Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:28, курсовая работа
Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования. Единая технология транспортировки предполагает непрерывность транспортного процесса с минимизацией сбойных ситуаций, прежде всего в перегрузочных пунктах.
Блок 1
   1. Основные требования к единой транспортной системе (ЕТС)……...…..3
   2. Транспорт и окружающая среда. Роль каждого вида транспорта в ЕТС и негативные последствия…………………………………………….……..8
   3. Пути повышения экологической безопасности на автотранспорте…...12
   4. Экология как наука………………………………………………………..20
   5. Экологический мониторинг………………………………………...……24
   6. Экологическая индикация………………………………………………..27
      Блок 2
   1. Антропогенный фактор………………………………………...…………31
   2. Экологическая популяция………………………………………..………32
   3. Экологическая ловушка……………………………………………….….34
   4. Синэкология……………………………………………………………….36
   5. Метаболизм………………………………………………………….…….37
      Задача……………………………………………………………….…………40
     Список  использованных источников…………………….………………….51
     Организационные 
структуры управления транспортом не 
только разрозненны, но и страдают от излишней 
централизации и перегрузки. К сожалению, 
до сих пор в республике не сформирована 
единая транспортная политика и по сути 
продолжается непрерывная борьба между 
силами, выступающими за коренное обновление 
всей транспортной системы и консервативными 
кругами, отстаивающими свои ведомственные 
интересы. 
С точки зрения оценки видов и источников загрязнения окружающей среды транспортом могут рассматриваться два подхода: традиционный, охватывающий только собственно транспортные технологические процессы, и комплексный, включающий весь возможный круг факторов, связанных с транспортом. При традиционном подходе учитывают поступление загрязняющих веществ в биосферу непосредственно в результате функционирования подвижного состава, например, выработавшие газы транспортных двигателей, попадающие в воздух, сброс в воду стоков с судов и т. п. Сюда относят случающиеся время от времени аварии транспортных средств с рассеиванием в биосфере их грузов –токсичных, агрессивных, радиоактивных и прочих веществ. Подобное загрязнение происходит из за технического несовершенства транспортных средств или ошибок персонала. Комплексный подход отличается от традиционного тем, что дополнительно учитывает загрязнение биосферы или ее изменение в результате транспортного строительства и эксплуатации транспортных предприятий, к которым должны отнести ремонтные заводы, депо, базы, гаражи, доки, карьеры, заправочные станции, шпато-пропиточные и асфальтовые заводы, вокзалы, аэропорты и другие постоянные сооружения, включая и транспортные поселки. Во многих странах, и в первую очередь индустриально развитых и густонаселенных, нарастает загрязнение поверхности Земли (включая и плодородные почвы) механическими примесями в виде золы, пыли, шлаков, некондиционных строительных материалов, пустой породы, извлекаемой при добыче минеральных строительных материалов. Такое загрязнение особенно велико в районах размещения крупных транспортных узлов и промышленных предприятий. Большие площади земли заняты свалками отходов.
     При 
сжигании в транспортных и промышленных 
участках угля, мазута, нефти и других 
видов топлива, содержащие серу, с 
продуктами сгорания в воздух выбрасывается, 
в частности, сернистый ангидрид, который, 
соединяясь с атмосферной влагой, образует 
сернистую и серную кислоты, попадающие 
в конечном счете и в почву, и в воды. Подобные 
агрегатные вещества оказывают сильное 
вредное влияние прежде всего на растительный 
мир, угнетая леса. Скапливаясь в воздухе, 
они угрожают  
также животному миру и человеку. В историю 
экологических вникаем без  
внимания потому, что на транспорте (и 
в транспортном машиностроении) в той 
или иной степени используется ртуть и 
другие токсичные вещества.  
Негативный опыт здесь должен послужить 
серьезным предостережением. 
Загрязняющие вещества и источники их происхождения
Определение
Загрязняющие вещества - вещества, попадающие в окружающую среду вместе с промышленными, сельскохозяйственными и другими процессами, связанными с человеческой деятельностью и способные причинить вред жизни или здоровью человека, животного или растения.
