Транспортное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:03, реферат

Описание

Транспортное право — комплексная отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).

Работа состоит из  1 файл

транспртное право.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

                                         Введение

Транспортное  право — комплексная отрасль  права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области  перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).

Вопрос  о самостоятельности транспортного  права как отрасли права является спорным. Большинство исследователей рассматривают его как комплексную  подотрасль предпринимательского права. Сторонники данной точки зрения утверждают, что транспортное право определяется предметом и методом, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. А там, где методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, ещё не созрели условия для появления новой отрасли права. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что транспортное право, а тем более его части не являются самостоятельными отраслями права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются в специальном правовом регулировании из-за их особенностей.

Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными  предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Транспортное  право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в  связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публикаций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права [2]. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании

Особенностью  транспортного права является то, что оно сочетает в себе властно­организационные  отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль права. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транспорте, а также большое количество нормативного материала, регулирующего отношения на транспорте. Таким образом, транспортное право представляя собой комплексную отрасль российского права, не является самостоятельной отраслью права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Управление  транспортом и перевозочным процессом  в Российской Федерации. 

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

     Перевозочный  процесс на железнодорожном транспорте регламентирован утвержденным Федеральным  законом «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

     Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения: возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей не общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования  и железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизовано и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

     Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

     В настоящее время, в результате проходящей реформы на железнодорожном транспорте происходит изменение формы собственности  – железнодорожный транспорт  из федеральной собственности, переходит в частную собственность, в результате акционирования ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры. Данный процесс еще не завершился, а потому о его конечных результатах говорить еще трудно. Но уже происходит и набирает свои обороты  процесс формирования в рамках открытого акционерного общества «Российские железные дороги» самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок и т.д.). После этого, предполагается реорганизация открытого акционерного общества «Российские железные дороги» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, перевозки пассажиров в пригодном сообщении и дальнем следовании и т.д.); переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах; создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов; привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта и т.д.

     Законодателем введен новый субъект, который обеспечивает   осуществления перевозочного процесса в нашей стране – владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Им может являться любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, которые имеют инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию, на основании лицензии или договора.

     Сама  инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой  технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

     За  МПС России сохранены функции  хозяйственного управления, которые  осуществляются при проведении государственной  политике в области железнодорожного транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения; при разработке, утверждении и надзоре над исполнением нормативных документов; при лицензировании, сертификации и стандартизации на железнодорожном транспорте в пределах полномочий; при руководстве мобилизационной подготовки и гражданской обороны; при регулировании в области перевозок для государственных нужд  и социально значимых перевозок пассажиров и т.д.

     Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного  комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

     В систему МПС России можно отнести: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие  предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога.

     Согласно  закону в настоящее время на основании  лицензии в сфере обеспечения  перевозочного процесса могут предоставляться следующие виды услуг и осуществляться следующие виды деятельности:

     - перевозка грузов железнодорожным  транспортом;

     - перевозка грузобагажа железнодорожным  транспортом;

     - деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок.

     Таким образом, наше государство путем  постепенной приватизации и разгосударствлении ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры, расширяет виды предпринимательской  деятельности, которые могу предоставляться отдельными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а значит, создается основа для формирования конкурентного сектора в сфере обеспечения населения транспортными услугами.

     Согласно  новому закону о железнодорожном  транспорте имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

     Под железнодорожными путями общего пользования  понимаются  железнодорожные пути на территориях железнодорожных  станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

     Железнодорожные пути не общего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

     На  железнодорожном транспорте действуют  специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные  подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железных дорогах. Положения об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений  безопасности движения утверждает МПС РФ.

     МПС РФ с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

     В области перевозочного процесса на МПС России возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог  в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и утверждать нормативные акты  по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.

     По  вопросам, затрагивающим интересы других видов транспорта, МПС России координирует свою деятельность с органами управления ими (например, с Минтрансом России).

     МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

     На  МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Этот орган также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

     В области технической политики Минтранс: определяет   совместно   с  подведомственными  предприятиями  и учреждениями  приоритетные  направления  технической  политики  на  железнодорожном транспорте; координирует с Министерством  транспорта РФ вопросы технической политики  в области  взаимодействия  с другими  видами транспорта; определяет структуру  и  типаж  подвижного  состава  и  других технических  средств,  используемых на  железнодорожном транспорте; подготавливает  предложения  по постановке продукции на серийное производство; и др.

     Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой  железнодорожных войск.

     Открытие  для постоянной эксплуатации железнодорожных  путей общего пользования  осуществляется по решению МПС России  на основании предложений отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.

     Одновременно  планируется формирование в этой сфере конкурентного сектора, что  предусмотрено утвержденной Правительством РФ 15 мая 1998 г. Концепцией структурной реформы железнодорожного транспорта. Развитие конкуренции перевозок предполагается преимущественно в области организации доставки грузов и пассажиров.

Информация о работе Транспортное право