами диагностики и контроля (проведена модернизация 528 приборов КТСМ, установлено 2 комплекса технических измерений геометрических параметров колесных пар (КТИ) и 3 автоматизированные системы определения отрицательной динамики грузовых вагонов (АСООД). В результате оснащения ПТО современными средствами диагностики подвижного состава количество остановок грузовых поездов по показаниям КТСМ сократилось на 24% к уровню 2009 года (20087 остановок в 2010 году, 26565 – в 2009 году), количество отцепок вагонов от грузовых поездов на промежуточных станциях сократилось на 32% к уровню прошлого года и составило 3854 случая.
    2. Выполнение норм времени простоя составов грузовых поездов под техническим обслуживанием (30 минут для поездов, прибывших в переработку, 45 минут для транзитных и сформированных поездов.)
    3. Внедрение на 32 важнейших сортировочных станциях Единой технологии технического обслуживания составов и грузовых поездов, что привело к сокращению отцепок вагонов от поездов своего формирования и транзитных.

При увеличении количества осмотренных и обработанных поездов  на 5% к уровню 2009 года (55171 поезд) количество отцепок вагонов по техническим  неисправностям от поездов своего формирования сократилось на 921 случай, или на 15% (4986/4065), количество отцепок вагонов от транзитных поездов сократилось на 4581 случай, или на 13%, и составило 33394 случая (38515 в 2009 году).

В целях выполнения заданных объемов погрузки грузов и обеспечения  заявок грузоотправителя в 2010 году подготовлено под погрузку 1129829 вагонов, в том  числе 214597 вагонов собственности  компаний-операторов. Переход с 1 августа 2010 г. на технологию перевода в нерабочий парк вагонов, требующих устранения неисправностей на специализированных путях при подготовке под погрузку, обеспечил приведение в соответствие данных о ремонте грузовых вагонов и гарантийную ответственность за проследование вагона до станции выгрузки.

По итогам работы 2010 года количество нарушений безопасности движения снижено на 34% (284/431) по сравнению с прошлым годом, а с учетом объемов работы, улучшение безопасности движения составило 70%. Основную долю событий – 43% - занимают неисправности тормозного оборудования, 28% - неисправности буксового узла. Количество отказов технических средств в 2010 году сократилось на 36% к уровню 2009 года и составило 4865 случаев.

В 2010 году исключено из инвентаря 11503 грузовых вагона, разделано с  металлолом 8855 единиц, при этом оприходовано 28674 ремонтопригодных колесных пар, 23016 боковых рам, 11886 надрессорных балок. Вторичное использование запасных частей при ремонте и подготовке вагонов под погрузку позволило сэкономить 0,1 млрд. руб.

В результате проведения текущего отцепочного ремонта вагонов собственности компаний-операторов в 2010 году в количестве 345931 единицы получен доход в размере 3089307 тыс. руб., что на 46% превышает доход 2009 года (отремонтировано 294419 вагонов, доход – 2,1 млрд. руб.).

 

Заключение

Итак, роль ж/д транспорта, являющегося связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена трудно переоценить. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Рассмотрев механизм и основные особенности организации железнодорожных перевозок в России можно сделать следующие выводы.

В настоящее время, когда  в мире происходят интеграционные процессы, железнодорожный транспорт становится инструментом международного разделения труда и вместе с тем сам  является объектом влияния глобализации. Однако данный вид транспорта, как и другие, имеет свои преимущества и недостатки.

Материально-техническая  база железных дорог состоит из следующих  элементов:  путь и путевое хозяйство; хозяйство электроснабжения; хозяйство  СЦБ и связи; вагоны и вагонное хозяйство; локомотивы и локомотивное хозяйство; станции; товарные конторы; грузовое и весовое хозяйство.

Вагоны характеризуются  грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами. Грузоподъемность вагона - масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость - физический объем вагона.

Прибытие и отправление  грузов осуществляются на грузовых станциях. Грузовая станция представляет собой  комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений  и площадей, используемых для осуществления  грузовых и коммерческих операций.

Железная дорога обязана  подать грузоотправителю вагон под  погрузку в срок, установленный железной дорогой. Транспортные средства должны быть в состоянии, пригодном для  транспортировки соответствующего вида груза. При несоответствии поданного  вагона условиям перевозки данного  вида груза грузоотправитель вправе отказаться от такого подвижного состава.

Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения  от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке  в исправной таре, соответствующей  государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых  не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Количество мест груза, предъявляемого к перевозке, во всех случаях определяется грузоотправителем. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает  их с проверкой количества мест, указанного грузоотправителем в  накладной, за исключением грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя.

При установлении порядка  и способа уведомления о прибытии груза возможно несколько вариантов: радиосвязь, телефон, телеграф, почта, электронная почта. Выбор вида связи  осуществляет грузополучатель, о выбранном  способе уведомления сообщается начальнику станции.

Организация ж/д перевозок в России имеет свои особенности. Одной из основных задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте является развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами. В течение длительного периода государственные приоритеты по созданию необходимых ресурсов для инвестиций отдавались другим отраслям промышленности за счет ограничения темпов индексации цен (тарифов) субъектов естественных монополий.

На рынке грузовых перевозок  в России в течение последних  лет лидирующие позиции сохранил за собой холдинг «РЖД». При этом наблюдается значительное усиление конкурентных позиций ОАО «РЖД»  в ряде новых сегментов транспортного  рынка, таких как контейнерные перевозки, примыкающая интермодальная логистика, портовые операции и пр. Данное усиление связано с развитием мощностей и активов компании.

Информация о работе Железнодорожный транспорт. Перевозка грузов