В таком определении почти все вещества промышленного происхождения могут быть отнесены к загрязняющим веществам.
     Однако 
на практике загрязняющие вещества определяются 
допускаемыми концентрациями по их выбросам. 
Табл.1 Основные загрязняющие вещества и их источники
| Загрязняющее вещество | Основные источники | Стандарт ПДК | 
| Угарный газ СО | выхлопы автотранспорта, некоторые произв. процессы | 10 мг/м3 в 
  течении.8 ч. 40 мг/м3 в течении 1 ч. | 
| Оксид серы SO2 | тепловые и электростанции, использующие серосодержащие нефтяные продукты или уголь, производство серной кислоты | 80 мкг/м3 в 
  течении года, 365 мкг/м3 в течении 24 ч. | 
| Взвешенные твердые частицы | выхлопы автотранспорта, произв. процессы, сжигание мусора, тепловые и электростанции, реакция загрязняющих веществ в атмосфере | 75 мкг/м3 в 
  течении года, 260 мкг/м3 в течении 24 ч. | 
| Свинец Pb | выхлопы автотранспорта, плавильные печи, производство батареек | 1.5 мкг/м3 
  в течении 3 мес. 260 мкг/м3 в течении 24 ч. | 
| Окислы азота NO, NO2 | выхлопы автотранспорта, тепловые и электростанции, производство азотной кислоты, взрывы, заводы удобрений | 100 мкг/м3 в год для NO2, | 
| Фотохимические оксиды, озон О3, пероксиацетил нитрат, альдегиды | фотохимическая 
  реакция окислов азота и | 235 мкг/м3 в 1 час | 
| Не метановые углеводороды - этан, этилен, пропан, бутан, пентан, ацетилен | выхлопы автотранспорта, произв. процессы, сжигание мусора, испарение растворителей, сжигание топлива | нет данных | 
| Углекислый газ СО2 | Любые источники горения | Способен причинить вред здоровью при концентрации 4400 мг/м3 за 2-8 часов | 
Такие вещества как углекислый газ СО2 не могут быть отнесены к загрязняющим веществам по причине их естественного присутствия в атмосфере.
Однако доля углекислого газа в атмосфере возросла в 1.25 раза по сравнению с прошлым веком, что вызывает такие нежелательные последствия, таким как парниковый эффект.
Метеорологические условия и ландшафт местности прямым образом влияют на концентрацию вредных веществ в воздухе. Так города, расположенные на дне долин и впадин больше других страдают от смога.
Основное влияние автомобильной дороги на окружающую среду после того, как она уже построена, в основном, выражается в акустическом (шумовом) загрязнении окружающей среды и загрязнении воздуха вредными выбросами от автотранспорта.
Акустическое загрязнение
Например, в Финляндии количество людей, на организм которых оказывает негативное воздействие шум, оценивается по схеме:
шумовое воздействие 55-65 дБ окажет воздействие на 33% населения
шумовое воздействие 65-70 дБ окажет воздействие на 50% населения
шумовое воздействие свыше 70 дБ окажет воздействие на 100% населения, проживающих в зоне шумового воздействия
     При 
использовании финской модели (или 
аналогичной шведской) оценка шумового 
загрязнения выполняется 
Определяется количество людей, проживающих в зоне шумового загрязнения.
Рассчитываются затраты, являющие следствием снижения производительности и ухудшения здоровья из расчета 5000 финских марок на 1 человека в год.
Учитывая этот фактор при планировании, можно оценить экономическое влияние шумового загрязнения от дорожного проекта, запланированного к осуществлению в густонаселенном районе.
Таким же образом можно рассчитать экономическую прибыльность от проведения мероприятий по снижению уровня шума.
Загрязнение воздуха
В Финляндии и Швеции было разработана условная единица, выражающая размер ущерба, наносимого окружающей среде различными компонентами автомобильных выбросов.
