Тормозная система автомобиля Уаз 3160

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Тормозные системы служат для снижения скорости движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до остановки, а также для удержания его на месте при стоянке.
Наличие надёжных тормозов позволяет увеличивать среднюю скорость движения, что повышает эффективность эксплуатации автомобиля. Большинство автомобилей имеют три тормозные системы: рабочую, запасную и стояночную

Содержание

Введение


1. Назначение и типы тормозных систем


2. Тормозные механизмы

Колодочные тормозные механизмы барабанного типа
Дисковые тормоза


3. Тормозные приводы

Механический тормозной привод
Гидравлический тормозной привод
Усилители гидравлических тормозных приводов


4. Тормозная система автомобиля УАЗ-3160

Рабочая тормозная система
Стояночная тормозная система
Антиблокировочная тормозная система

5. Конструкторский расчёт дискового тормозного механизма
6. Экономический расчёт

Работа состоит из  1 файл

Тормозная система автомобиля Уаз 3160.doc

— 587.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

1.     Назначение и типы тормозных систем

 

 

2.     Тормозные механизмы

 

Колодочные тормозные механизмы барабанного типа

Дисковые тормоза

 

 

3.     Тормозные приводы

 

Механический тормозной привод

Гидравлический тормозной привод

Усилители гидравлических тормозных приводов

 

 

4.     Тормозная система автомобиля УАЗ-3160

 

Рабочая тормозная система

Стояночная тормозная система

Антиблокировочная тормозная система

 

5.     Конструкторский расчёт дискового тормозного механизма

6.     Экономический расчёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Назначение и типы тормозных систем

 

  Тормозные системы служат для снижения скорости движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до остановки, а также для удержания его на месте при стоянке.

Наличие надёжных тормозов позволяет увеличивать среднюю скорость движения, что повышает эффективность эксплуатации автомобиля. Большинство автомобилей имеют три тормозные системы: рабочую, запасную и стояночную

 

Рабочая тормозная система

Рабочая тормозная система слу­жит для регулирования скорости движения транспортного средства и его остановки.

Рабочая тормозная система приводится в действие нажатием на педаль тормоза, которая располагается в ногах у водителя (исключение — автомобили для обучения принципам вождения, дополнительная группа педалей располагается в ногах у инструктора). Усилие ноги водителя передаётся на тормозные механизмы всех четырёх колёс. Тормозные системы также делятся по типам приводов- механический, гидравлический, пневматический и комбинированный. Так на легковых машинах в основном используются гидравлический привод, а на грузовых пневматический и комбинированный. Для уменьшения прикладываемого усилия на педаль тормоза устанавливается вакуумный или пневматический усилитель тормозов.

Рабочая тормозная система имеет двухконтурный раздельный гидравлический привод на тормозные механизмы передних и задних колес, что значительно повышает безопасность движения автомобиля. При отказе одного из контуров другой используется в качестве запасной тормозной системы, т. е. она является частью рабочей тормозной системы.

 

 

Запасная тормозная система

Запас­ная тормозная система служит для остановки транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система

Стояночная тормозная система слу­жит для удержания транспортного средства неподвижно на дороге. Используется не только на стоянке, она также применяется для предотвращения скатывания транспортного средства назад при старте на подъёме.

Стояночная тормозная система приводится в действие с помощью рычага стояночного тормоза. Водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колёс.

Вспомогательная тормозная система

Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счёт торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных трубопроводов.

 

 

2. Тормозные механизмы

 

На современных автомобилях в качестве рабочего колёсного тормоза наибольшее распространение получили колодочные тормоза барабанного типа с внутренним расположением колодок. Наряду с этим на легковых автомобилях широко применяются дисковые тормоза, устанавливаемые, как правило, на передних колёсах.

 

2.1. Колодочные тормозные механизмы.

Подавляющее большинство грузовых автомобилей оборудуется рабочими тормозными системами с колодочными тормозными механизмами барабанного типа.

Тормозные механизмы имеют две регулировки – частичную и полную.

Частичная (текущая) регулировка производится для восстановления нормального зазора между колодками и барабаном в процессе эксплуатации.

 

Полная регулировка производится после смены колодок или переклёпки накладок.

Тормозные механизмы должны иметь высокую работоспособность и обеспечивать торможение автомобиля с заданной эффективностью. Существенное влияние на это оказывают конструкция разжимного механизма, а также размеры деталей фрикционного сопряжения.

 

  2.2. Дисковые тормозные механизмы.

На передних колёсах многих легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ, ИЖ и других устанавливаются дисковые тормозные механизмы, обеспечивающие более эффективное торможение, чем барабанные. Применение дисковых тормозных механизмов улучшает эксплуатационные качества автомобиля, так как в этом случае более полно используется его сила тяжести, приходящаяся на каждое колесо передней оси при торможении. Наряду с этим дисковые тормоза по сравнению с барабанными при одинаковом тормозном моменте имеют значительно меньшую массу, что позволяет снизить общую массу автомобиля или увеличить массу перевозимого груза. В дисковом тормозном механизме, торможение производится с помощью сил трения, возникающих между закреплённым на ступице колеса чугунным тормозным диском и прижимаемыми к нему с двух сторон тормозными накладками, установленными в гнезде суппорта. Для защиты трущихся поверхностей диска и накладок от механических повреждений и загрязнения с внутренней стороны тормоз закрыт стальным штампованным кожухом, а с внешней – диском колеса. В гнезде суппорта установлены два противолежащих рабочих цилиндра. В каждом цилиндре помещён поршень, уплотняемый упругим резиновым кольцом, расположенным в кольцевой выточке цилиндра. При растормаживании вследствие упругости уплотнительных колец поршень возвращается в исходное положение. Внутренняя полость каждого цилиндра защищена от попадания пыли и грязи резиновой манжетой. Оба рабочих цилиндра передаётся в наружный. Для удаления воздуха из тормозного привода в корпусе каждого цилиндра установлен клапан.

 

Поршни непосредственно упираются в колодки, установленные на специальных пальцах, служащих для них направляющими. На колодки приклеивают фрикционные накладки. При торможении жидкость главного тормозного цилиндра под давлением подаётся в рабочие цилиндры, в результате чего поршни, преодолевая сопротивление уплотнительных колец, выдвигаются из цилиндра и через колодки плотно прижимают фрикционные накладки тормозному диску, препятствуя его вращению.

 

 

 

3. Тормозные приводы

 

Основной задачей тормозного привода является передача усилия, прилагаемого водителем при нажатии на тормозную педаль, к тормозным механизмам всех колес автомобиля. Как уже было сказано, в современных автомобилях используются гидравлические тормозные приводы, в которых в качестве рабочего элемента используется специальная тормозная жидкость.

 

 

3.1. Механический тормозной привод

Механический привод используется в стояночной тормозной системе. Механический привод представляет собой систему тяг, рычагов и тросов, соединяющую рычаг стояночного тормоза с тормозными механизмами задних колес. Он включает:

        рычаг привода;

        регулируемый наконечник;

        уравнитель тросов;

        тросы;

        рычаги привода колодок.

На некоторых моделях автомобилей стояночная система приводится в действие от ножной педали, т.н. стояночный тормоз с ножным приводом. В последнее время в стояночной системе широко используется электропривод, а само устройство называется электромеханический стояночный тормоз.

