Проектирование организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Индивидуа́льный предпринима́тель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальные предприятия являются самой простой и распространенной организационной формой малого бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая жм.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

     Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

       Как и любая структура управления  линейная структура имеет свои преимущества и недостатки.

          К плюсам линейной структуры управления относятся:

1. четкая система взаимных связей функций и подразделений;

2. четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих  руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

3. ясно выраженная ответственность;

4. быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

        Недостатки линейной структуры:

1.отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования, в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

2. тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

3. малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

4. критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

5. тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

6. перегрузка управленцев верхнего уровня;

7. повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.

      Функциональное  управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

    Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

       Преимущества функциональной структуры управления:

1. сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

2. гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

3. работа в группах создает условия для самосовершенствования;

возможность применения эффективных методов планирования и управления;

4. сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

     Недостатки функциональной структуры управления:

1. усложнение взаимодействия;

2. сложность в координации работ отдельных бригад;

3. высокая квалификация и ответственность персонала;

4. высокие требования к коммуникациям.

        Вывод: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.

   Линейно-штабная организационная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

    В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

      Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

  Рассмотрим второй вид организационной структуры управления. Органическая модель управления направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Органическая модель организационного проектирования резко отличается от механистической модели, поскольку их организационные характеристики являются результатом различных критериев эффективности.           В то время как механистическая модель стремится к максимальной эффективности и производительности, органическая модель стремится к максимальным удовлетворенности, гибкости и развитию.

       Предприятие с органической моделью управления обладает гибкостью, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала. Руководители поощряются за практические достижения, что способствует росту персонала и повышению его ответственности. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Такие действия направлены на улучшение существа органической модели: организация будет эффективна в той степени, в какой ее структура "обеспечивает максимальные возможности работнику во всех взаимодействиях и во всех отношениях с организацией; каждый член, с учетом его прошлого опыта, ценностей, устремлений и ожиданий, считает подход благоприятным и способствующим созданию и поддержанию чувства личного достоинства и значимости".

    Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном  использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. 

    Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Такие действия направлены на улучшение существа органической модели: организация будет эффективна в той степени, в какой ее  структура  «обеспечивает максимальные возможности работнику во всех взаимодействиях и во всех отношениях с организацией; каждый член, с учетом его прошлого опыта, ценностей, устремлений и ожиданий, считает подход благоприятным и способствующим созданию и поддержанию чувства личного достоинства и значимости.

       Принимая во внимание всё вышесказанное, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной моделью,  при проектирование организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия, будет  механистическая модель управления.

    Высокий уровень эффективности достигается за счет следующих структурных характеристик механистической модели управления: 1.Высокая комплексность, поскольку делается упор на специализацию работ; 2. Высокая централизация, поскольку делается акцент на полномочия и ответственность;

3. Высокая степень формализации, поскольку функции выделяются в качестве основы управления.

   А в качестве организационной структуры индивидуально-грузового предприятия нами была выбрана функциональная структура управления, так как линейная структура управления является менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

         Опираясь на опыт отечественных автотранспортных предприятий, мы пришли к выводу, что серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой управления.

         Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

        В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы). Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

       Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

      Вместо  руководителей, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление.     Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

      

                  Теоретические основы проектирования организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия

 

  Цель проектирования организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия–это достижение высокого уровня  качества грузоперевозок и повышения спроса на данный вид услуг. 

       Под проектом обычно понимают детально разработанный чертеж, план, в соответствии с которым будет осуществляться решение какой-то задачи. В управлении проект – заключаются в проведении научных и практических экспериментов, освоении нового вида управления, наиболее эффективного для данного автотранспортного предприятия.

    Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

        Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

1.  Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

2.  Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы, на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно– целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

3.  Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

      Методы проектирования организационной структуры управления   сочетают в себе технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию характеристики.

    Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

    Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

       Важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления допускает использование самых разнообразных комбинаций известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования.

    Так же необходимо учитывать тенденция современности при проектировании организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия согласно которым, следующие опираться на следующие требования  формирования эффективных структур управления:

1)сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) групповая организация труда, как основа новой структуры управления;

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления индивидуально-грузового предприятия