Основные пути совершенствования тарифов на автотранспортные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание

Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.
В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Формирование тарифов на автотранспортные услуги в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………....4

Глава 2. Анализ и оценка методов формирования тарифов на автотранспортные услуги в Республике Беларусь…………………………...8

Глава 3. Основные пути совершенствования тарифов на автотранспортные услуги……………………………………………..……...14

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 170.83 Кб (Скачать документ)
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Формирование тарифов на автотранспортные услуги в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………....4

Глава 2. Анализ и оценка методов формирования тарифов  на автотранспортные услуги в Республике Беларусь…………………………...8

Глава 3. Основные пути совершенствования тарифов  на  автотранспортные услуги……………………………………………..……...14

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В условиях развития рыночной экономики и высокой  степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало  получение максимальной прибыли  при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг  и ее тарифную политику.  
Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.  
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.  
Один из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области перевозок небольших партий грузов так называемых мелких и малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных тарифов.  
Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.  
В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1

     Формирование  тарифов на автотранспортные услуги в странах  с развитой рыночной экономикой 

     Транспортный  тариф — это цена за перемещение  материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя  продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт оказывает услугу. В  связи с этим формирование пассажирских тарифов относится к сфере  оказания услуг.

     В основе грузовых тарифов лежат общественно  необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость  перевозки, денежным выражением которой  является транспортный тариф. Затраты  на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают затраты, связанные, например, с формированием составов, погрузкой  и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического  хозяйства, связи и др.

     Расходы на начально-конечные операции не связаны  с дальностью перевозки и зависят  только от объема груза, поэтому в  расчете на 1 т они остаются постоянными.

     Движенческие  расходы зависят от дальности  перевозки. В расчете на 1 т груза  они возрастают прямо пропорционально  расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям  и движенческим расходов.

     Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:

     С=Р+ЗД,

     где С — себестоимость перевозки 1 т груза;

     Р — расходы на начально-конечные операции на 1 т груза;

     3 — затраты на передвижение 1 т  груза на 1 км;

     Д — расстояние, км.

     Отсюда  себестоимость тонно-километра грузооборота транспорта будет вычисляться по формуле:

     С=Р/Д+З

     С увеличением расстояния перевозки  себестоимость тонно-километра снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонно-километр. Грузовые транспортные тарифы определяются как сумма себестоимости тонно-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства. Тариф непосредственно не включает налог на добавленную стоимость, который взимается с провозной платы.

     Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать  двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции — на автомобильном транспорте. Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты энергии на передвижение по воде значительно ниже, чем на передвижение по автомобильной дороге.

     Тарифные  ставки рассчитываются на среднюю дальность  перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.

     Себестоимость тонно-километра грузооборота зависит  от особенностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

     Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность и скорость доставки грузов. Его преимущество — в доставке груза без перевалок  со склада на склад покупателя. Эффективность  автомобильного транспорта зависит  также от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети. .

     Грузовые  тарифы на автомобильном транспорте формируются; исходя из общих для  всех видов транспорта принципов  установления тарифов. Они должны возмещать себестоимость перевозок и обеспечивать получение автотранспортным предприятием прибыли, достаточной для его нормальной работы в рыночных условиях.

     Себестоимость автомобильных перевозок относительно высока по сравнению с другими  видами транспорта, что обусловливается  небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами  на заработную плату. Себестоимость перевозок также колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок оказывают влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо. Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно.

     Грузовые  тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку  грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

     Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.

     Покилометровые  тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или  повременные тарифы, например при  холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

     Тарифы  автомобильного транспорта включают надбавки за перевозку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более высокой себестоимостью перевозок.

     Скидки  с тарифа применяются в целях  повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

     На  автомобильном транспорте взимаются  также сборы за дополнительные операции, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, складским обслуживанием, экспедированием грузов и т. Д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2

   Анализ  и оценка методов  формирования тарифов  на автотранспортные услуги в Республике Беларусь 

Транспортный  тариф представляет собой цену перевозки  грузов – одной из наиболее массовых производственных услуг. Так как  процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом  их потребления, то под продукцией в  этом виде деятельности понимается сама работа, связанная с перемещением грузов.

В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф  на грузовые перевозки представляет собой денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.

Стоимость услуг транспорта отражается в различных  элементах конечной цены продукции: себестоимости (как транспортно-заготовительных  расходов по доставке материальных ресурсов и частично по доставке готовой продукции), оптовой и розничной торговых наценках – поэтому изменение  транспортных тарифов оказывает  существенное влияние на уровень  и динамику отпускных и розничных  цен товаров. В свою очередь, транспорт  является крупным потребителем металла, строительных материалов, угля, электроэнергии, топлива и другой продукции, цены на которую формируют эксплуатационные расходы транспорта и, в конечном счете, влияют на уровень транспортных тарифов.

Особенности формирования рынка транспортных услуг  и их тарифов связаны с участием различных видов транспорта в  перевозочном процессе: железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного.

В зависимости  от того, как изменяются тарифные ставки за единицу транспортной работы, транспортные тарифы могут быть дифференциальными, пропорциональными, фрахтовыми или  аккордными.

При формировании дифференциальных тарифовтарифные ставки за единицу транспортной работы изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки. Чаще они снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).

Пропорциональные  тарифы формируются в виде единых ставок за единицу транспортной работы вне зависимости от расстояния перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта).

Фрахтовые ставки формируются на основе граничных ставок платы со скидками или надбавками владельцу транспортного средства за перевозку груза с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг.

Аккордные тарифыформируются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт).

Общие условия перевозки определяются Гражданским Кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов  государственного управления.

Среди всех грузовых тарифов наибольшей гибкостью  отличаются тарифы на автомобильные  перевозки. Такие тарифы носят договорной характер и могут использоваться в различных видах.

Информация о работе Основные пути совершенствования тарифов на автотранспортные услуги