 

 

3.2. Гидравлический привод тормозов

Тормозную систему с гидравлическим приводом тормозов применяют на всех легковых и некоторых грузовых автомобилях. Она выполняет одновременно функции рабочей, запасной и стояночной систем. Чтобы повысить надежность тормозной системы на легковых автомобилях ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ применяют двухконтурный гидравлический привод, который состоит из двух независимых приводов, действующих от одного главного тормозного цилиндра на тормозные механизмы отдельно передних и задних колес. На автомобиле ГАЗ-24 с этой же целью применяют в приводе тормозов разделитель, позволяющий использовать исправную часть тормозной системы в качестве запасной, если в другой части тормозной системы произошло нарушение герметичности.

Главный тормозной цилиндр приводится в действие от тормозной педали, установленной на кронштейне кузова. Корпус 2 главного цилиндра выполнен совместно с резервуаром для тормозной жидкости. Внутри цилиндра находится алюминиевый поршень 10 с уплотнительным резиновым кольцом. Поршень может перемещаться под действием толкателя 1, соединенного шарнирно с педалью.

Главный тормозной цилиндр

 

Днище поршня упирается через стальную шайбу в уплотнительную манжету 9, прижимаемую пружиной 8. Она же прижимает к гнезду впускной клапан 7, внутри которого расположен нагнетательный клапан 6.

Внутренняя полость цилиндра сообщается с резервуаром компенсационным 4 и перепускным 3 отверстиями. В крышке резервуара сделано резьбовое отверстие для заливки жидкости, закрываемое пробкой 5. При нажатии на тормозную педаль под действием толкателя 1 поршень с манжетой перемещается и закрывает отверстие 4, вследствие чего давление жидкости в цилиндре увеличивается, открывается нагнетательный клапан 6 и жидкость поступает к тормозным механизмам. Если отпустить педаль, то давление жидкости в приводе снижается, и она перетекает обратно в цилиндр. При этом избыток жидкости через компенсационное отверстие 4 возвращается в резервуар. В то же время пружина 8, действуя на клапан 7, поддерживает в системе привода небольшое избыточное давление после полного отпускания педали.

При резком отпускании педали поршень 10 отходит в крайнее положение быстрее, чем перемещается манжета 9, и жидкость начинает заполнять освобождающуюся полость цилиндра. Одновременно в полости возникает разрежение. Чтобы устранить его, в днище поршня имеются отверстия, сообщающие рабочую полость цилиндра с внутренней полостью поршня. Через них жидкость перетекает в зону разрежения, чем и устраняется нежелательный подсос воздуха в цилиндр. При дальнейшем перемещении манжеты жидкость вытесняется во внутреннюю полость поршня и далее через перепускное отверстие 3 в резервуар.

Колесный тормозной цилиндр тормозного механизма заднего колеса состоит из чугунного корпуса, внутри которого помещены два алюминиевых поршня с уплотнительными резиновыми манжетами. В торцовую поверхность поршней для уменьшения изнашивания вставлены стальные сухари. Цилиндр с обеих сторон закрыт защитными резиновыми чехлами. Жидкость в полость цилиндра поступает через отверстие, в которое ввернут присоединительный штуцер. Для выпуска воздуха из полости цилиндра используется клапан прокачки, закрытый снаружи резиновым колпачком. В цилиндре имеется устройство для регулировки зазора между колодками и барабаном, представляющее собой пружинное упорное кольцо, вставленное с натягом в корпус цилиндра.

Во время торможения внутри цилиндра создается давление жидкости, под действием которого поршень перемещается и отжимает тормозную колодку. По мере изнашивания фрикционной накладки ход поршня при торможении становится больше и наступает момент, когда он своим буртиком передвигает упорное кольцо, преодолевая усилие его посадки. При обратном перемещении колодки под действием стяжной пружины упорное кольцо остается в новом положении, так как усилия стяжной пружины недостаточно, чтобы сдвинуть его назад. Таким образом, достигается компенсация износа накладок и автоматически устанавливается минимальный зазор между колодками и барабаном.

Колесный цилиндр тормозного механизма переднего колеса действует только на одну колодку, поэтому отличается от колесного цилиндра заднего колеса внешними размерами и количеством поршней: в цилиндре заднего колеса размещены два поршня, в цилиндре переднего - один. Все остальные детали цилиндров, за исключением корпуса, одинаковы по конструкции.

 

 

4. Тормозная система

РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

  Возможные неиспpавности рабочей тормозной системы и способы их устpанения

  РЕМОНТ

СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

  РЕМОНТ


 

Автомобиль оснащен рабочей и стояночной тормозными системами.

Рабочая тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на передних колесах и барабанными на задних, с двумя раздельными контурами гидропривода от двухкамерного главного цилиндра: один – к тормозным механизмам передних колес, другой – к тормозным механизмам задних колес.

Стояночная тормозная система с барабанным тормозным механизмом, расположенным за раздаточной коробкой и действующим на задний карданный вал. Привод ручной механический.

 

4.1. Рабочая тормозная система

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Возможные неиспpавности рабочей тормозной системы и способы их устpанения

РЕМОНТ



 

Рис. 256. Тормозной механизм переднего колеса:

1 – пружина; 2 – колодки;

3 – скоба; 4 – суппорт; 5 – защитный колпачок; 6 – стопорное кольцо; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – защитный чехол; 9 – поршень; 10 – втулка; 11 – болт; 12 – винт; 13 – заглушка; 14 – перепускной клапан; 15 – колпачок; 16 – болт крепления пружины; 17 – блок цилиндров

 

 

Рис. 257. Тормозной механизм заднего колеса: а – метки на опорных пальцах; 1 – опорный палец; 2 – щит; 3 – заглушки отверстия для визуального контроля состояния тормозных накладок; 4 – колесный тормозной цилиндр; 5 – перепускной клапан; 6, 12 – тормозные колодки; 7 – защитный колпак; 8 – поршень; 9 – уплотнительные кольца; 10 – упорное кольцо;

11 – стяжная пружина

 

 

Принципиальное устройство тормозных механизмов показано на рис. 256 и 257.

 

Рис. 258. Привод главного цилиндра: 1 – бачок;

2 – главный тормозной цилиндр; 3 – гайка; 4 – вакуумный усилитель; 5 – кронштейн педали; 6 – оттяжная пружина; 7 – вилка; 8 – педаль; 9 – палец; 10 – ось педали; 11 – выключатель сигнала торможения

 

 

Рис. 259. Вакуумный усилитель: 1 – кpышка втоpичной камеpы; 2 – поpшень втоpичной камеpы;

3 – обpатный клапан; 4 – пpужина; 5 – гайка; 6 –  упоp; 7 – шток; 8 – шайба; 9 – уплотнитель штока; 10, 12, 37 – стопоpные шайбы; 11 – уплотнительное кольцо; 13 – уплотнительная манжета кpышки; 14 – таpелка диафpагмы; 15 – направляющее кольцо крышки; 16 – кpышка пеpвичной камеpы; 17 –  опоpное кольцо; 18 – диафpагма поpшня втоpичной камеpы; 19 – соединитель; 20 – буфеp; 21 – пpужина диафpагмы клапана упpавления; 22 – диафpагма поpшня пеpвичной камеpы; 23 – коpпус усилителя; 24 – поpшень пеpвичной камеpы; 25 – коpпус клапана; 26 – упоpная шайба; 27 – направляющее кольцо коpпуса;