     В 
расчете представлена стоимость 
ущерба (в финских марках), наносимого 
окружающей среде от выброса в 
воздух 1 кг вредных веществ. 
| Компоненты автомобильных выбросов | Финляндия, фин. марок/ кг | Швеция, фин. марок/ кг | 
| CO | - | 0.16 | 
| HC | 8.7 | 20.3 | 
| NOx | 4.4 | 44.1 | 
| CO2 | 0.15 | 0.18 | 
| SO2 | - | 22.5 | 
| твердые частицы | 79.0 | 483.0 | 
Транспортные исследования, проведенные в Германии, показали, что население готово платить, чтобы избежать нарушения экологического баланса в их населенном пункте.
Улучшение состояния окружающей среды необходимо учитывать в качестве экономического фактора при дорожном планировании.
Этот фактор учитывается в Финляндии при осуществлении проектов по строительству объездных дорог, выводящих транспортные потоки за пределы густонаселенной части городов.
При этом доход составляет 100-400 фин. марок на душу населения в год.
     Эстетика 
дорожного планирования как экономический 
фактор тоже имеет денежный эквивалент. 
Эстетичное и рациональное планирование 
означает создание благоприятного, гармоничного 
и здорового микроклимата в зоне застройки. 
Проезжая такой район, дорожные пользователи 
могут расслабиться, чувствуя себя в безопасности. 
При этом доход составляет приблизительно 
50-1000 финских марок в год в зависимости 
от конкретных обстоятельств. 
 
 
 
     Применение 
альтернативных топлив.  
     Перспективы 
альтернативного топлива 
Так что, судя по всему, Европу ожидают топливные перемены, над подготовкой к которым уже сегодня активно работают автомобильные разработчики. Но, как говорится, зачастую новое – это хорошо забытое старое. То, что сегодня кажется достаточно экзотичным и пока малоиспользуемым, как это ни покажется странным, таковым не считалось еще на заре автомобилестроения. Так, Генри Форд в свое время высказывал идею, что этанол станет горючим будущего, предлагая покупателям Ford T с двигателем, работающим на этаноле, бензине или их смеси. Сам же этанол производился из бобов сои, кукурузы или конопли. Рудольф Дизель, создав в 1890г. дизельный мотор, работающий на арахисовом масле, успешно реализовал идею биодизеля.
Биотопливо - использование биотоплива, например этанола (этилового спирта) или дизельного топлива (биодизеля), полученного из специально выращенных растений, обычно рассматривают как важный шаг к сокращению выбросов углекислого газа (СО2) в атмосферу. Конечно, при сжигании биотоплива углекислый газ попадает в атмосферу совершенно так же, как и при сжигании ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Разница в том, что образование растительной массы, из которой было получено биотопливо, шло за счет фотосинтеза, то есть процесса, связанного с потреблением СО2. Соответственно, использование биотоплива рассматривается как «углерод-нейтральная технология»: сначала атмосферный углерод (в виде СО2) связывается растениями, а потом выделяется при сжигании веществ, полученных из этих растений. Однако стремительно расширяющееся производство биотоплива во многих местах (прежде всего в тропиках) ведет к уничтожению природных экосистем и утере биологического разнообразия.
Двигатели, работающие на биотопливе, используют энергию солнечного света, запасенную растениями. Энергия ископаемого топлива — это на самом деле тоже когда-то давно (десятки и сотни миллионов лет тому назад) связанная энергия солнечного света, а выделяющийся при сжигании ископаемого топлива углекислый газ когда-то был изъят из атмосферы (и вод океана) растениями и цианобактериями. Казалось бы, биотопливо ничем не отличается от обычного ископаемого топлива. Но разница есть, и определяется она временной задержкой, лагом между связыванием СО2 в ходе фотосинтеза и выделением его в процессе сжигания углеродосодержащих веществ. Если этот лаг очень большой (как в случае использования горючих ископаемых), то состав атмосферы мог за это время существенно измениться. Кроме того, если связывание углекислого газа происходило в течение очень длительного времени, то высвобождение происходит очень быстро. В случае же использования биотоплива временной лаг совсем небольшой: месяцы, годы, для древесных растений — десятилетия.