28 – уплотнительная манжета коpпуса; 29 – поpшень клапана; 30 – воздушный фильтp; 31 – защитный чехол; 32 – вилка толкателя; 33 – толкатель; 34 – втулка пpужины; 35 – пpужина клапана; 36 – уплотнитель клапана упpавления; 38 – шплинт-пpоволока; 39 – диафpагма клапана; 40 – винт-упоp; I, II – атмосфеpные полости; III, IV – вакуумные полости

 

 

Рис. 260. Главный тормозной цилиндр: 1 – защитный колпачок; 2 – крышка с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 3 – бачок;

4 – корпус главного тормозного цилиндра; 5 – пробка; 6,13 – прокладки;

7 – вкладыш пробки; 8 – пружина; 9 – седло пружины; 10, 19 – шайбы; 11,

17 – поршни; 12 – болт упорный; 14 – втулка-ограничитель; 15 – винт-упор; 16 – манжета уплотнительная; 18 – наружная манжета; 20 – стопорное кольцо; 21 – втулка соединительная

 

 

Рис. 261. Регулятор давления: 1 – поршень; 2 – уплотнительное кольцо поршня; 3, 6 – опорные шайбы пружины поршня; 4 – пружина поршня; 5 – корпус; 7 – уплотнитель головки поршня; 8 – втулка корпуса; 9 – опорная шайба втулки толкателя; 10 – втулка толкателя; 11 – уплотнительное кольцо толкателя;

12 – опорная тарелка; 13 – пружина втулки толкателя; 14 – пробка; 15 – прокладка пробки; 16 – перепускной клапан; 17 – заглушка; 18 – втулка поршня;

19 – стопорное кольцо; 20 – защитный чехол

 

 

Привод рабочей тормозной системы (рис. 258) включает педаль, вакуумный усилитель (рис. 259), двухкамерный главный тормозной цилиндр с датчиком уровня тормозной жидкости (рис. 260), трубопроводы с соединительной арматурой, колесные цилиндры и регулятор давления (рис. 261), который автоматически корректирует давление тормозной жидкости в тормозных механизмах задних колес в зависимости от нагрузки автомобиля.

На часть автомобилей возможна установка главного тормозного цилиндра с двумя раздельными бачками и сигнальным устройством нарушения герметичности одного из контуров.

 

 

Техническое обслуживание

Постоянно следите за исправностью рабочей тормозной системы, своевременно регулируйте ее и устраняйте возникшие неисправности.

 

Рис. 260. Главный тормозной цилиндр: 1 – защитный колпачок; 2 – крышка с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 3 – бачок;

4 – корпус главного тормозного цилиндра; 5 – пробка; 6,13 – прокладки;

7 – вкладыш пробки; 8 – пружина; 9 – седло пружины; 10, 19 – шайбы; 11,

17 – поршни; 12 – болт упорный; 14 – втулка-ограничитель; 15 – винт-упор; 16 – манжета уплотнительная; 18 – наружная манжета; 20 – стопорное кольцо; 21 – втулка соединительная

 

 

Систематически проверяйте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и в случае необходимости доводите его до нормы. Уровень жидкости в бачке 3 (см. рис. 260) проверяется визуально по меткам, нанесенным на корпусе бачка. При снятой крышке 2 и новых накладках тормозных механизмов уровень жидкости должен быть на метке MAX. Если гидропривод исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня до метки MIN косвенно свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо вести непосредственный контроль за состоянием накладок, а доливать жидкость в бачок нет необходимости, так как при установке колодок с новыми накладками уровень жидкости в бачке поднимется до нормального.

Сигнальная лампа аварийного падения уровня жидкости в бачке загорается, когда уровень жидкости опустится ниже метки MIN. При частично изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов причиной является потеря герметичности системы и утечка жидкости. Доливайте жидкость в этом случае только после восстановления герметичности системы.

Одновременно с проверкой уровня жидкости в бачке проверяйте исправность работы датчика аварийного падения уровня, для чего нажмите сверху на центральную часть защитного колпачка 1 (при включенном зажигании на панели приборов должна загореться сигнальная лампа).

В главном тормозном цилиндре с двумя раздельными бачками уровень жидкости в бачках должен быть на 15–20 мм ниже верхних кромок наливных отверстий. При замене изношенных колодок тормозных механизмов не допускайте переливания тормозной жидкости через края бачков главного тормозного цилиндра.

Следите за герметичностью соединений трубопроводов гидропривода. Проверяйте состояние трубопроводов, надежность крепления трубок на раме и мостах автомобиля. При осмотрах убедитесь в отсутствии повреждений трубок и гибких шлангов. Трубки и шланги с повреждениями замените новыми.

 

Рис. 262. Привод регулятора давления: 1 – регулятор давления;

2 – кронштейн (основание) ; 3 – рычаг привода; 4 – регулировочный болт; 5 – упругий рычаг; 6, 9, 13 – болты; 7 – втулка; 8 – стойка рычага; 10 – втулка распорная; 11 – клемма; 12 – кронштейн стойки; 14 – ось рычага

 

 

При сезонном обслуживании проверяйте работоспособность регулятора давления. Очищайте регулятор от грязи и проверяйте надежность его крепления. Внешним осмотром убедитесь, что регулятор и детали его привода не повреждены, тормозная жидкость не подтекает и нет зазоров в соединении стойки с упругим рычагом и кронштейном на заднем мосту (рис. 262).

 

Рис. 261. Регулятор давления: 1 – поршень; 2 – уплотнительное кольцо поршня; 3, 6 – опорные шайбы пружины поршня; 4 – пружина поршня; 5 – корпус; 7 – уплотнитель головки поршня; 8 – втулка корпуса; 9 – опорная шайба втулки толкателя; 10 – втулка толкателя; 11 – уплотнительное кольцо толкателя;

12 – опорная тарелка; 13 – пружина втулки толкателя; 14 – пробка; 15 – прокладка пробки; 16 – перепускной клапан; 17 – заглушка; 18 – втулка поршня;

19 – стопорное кольцо; 20 – защитный чехол

 

 

При нажатии на педаль тормоза поршень 1 (см. рис. 261) регулятора давления должен выдвинуться из корпуса на 1,7–2,3 мм. Отсутствие хода поршня или недостаточный или чрезмерный ход свидетельствует о неисправности регулятора или его привода.

Обращайте внимание при осмотрах гидропривода на расположение контрольной заглушки 17 и отсутствие подтекания из-под нее тормозной жидкости. В нормальном состоянии заглушка должна быть утоплена в отверстие корпуса регулятора до упора. Выступание заглушки из отверстия и подтекание тормозной жидкости означают потерю герметичности уплотнительных колец 11 и, как следствие, работоспособности регулятора.

Вакуумный усилитель регулировок не требует. Обслуживание заключается в проверке надежности крепления.

Периодически снимайте колеса и тормозные барабаны, очищайте детали тормозных механизмов от грязи. В летнее время и при езде по грязным дорогам чистку проводите чаще.

При снятии колес и тормозных барабанов убедитесь в отсутствии течи из колесных тормозных цилиндров, а также в надежности крепления колесных цилиндров к щитам. Обратите внимание на состояние защитных колпаков колесных цилиндров, степень износа фрикционных накладок, а также на состояние тормозных барабанов и дисков. При износе фрикционных накладок до толщины менее 1,5 мм замените колодки новыми. В случае "замасливания" поверхностей накладок зачистите их шлифовальной шкуркой.

При снятых ступицах подтяните болты крепления тормозных щитов.

Для обеспечения надежной и безопасной работы тормозной системы регулярно (один раз в два года) меняйте тормозную жидкость.

 

Регулировка

Передние и задние механизмы рабочей тормозной системы не требуют регулировки при эксплуатации автомобиля, необходимый зазор между колодками и тормозными дисками и

барабанами поддерживается автоматически. При замене колодок задних тормозных механизмов отрегулируйте их установку. Операции по замене и установке колодок проводите, когда тормозные барабаны полностью остыли и подшипники колес правильно отрегулированы.

 

Рис. 258. Привод главного цилиндра: 1 – бачок;

2 – главный тормозной цилиндр; 3 – гайка; 4 – вакуумный усилитель; 5 – кронштейн педали; 6 – оттяжная пружина; 7 – вилка; 8 – педаль; 9 – палец; 10 – ось педали; 11 – выключатель сигнала торможения

 

 

Регулировку свободного хода педали выполняйте изменением положения упора (см. рис. 258) выключателя 11 сигнала торможения.

Свободный ход педали проверяйте при неработающем двигателе.

Свободный ход педали, измеренный по перемещению площадки, составляет 5–14 мм.

 

Заполнение гидропривода тормозной системы жидкостью и проверка работоспособности системы

Гидропривод заполняйте только специальной жидкостью согласно указаниям табл. 1 в следующем порядке:

1. Проверьте герметичность всех соединений гидропривода и состояние гибких шлангов.

2. Поднимите капот и отверните крышку бачка главного цилиндра. Заполните бачок тормозной жидкостью.

 

Рис. 263. Прокачка тормозной системы

 

 

3. Снимите с перепускного клапана тормозного цилиндра правого заднего тормозного механизма резиновый колпачок и наденьте на клапан резиновый шланг длиной 400 мм. Другой конец шланга опустите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, заполненный тормозной жидкостью (рис. 263).

4. Отверните на 1/2–3/4 оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль. Нажимайте на педаль быстро, отпускайте медленно.

Жидкость под давлением поршня главного тормозного цилиндра будет заполнять гидропривод и вытеснять воздух. Прокачку проводите до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с тормозной жидкостью. Во время прокачки доливайте тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, не допуская обнажения его дна, чтобы в систему вновь не попадал воздух.

В течение всей операции по заполнению конец шланга держите погруженным в жидкость.

Прокачку гидропривода выполняйте не только при заполнении его жидкостью, но и в случае разгерметизации гидропривода.

5. Плотно заверните при нажатой педали перепускной клапан колесного цилиндра, снимите шланг и наденьте колпачок.

6. Прокачайте тормозной цилиндр заднего левого тормозного механизма, затем регулятор давления, правый и левый колесные цилиндры передних тормозных механизмов.

7. Если на автомобиль установлен главный тормозной цилиндр с двумя бачками, после прокачки гидропривода необходимо выключить сигнальное устройство, для чего:

– отверните перепускной клапан правого или левого рабочего цилиндра задних тормозных механизмов;

– плавно нажмите на педаль до выключения сигнальной лампы на панели приборов; если сигнальная лампа мигнет, то это будет означать, что поршни сигнализатора прошли нейтральное положение и поэтому операцию надо повторить сначала, но только отворачивая перепускной клапан переднего колеса;

– заверните клапан при нажатой педали.

После прокачки всех тормозных механизмов долейте жидкость в бачок главного тормозного цилиндра.

Плотно заверните крышку (крышки) бачка и затяните с усилием, исключающим ее поломку.

 

Примечание

Не доливайте в главный тормозной цилиндр жидкость, собранную в стеклянный сосуд при прокачке. Если тормозная жидкость в системе грязная, слейте ее и заполните систему свежей жидкостью.

 

Не нажимайте на педаль при снятом тормозном барабане или снятых колодках переднего тормозного механизма, так как под давлением в гидроприводе поршни будут выжаты из колесных цилиндров и жидкость вытечет наружу.

После заполнения системы жидкостью проверьте автомобиль на торможение. При правильной регулировке тормозных механизмов и правильно выполненной прокачке гидропривода полное торможение должно происходить в пределах 1/2–2/3 хода педали, после чего нога должна ощущать "жесткую" педаль.

 

Возможные неиспpавности рабочей тормозной системы и способы их устpанения

* Увеличенный ход педали может быть вызван большим зазором в подшипниках ступиц передних колес. В этом случае отрегулируйте затяжку подшипников или замените поврежденные подшипники.

 

 

Ремонт

При износе деталей тормозной системы или других неисправностях разберите систему, проверьте состояние деталей и их пригодность для дальнейшей работы. Изношенные и поврежденные детали замените. При ремонте системы пользуйтесь данными табл. 19.

Тормозные колодки с накладками, замаслившимися в процессе работы, опустите на 20–30 мин в бензин (неэтилированный). Затем тщательно очистите рабочие поверхности накладок металлической щеткой и шкуркой.

Колодки на передних тормозных механизмах заменяйте одновременно (обе пары колодок). Если на рабочих поверхностях тормозного диска есть глубокие риски, задиры или неравномерный износ, прошлифуйте его с обеих сторон на одинаковую глубину. При шлифовке диска базируйтесь на поверхности, являющиеся базовыми при установке диска на ступицу. При износе диска до толщины менее 20,4 мм замените его новым.

При замене колодок задних тормозных механизмов поверхность накладок прошлифуйте так, чтобы диаметр накладок был на 0,2–0,4 мм меньше диаметра барабана. Если на рабочей поверхности барабанов есть глубокие риски, задиры или неравномерный износ, то расточите барабан. При расточке барабана базируйтесь на поверхности, являющиеся базовыми при установке барабана на ступицу. Увеличение внутреннего диаметра барабанов на 0,8 мм после расточки не требует изменения диаметра тормозных

колодок. Максимально допустимый диаметр расточенного барабана рабочего тормозного механизма 281 мм.

При разборке колесных и главного тормозных цилиндров и регулятора давления соблюдайте чистоту. Резиновые и металлические детали цилиндров промывайте только в спирте или тормозной жидкости. Не применяйте керосин или бензин, так как это выведет из строя резиновые детали тормозной системы.

После мойки детали продуйте сжатым воздухом, но не вытирайте тканью во избежание попадания волокон на рабочую поверхность деталей и потери герметичности.

Перед сборкой манжеты и уплотнительные кольца погрузите в тормозную жидкость.

 

Снятие, разборка и сборка рабочих тормозных механизмов

При ремонте обычно подлежат замене тормозные колодки и колесные цилиндры или входящие в них детали, для снятия которых нет необходимости снимать полностью тормозные механизмы.

Снятие с автомобиля тормозных механизмов в сборе проводите только при их полной замене новыми или при полной разборке мостов.

При установке тормозных механизмов передних колес на автомобиль обращайте внимание на их правильное положение. Перепускной клапан должен быть ввернут в верхний цилиндр.

При установке на автомобиль тормозных механизмов задних колес колодка с длинной накладкой должна быть впереди.

 

Снятие и установка тормозных колодок передних тормозных механизмов

1. Поднимите домкратом автомобиль и снимите колесо.

 

Рис. 256. Тормозной механизм переднего колеса:

1 – пружина; 2 – колодки;

3 – скоба; 4 – суппорт; 5 – защитный колпачок; 6 – стопорное кольцо; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – защитный чехол; 9 – поршень; 10 – втулка; 11 – болт; 12 – винт; 13 – заглушка; 14 – перепускной клапан; 15 – колпачок; 16 – болт крепления пружины; 17 – блок цилиндров

 

 

2. Отверните болты 16 и снимите пружину 1 колодок (см. рис. 256).

3. Перед снятием колодок утопите поршни 9 в цилиндры, для чего переместите скобу 3 до упора поршней во внутреннюю поверхность блока цилиндров.

Перед перемещением скобы 3 снимите крышку бачка главного цилиндра и не допускайте переливания из него жидкости при перемещении скобы.

4. Снимите колодки 2.

Установку колодок с новыми накладками и сборку тормозных механизмов проводите в обратном порядке.

При замене колодок проверяйте состояние и посадку в гнездах защитных колпачков 5 и чехлов 8. При необходимости замените их или обеспечьте правильную посадку в гнездах.

Для подведения колодок к диску нажмите 2–3 раза на педаль.

 

Снятие и разборка колесных цилиндров передних тормозных механизмов

1. Отсоедините шланг от блока цилиндров и снимите суппорт в сборе с блоком цилиндров.

2. Снимите тормозные колодки 2.

3. Снимите стопорные кольца 6 и защитные колпачки 5.

4. Подав сжатый воздух через впускное отверстие для жидкости, вытолкните поршни 9 из цилиндров. Чтобы при этом не повредить поршни, установите между скобой 3 и поршнем деревянную подкладку.

Сборку и установку колесных тормозных цилиндров проводите в обратном порядке.

 

Снятие и установка тормозных колодок задних тормозных механизмов

1. Поднимите домкратом автомобиль и снимите колесо, тормозные колодки которого необходимо снять.

2. Снимите тормозной барабан со ступицы.

Для этого отверните три винта крепления барабана к ступице. Если барабан снимается с трудом, то заверните съемные болты в три специальных резьбовых отверстия, имеющиеся в диске барабана, и, равномерно заворачивая их, снимите барабан.

 

Рис. 264. Снятие и установка стяжной пружины тормозных колодок

 

 

3. Снимите стяжную пружину тормозных колодок с помощью специальных щипцов (рис. 264).

4. Снимите верхние чашки отжимных пружин, пружины, нижние чашки и выньте стержни.

5. Отверните гайки опорных пальцев, выньте опорные пальцы, эксцентрики и снимите тормозные колодки.

6. Перед установкой новых колодок поршни вместе с упорными кольцами необходимо сдвинуть в глубь цилиндра для свободного надевания барабана на колодки.

Установку колодок с новыми накладками и сборку тормозных механизмов проводите в обратном порядке.

Тормозные барабаны после снятия устанавливайте на те же ступицы. Перестановка тормозных барабанов с одной ступицы на другую приведет к увеличению биения рабочих поверхностей барабана относительно тормозных накладок.

При установке барабана на место, прежде чем завернуть винты его крепления, следует гайками крепления колес плотно прижать тормозной барабан к ступице и только после этого завернуть винты. Это необходимо для более плотного прижатия тормозного барабана к ступице колеса.

 

Рис. 257. Тормозной механизм заднего колеса: а – метки на опорных пальцах; 1 – опорный палец; 2 – щит; 3 – заглушки отверстия для визуального контроля состояния тормозных накладок; 4 – колесный тормозной цилиндр; 5 – перепускной клапан; 6, 12 – тормозные колодки; 7 – защитный колпак; 8 – поршень; 9 – уплотнительные кольца; 10 – упорное кольцо;

11 – стяжная пружина

 

 

При замене колодок проверьте состояние и посадку в гнездах защитных колпаков 7 (см. рис. 257). При необходимости замените их или обеспечьте правильную посадку в гнездах.

Для подведения колодок к барабану нажмите 2–3 раза на педаль тормоза.

 

Регулировка установки тормозных колодок задних тормозных механизмов

1. Поднимите домкратом колесо, тормозной механизм которого необходимо отрегулировать.

2. Немного отверните гайки опорных пальцев и установите опорные пальцы в начальное положение (метки на торцах опорных пальцев должны быть расположены, как указано на рис. 257).

 

Рис. 265. Регулиpовка тоpмозных колодок заднего колеса опоpными пальцами

 

 

3. Нажимая на педаль с постоянным усилием 120–150 Н (12–15 кгс), поверните опорные пальцы так, чтобы концы колодок со стороны пальцев упирались в тормозной барабан (рис. 265). Момент соприкосновения колодок с барабаном определите по увеличению сопротивления при поворачивании опорного пальца. В этом положении затяните гайки опорных пальцев, следя за тем, чтобы при этом не повернулись пальцы.

4. Прекратив нажатие на педаль, проверьте, чтобы колеса вращались свободно без заедания барабана за колодки.

При правильной установке новых колодок с неизношенными тормозными барабанами метки а на опорных пальцах должны быть расположены, как показано на рис. 257, или с отклонениями от этого положения в ту или другую сторону до 50°.

При установке новых колодок, когда фрикционные накладки еще не приработались к поверхности барабанов, тормозные барабаны после указанной регулировки могут немного нагреваться. После нескольких торможений колодки приработаются и нагрев прекратится.

 

Снятие и разборка колесных тормозных цилиндров задних тормозных механизмов

1. Отсоедините трубопровод от цилиндра и снимите цилиндр.

2. Снимите защитные колпаки цилиндров, выньте поршни с уплотнительными кольцами и стопорным кольцом.

Сборку и установку колесных тормозных цилиндров проводите в обратном порядке.

 

Снятие и разборка главного тормозного цилиндра

1. Отсоедините трубопроводы, идущие от главного тормозного цилиндра.

2. Отсоедините главный тормозной цилиндр от вакуумного усилителя.

 

Рис. 260. Главный тормозной цилиндр: 1 – защитный колпачок; 2 – крышка с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 3 – бачок;

4 – корпус главного тормозного цилиндра; 5 – пробка; 6,13 – прокладки;

7 – вкладыш пробки; 8 – пружина; 9 – седло пружины; 10, 19 – шайбы; 11,

17 – поршни; 12 – болт упорный; 14 – втулка-ограничитель; 15 – винт-упор; 16 – манжета уплотнительная; 18 – наружная манжета; 20 – стопорное кольцо; 21 – втулка соединительная

 

 

3. Отверните упорный болт 12 (см. рис. 260).

4. Снимите стопорное кольцо 20 и выньте упорную шайбу 19.

5. Выньте поршень 17 первой камеры в сборе.

6. Отверните пробку 5, выньте вкладыш пробки 7, возвратную пружину 8 и поршень 11 второй камеры в сборе.

Бачок 3 не рекомендуется снимать без необходимости. В случае надобности для его снятия отверните крышку 2 с датчиком аварийного падения уровня жидкости и осторожно извлеките бачок из соединительных втулок 21.

Поршень 17 в сборе вынимайте только в сторону фланца, а поршень 11 в сборе – в сторону противоположного торца. Поршни вынимайте осторожно, чтобы не повредить уплотнительные манжеты 16 и 18. Если поршни не вынимаются свободно из цилиндра, сначала слегка подтолкните поршень 11 поршнем 17, а затем осторожно вытолкните поршень 17 нажатием (через освободившуюся полость) отверткой или другим предметом на втулку-ограничитель 14 или винт 15.

Сборку и установку главного цилиндра проводите в обратном порядке. При этом собранные поршни устанавливайте в цилиндр осторожно и только со стороны соответствующих им торцов цилиндра. Во избежание повреждения уплотнительных манжет и колец не проталкивайте поршни через всю полость цилиндра.

При сборке поршня 17 заверните винт 15 до упора в поршень. Упорный болт 12 завертывайте в корпус только после установки собранного поршня 17, шайбы 19 и стопорного кольца 20.

Моменты затяжки, Н•м (кгс•м):

упорного болта 12        8–10 (0,8–1,0);

пробки 5        170–190 (17–19).

Снятие, разборка, сборка и установка главного тормозного цилиндра с двумя бачками проводятся аналогично.

 

Снятие, разборка, сборка и установка регулятора давления

  Снятие и разборка регулятора давления

1. Отсоедините трубопроводы, ведущие к регулятору.

2. Отсоедините регулятор от кронштейна (основания).

 

Рис. 261. Регулятор давления: 1 – поршень; 2 – уплотнительное кольцо поршня; 3, 6 – опорные шайбы пружины поршня; 4 – пружина поршня; 5 – корпус; 7 – уплотнитель головки поршня; 8 – втулка корпуса; 9 – опорная шайба втулки толкателя; 10 – втулка толкателя; 11 – уплотнительное кольцо толкателя;

12 – опорная тарелка; 13 – пружина втулки толкателя; 14 – пробка; 15 – прокладка пробки; 16 – перепускной клапан; 17 – заглушка; 18 – втулка поршня;

19 – стопорное кольцо; 20 – защитный чехол

 

 

3. Отверните пробку 14 (см. рис. 261) со стороны торца корпуса.

4. Снимите защитный чехол 20 и стопорное кольцо 19.

5. Выньте поршень 1 из корпуса со всеми внутренними деталями.

6. Отверните перепускной клапан 16.

Контрольную заглушку 17 не рекомендуется снимать без надобности. Поршень вынимайте из корпуса осторожно в сторону торца под защитный чехол, чтобы не повредить уплотнительные кольца. Если поршень не вынимается свободно из корпуса, сначала слегка подтолкните его со стороны торца под пробку.

  Сборка и установка регулятора

1. Соберите поршень 1 с уплотнителем 7 (см. рис. 261).

2. Установите в корпус 5 регулятора втулку 8 корпуса, подсобранный поршень с уплотнителем, опорную шайбу 6, пружину 4 поршня, опорную шайбу 3, уплотнительное кольцо 2, втулку 18 поршня и стопорное кольцо 19.

3. Установите в корпус регулятора опорную шайбу 9, уплотнительное кольцо 11, втулку 10 толкателя, второе уплотнительное кольцо 11, опорную тарелку 12 и пружину 13 втулки.

4. Подсоберите пробку 14 с прокладкой 15 и заверните ее в корпус регулятора.

5. Заверните в корпус регулятора перепускной клапан 16.

6. Установите защитный чехол 20, колпачок перепускного клапана и контрольную заглушку 17 (если она вынималась).

  Моменты затяжки, Н•м (кгс•м):

пробки 14.....44–58 (4,4–5,8);

клапана 16.....10–14 (1,0–1,4).

  Снятие и установка привода регулятора давления

 

Рис. 262. Привод регулятора давления: 1 – регулятор давления;

2 – кронштейн (основание) ; 3 – рычаг привода; 4 – регулировочный болт; 5 – упругий рычаг; 6, 9, 13 – болты; 7 – втулка; 8 – стойка рычага; 10 – втулка распорная; 11 – клемма; 12 – кронштейн стойки; 14 – ось рычага

 

 

Привод регулятора давления не рекомендуется без надобности снимать с автомобиля, чтобы не нарушить его регулировку. В случае демонтажа при сборке необходимо выдержать установочные размеры, приведенные на рис. 262. При этом размер Н (положение упругого рычага 5 относительно точки А кронштейна 2) устанавливайте регулировочным болтом 4 на регуляторе давления, подсобранном с кронштейном 2, рычагом привода 3, упругим рычагом 5 и клеммой 11 (до установки на автомобиль).

  Моменты затяжки, Н•м (кгс•м):

болта 13 и гаек болтов 4, 13 и оси 14.....28–36 (2,8–3,6);

болтов крепления регулятора к кронштейну 2 и гайки болта 9.....14–18 (1,4–1,8);

гайки болта 6.....6,5–8,0 (0,65–0,8).

 

Снятие, разборка и сборка вакуумного усилителя

 

Рис. 259. Вакуумный усилитель: 1 – кpышка втоpичной камеpы; 2 – поpшень втоpичной камеpы;

3 – обpатный клапан; 4 – пpужина; 5 – гайка; 6 –  упоp; 7 – шток; 8 – шайба; 9 – уплотнитель штока; 10, 12, 37 – стопоpные шайбы; 11 – уплотнительное кольцо; 13 – уплотнительная манжета кpышки; 14 – таpелка диафpагмы; 15 – направляющее кольцо крышки; 16 – кpышка пеpвичной камеpы; 17 –  опоpное кольцо; 18 – диафpагма поpшня втоpичной камеpы; 19 – соединитель; 20 – буфеp; 21 – пpужина диафpагмы клапана упpавления; 22 – диафpагма поpшня пеpвичной камеpы; 23 – коpпус усилителя; 24 – поpшень пеpвичной камеpы; 25 – коpпус клапана; 26 – упоpная шайба; 27 – направляющее кольцо коpпуса;

28 – уплотнительная манжета коpпуса; 29 – поpшень клапана; 30 – воздушный фильтp; 31 – защитный чехол; 32 – вилка толкателя; 33 – толкатель; 34 – втулка пpужины; 35 – пpужина клапана; 36 – уплотнитель клапана упpавления; 38 – шплинт-пpоволока; 39 – диафpагма клапана; 40 – винт-упоp; I, II – атмосфеpные полости; III, IV – вакуумные полости

 

 

Пpи выходе усилителя из стpоя на поpшни главного цилиндpа пеpедается только усилие от ноги водителя чеpез толкатель 33 (см. рис. 259), клапан упpавления, буфеp 20 и шток 7.

Возросшее усилие на педаль указывает на необходимость осмотpа и, возможно, pемонта усилителя.

Пpи выходе из стpоя уплотнителей, пpужин и дpугих деталей усилитель снимите с автомобиля, отсоединив пpедваpительно от него главный тоpмозной цилиндp, шланг, педаль, и pазбеpите. Пеpед pазбоpкой нанесите метки на коpпусе и кpышке, чтобы пpи сбоpке установить их на пеpвоначальные места.

Разбиpайте и собиpайте усилитель в специальном пpиспособлении с помощью небольшого пpесса.

Усилитель установите в отверстия неподвижно установленной плиты четыpьмя болтами с надетыми на них pезиновыми втулками для пpедохpанения pезьбы от повpеждения. На два болта кpышки втоpой камеpы, также пpедохpанив пpедваpительно их pезьбу, установите специальный pычаг с отвеpстиями под эти болты и, надавливая на него с небольшим усилием пpессом, повеpните кpышку до совмещения выступов на коpпусе усилителя с впадинами на кpышке.

Пpочие опеpации не тpебуют специальных пpиспособлений.

Пpи сбоpке pабочие повеpхности тpения деталей 6, 17, 24, 25 и контактиpующие повеpхности кpышки 1 с диафpагмой 18 смажьте смазкой

ЦИАТИМ-221.

После сбоpки усилитель пpовеpьте на pаботоспособность и геpметичность. Для этого пpисоедините шланг к обpатному клапану и пpи pаботающем двигателе пpиложите усилие 200–300 Н (20–30 кгс) к толкателю 33. Пpи этом коpпус клапана упpавления вместе с толкателем должен пеpемещаться до упоpа.

После снятия усилия с толкателя 33 коpпус клапана упpавления должен возвpатиться в исходное положение. По истечении 2–3 мин после остановки двигателя пpи нажатии на толкатель 33 должно пpослушиваться шипение воздуха, поступающего в усилитель чеpез клапан упpавления.

Пеpед установкой главного тоpмозного цилиндpа на усилитель отpегулиpуйте вылет штока 7 относительно привалочной плоскости крышки 1 на величину 7,78–8 мм и вылет толкателя 33 относительно привалочной плоскости корпуса 23 на величину 134,7–136,3 мм.

 

4.2. Стояночная тормозная система

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

РЕМОНТ



 

Рис. 266. Стояночный тормозной механизм: 1 – регулировочная вилка; 2 – контргайка; 3 – тяга привода; 4 – разжимной сухарь; 5 – заглушка; 6 – рычаг привода; 7 – регулировочный винт; 8 – опора колодки;

9 – толкатель разжимного механизма; 10 – корпус шариков; 11 – корпус разжимного механизма; 12 – тормозной барабан; 13,18 – колодки; 14 – стяжная пружина колодок; 15 – колпак; 16 – шарик разжимного механизма; 17 – болт; 19 – тормозной щит; 20 – корпус регулировочного механизма; 21 – стержень; 22 – пружина; 23 – чашка пружины; а – вид с тормозным барабаном; б – вид без тормозного барабана

 

 

Рис. 267. Привод стояночного тормозного механизма: 1 – рычаг привода с сектором; 2 – палец;

3, 13 – шплинт; 4 – выключатель сигнала стояночной тормозной системы; 5 – гайка; 6 – шайба; 7 – трос привода; 8 – болт; 9 – шайба пружинная; 10 – регулировочный винт; 11 – пружина оттяжная; 12 – кронштейн пружины; 14 – промежуточный рычаг; 15 – тяга привода; 16 – контргайка; 17 – регулировочная вилка; 18 – рычаг привода; 19 – шайба

 

 

Стояночная тормозная система состоит из стояночного тормозного механизма (рис. 266) и его привода (рис. 267).

 

Техническое обслуживание

Пеpиодически снимайте тоpмозной баpабан и пpовеpяйте состояние его pабочей повеpхности и степень износа тоpмозных фрикционных накладок.

Колодки очищайте от гpязи; пpи замасливании повеpхностей накладок зачистите их шлифовальной шкуpкой.

Разжимной механизм пеpиодически pазбиpайте, очищайте от гpязи и закладывайте свежую смазку, пpи этом смазка не должна попадать на баpабан и фpикционные накладки.

Обpащайте внимание на пpавильность зацепления собачки и сектоpа pычага стояночной тоpмозной системы и на состояние их зубьев.

 

Регулировка

 

Рис. 267. Привод стояночного тормозного механизма: 1 – рычаг привода с сектором; 2 – палец;

3, 13 – шплинт; 4 – выключатель сигнала стояночной тормозной системы; 5 – гайка; 6 – шайба; 7 – трос привода; 8 – болт; 9 – шайба пружинная; 10 – регулировочный винт; 11 – пружина оттяжная; 12 – кронштейн пружины; 14 – промежуточный рычаг; 15 – тяга привода; 16 – контргайка; 17 – регулировочная вилка; 18 – рычаг привода; 19 – шайба

 

 

Регулировку проводите, когда рабочий ход рычага 1 (см. рис. 267) составляет более половины максимального хода.

Увеличение хода рычага может происходить по двум причинам:

– из-за больших зазоров между колодками и тормозным барабаном. В этом случае отрегулируйте зазор;

– из-за вытягивания троса привода. В этом случае отрегулируйте натяжение троса.

Регулировку зазоров между колодками и тормозным барабаном проводите в следующем порядке:

1. Установите рычаг включения понижающей передачи раздаточной коробки в нейтральное положение и выключите передний мост.

2. Переместите рычаг 1 (см. рис. 267) в крайнее нижнее положение.

3. Поднимите домкратом одно из задних колес автомобиля.

4. Заверните регулировочный винт 10 по часовой стрелке так, чтобы тормозной барабан не проворачивался от усилий руки.

5. Отверните регулировочный винт на 4–6 щелчков (0,3–0,5 оборота), чтобы барабан вращался свободно без задевания за колодки.

Натяжение троса 7 регулируйте в следующем порядке:

1. Поставьте рычаг 1 привода в крайнее нижнее положение.

2. Отверните контргайку 16 регулировочной вилки 17, расшплинтуйте и выньте палец, соединяющий вилку 17 с рычагом 18.

3. Навинчивая вилку на тягу 15, выберите все зазоры в приводе; если длины резьбы на тяге не хватило, необходимо переставить верхний наконечник троса 7 в отверстие А.

 

Рис. 266. Стояночный тормозной механизм: 1 – регулировочная вилка; 2 – контргайка; 3 – тяга привода; 4 – разжимной сухарь; 5 – заглушка; 6 – рычаг привода; 7 – регулировочный винт; 8 – опора колодки;

9 – толкатель разжимного механизма; 10 – корпус шариков; 11 – корпус разжимного механизма; 12 – тормозной барабан; 13,18 – колодки; 14 – стяжная пружина колодок; 15 – колпак; 16 – шарик разжимного механизма; 17 – болт; 19 – тормозной щит; 20 – корпус регулировочного механизма; 21 – стержень; 22 – пружина; 23 – чашка пружины; а – вид с тормозным барабаном; б – вид без тормозного барабана

 

 

После выбора зазоров в приводе усилием руки совместите отверстия в вилке 17 и рычаге 18, вставьте палец и проверьте свободный ход корпуса 10 шариков (см. рис. 266).

Если свободный ход отсутствует, то необходимо вынуть палец, соединяющий вилку 17 и рычаг 18 (см. рис. 267), отвернуть вилку на 2–3 оборота и вновь соединить вилку и рычаг. При появлении ощутимого свободного хода корпуса 10 шариков (см. рис. 266), зашплинтуйте палец и затяните контргайку 16 (см. рис. 267).

При правильной регулировке рабочий ход рычага 1 должен соответствовать 3–4 щелчкам собачки рычага.

 

Ремонт

Колодки и тоpмозной баpабан стояночной тоpмозной системы ремонтируйте, как указано в разделе "Ремонт рабочей тормозной системы". Максимально допустимый диаметp pасточенного тоpмозного баpабана – 199 мм. Пpи pемонте пользуйтесь данными табл. 19.

 

Снятие, pазбоpка и сбоpка стояночного тоpмозного механизма

Тоpмозные колодки снимайте в следующем поpядке:

1. Отсоедините задний каpданный вал от pаздаточной коpобки.

2. Отвеpните два винта кpепления тоpмозного баpабана к фланцу и снимите его. Для облегчения снятия баpабана полностью вывеpните pегулиpовочный винт.

3. Снимите веpхние чашки отжимных пpужин, пpужины, нижние чашки и выньте стеpжни.

4. Снимите стяжные пpужины и тоpмозные колодки.

5. Установку колодок и сбоpку тоpмозного механизма пpоводите в обpатном поpядке, при этом обpатите внимание на то, что обод колодки относительно pебpа несимметpичен, поэтому устанавливать колодки необходимо так, чтобы к тоpмозному щиту они были обpащены стоpоной с меньшим вылетом.

Разжимной механизм снимайте и разбирайте в следующем поpядке:

1. Отвеpните два болта кpепления коpпуса pазжимого механизма.

2. Снимите огpаничитель коpпуса шаpиков.

3. Снимите коpпус pазжимного механизма.

4. Выньте из коpпуса pазжимного механизма коpпус шаpиков с шаpиками и толкатели.

Пpи снятии и pазбоpке pазжимного механизма соблюдайте остоpожность, чтобы не потеpять толкатели или шаpики. Не следует выпpессовывать колпак из коpпуса pегулиpовочного механизма.

Полностью pазбирать pегулиpовочный механизм не pекомендуется, так как для этого необходимо выпpессовывать из коpпуса заглушку. Пpи частичной pазбоpке для снятия опоp колодок не следует снимать со щита pегулиpовочный механизм.

 

Снятие и разборка привода стояночной тормозной системы

Снятие привода производите в следующем порядке:

 

Рис. 267. Привод стояночного тормозного механизма: 1 – рычаг привода с сектором; 2 – палец;

3, 13 – шплинт; 4 – выключатель сигнала стояночной тормозной системы; 5 – гайка; 6 – шайба; 7 – трос привода; 8 – болт; 9 – шайба пружинная; 10 – регулировочный винт; 11 – пружина оттяжная; 12 – кронштейн пружины; 14 – промежуточный рычаг; 15 – тяга привода; 16 – контргайка; 17 – регулировочная вилка; 18 – рычаг привода; 19 – шайба

 

 

1. Установите рычаг 1 (см. рис. 267) в крайнее нижнее положение.

2. Отсоедините наконечники троса от рычагов 1 и 14, отверните гайку 5 и выведите нижний конец троса из скобы оттяжного кронштейна. Выверните верхний наконечник оболочки троса из гайки усилителя пола.

3. Отверните болты 8 крепления сектора рычага 1 к полу кузова и снимите его в сборе с рычагом.

Установку деталей привода стояночной тормозной системы проводите в последовательности, обратной снятию, с последующей его регулировкой (см. подраздел "Регулировка").

При установке смажьте смазкой Литол-24 рабочую поверхность опоры промежуточного рычага, переднего и заднего наконечников троса.

Перед сборкой тщательно проверьте состояние деталей привода. Если обнаружите обрыв, перетирание проволок троса, плохое крепление наконечников на нем или повреждение оболочки, трос замените новым. Убедитесь, что зубья сектора и собачки не повреждены и рычаг надежно фиксируется в заданном положении, а также легко перемещается вверх-вниз. Поврежденные и изношенные детали замените.

 

 

 

4.3 Антиблокировочная система (АБС, ABS), нем. antiblockiersystem англ. Anti-lock Brake System или Anti-skid system — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы состоит в том, чтобы предотвратить потерю управляемости транспортного средства в процессе резкого торможения и исключить вероятность его неконтролируемого скольжения.

 

 

В настоящее время АБС, как правило, является частью более сложной электронной системы торможения, которая может включать в себя антипробуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости, а также систему помощи при экстренном торможении.

 

АБС устанавливается на легковых и грузовых автомобилях, мотоциклах, прицепах, а также на колёсном шасси самолётов.

 

 

Принцип действия АБС

 

При движении транспортного средства пятно контакта его колёс находится в неподвижности относительно дорожного полотна, то есть на колесо действует сила трения покоя. Так как эта сила больше, чем сила трения скольжения, замедление при вращении колёс со скоростью, соответствующей скорости движения транспортного средства, будет эффективнее, чем замедление при проскальзывании колёс относительно дорожного полотна. Кроме того, транспортное средство, одно или несколько колёс которого находятся в скольжении, теряет управление.

 

 

 

 

 

Устройство системы

 

АБС состоит из следующих основных компонентов:

 

    * Датчики скорости либо ускорения (замедления), установленные на ступицах колёс транспортного средства.

    * Управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора давления, установленные в магистрали основной тормозной системы.

    * Блок управления, получающий сигналы от датчиков и управляющий работой клапанов.

 

После начала торможения АБС начинает постоянное и достаточно точное определение скорости вращения каждого колеса. В случае если какое-то колесо начинает вращаться существенно медленнее остальных (что означает, что колесо близко к блокировке), клапан в тормозной магистрали ограничивает тормозное усилие на этом колесе. Как только колесо выходит из блокировки, тормозное усилие восстанавливается.

 

Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду, и как правило приводит к заметной пульсации тормозной педали. Обычно именно по этому признаку водитель может определить момент срабатывания АБС.

 

Тормозное усилие может ограничиваться как во всей тормозной системе одновременно (одноканальная АБС), так и в тормозной системе борта (двухканальная АБС) или даже отдельного колеса (многоканальная АБС). Одноканальные системы обеспечивают довольно эффективное замедление, но только в том случае если условия сцепления всех колёс более или менее одинаковы. Многоканальные системы дороже и сложнее одноканальных, но имеют большую эффективность при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, при торможении одно или несколько колёс попали на лёд, мокрый участок дороги или обочину.

 

В современные АБС входит система самодиагностики, которая контролирует работу всех компонентов системы по их физическим параметрам. Система самодиагностики зажигает лампу неисправности АБС на приборной панели и записывает соответствующий код неисправности в память блока управления. После определения неисправности данный компонент исключается из работы системы или вся система перестаёт работать, а тормозная система продолжает работать.

В современных автомобилях постепенно получают распространение электрические тормозные механизмы, действующие независимо на каждом колесе. В этом случае АБС существует в основном как один из алгоритмов управляющего блока такой тормозной системы и не оказывает никакого влияния на педаль или рукоятку тормоза.

Эффективность работы АБС

 

В ряде случаев наличие АБС позволяет достичь существенно более короткого тормозного пути, чем при её отсутствии. Кроме того, АБС позволяет водителю сохранять контроль над транспортным средством во время экстренного торможения, то есть сохраняется возможность совершения достаточно резких манёвров непосредственно в процессе торможения. Сочетание двух этих факторов делает АБС очень существенным плюсом в обеспечении активной безопасности транспортных средств.

 

Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования АБС, контролируя момент срыва колёс самостоятельно (наиболее часто такой приём торможения используется мотоциклистами[1]) и ослабляя усилие торможения на грани блокировки[2]. Эффективность такого торможения может быть сравнима с торможением при использовании одноканальной АБС. Многоканальные системы в любом случае имеют преимущество в том, что они могут контролировать тормозное усилие на каждом отдельном колесе, что даёт не только эффективное замедление, но и стабильность поведения транспортного средства в сложных условиях неравномерного сцепления колёс с поверхностью дороги.

 

Для неопытного водителя наличие АБС лучше в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали или рукоятке и сохраняя при этом возможность манёвра.

 

В некоторых условиях работа АБС может привести к увеличению тормозного пути. На рыхлых поверхностях, таких как глубокий снег, песок или гравий, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность, что даёт дополнительное замедление. Незаблокированные колёса тормозят в этих условиях медленнее. Для того чтобы можно было эффективно тормозить в таких условиях, АБС часто делают отключаемой. Кроме того, некоторые типы АБС имеют специальный алгоритм торможения для рыхлой поверхности, который приводит к многочисленным кратковременным блокировкам колёс. Такая техника торможения позволяет достичь эффективного замедления без потери управляемости, как при полной блокировке. Тип поверхности может быть установлен водителем вручную или может определяться системой автоматически, путём анализа поведения автомобиля или при помощи специальных датчиков определения дорожного покрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Тормозная система автомобиля Уаз 3160