Южный машиностроительный завод. Пасынок ракетного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:59, реферат

Описание

Начало Южному машиностроительному заводу было положено в июле 1944 г., когда распоряжением ГКО СССР было принято постановление о строительстве Днепропетровского автозавода. Первоначально предполагалось выпускать ГАЗ-51, и во многом по этой причине после начала строительства в октябре 1944 г. главным конструктором строящегося на южной окраине Днепропетровска автогиганта был назначен В.А. Грачёв, но в июле 1945 г. было решено взять за основу ЗИС-150, а производство расширить, учитывая планируемые объемы выпуска – до 300 тыс. грузовиков в год.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 50.00 Кб (Скачать документ)

    Южный машиностроительный завод. Пасынок ракетного производства

Начало Южному машиностроительному заводу было положено в июле 1944 г., когда распоряжением  ГКО СССР было принято постановление  о строительстве Днепропетровского  автозавода. Первоначально предполагалось выпускать ГАЗ-51, и во многом по этой причине после начала строительства в октябре 1944 г. главным конструктором строящегося на южной окраине Днепропетровска автогиганта был назначен В.А. Грачёв, но в июле 1945 г. было решено взять за основу ЗИС-150, а производство расширить, учитывая планируемые объемы выпуска – до 300 тыс. грузовиков в год.  
 

Интересно, что  первую продукцию, два ЗИС-5, в декабре 1946 г. выпустил Завод вспомогательного оборудования, и с этой даты можно  отсчитывать историю ДАЗа как автозавода. Через месяц КБ предприятия начало проектировать прицепы для ДАЗ-150 и ДАЗ-485, а в середине 1948 г. завод стал выпускать автокраны К-31 и собрал первый экземпляр ДАЗ-150. В 1949-м события шли по нарастающей: переход на производство автокранов К-32; начало испытаний амфибий ДАЗ-485; организация и последующий выпуск автосамосвалов ЗИС-585; начало опытной эксплуатации ДАЗ-150 разных модификаций; освоение опытных 5- и 3-тонных автопогрузчиков 4000М.  

К моменту выхода постановления Совета Министров СССР от 9 мая 1951 г. о перепрофилировании автозавода на выпуск ракетной техники ДАЗ выпустил более 2000 машин всех типов и к сентябрю полностью свернул их производство. В последующие годы «почтовый ящик» среднего машиностроения был переименован в Южный машиностроительный завод, вошел в систему общемаша и стал «заводом-невидимкой». 

Тракторная история  засекреченного завода началась в декабре 1953 г., когда здесь начали собирать тракторы МТЗ-2. Сделано это было по следующим причинам: прикрытие  ракетно-космического производства, загрузка мощностей вспомогательного и смежного производств, снижение нагрузки на расходные статьи бюджета и, наконец, насыщение внутреннего рынка колесными тракторами, у которых также был неплохой экспортный потенциал. МТЗ-2 – первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Он агрегатировался с 19 рабочими органами и прицепными орудиями.

ЮМЗ-6АКЛ (с 1993 г.) 
 

Его производство на Южмаше велось до 1958 г., а всего  совместно с Минским тракторным заводом было выпущено 148 800 ед. После этого предприятие перешло на выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М, производство которых вело до 1961 г. Вслед за этим было налажено производство скоростных моделей МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые простояли на конвейере до 1972 г. В числе главных достоинств тракторов МТЗ ранних серий – полная взаимозаменяемость корпуса коробки передач, заднего моста, деталей конечной передачи, блокировки дифференциала, деталей полурамы, шестерен КП (1-й передачи и заднего хода и промежуточной заднего хода). Кроме этого разрешалась агрегатно-комплектная взаимозаменяемость ВОМ, насоса, распределителя гидросистемы и т. д. При этом унификация с минскими тракторами тягового класса 1,4 т была стопроцентной. 

Первый трактор  ЮМЗ-6 собственной конструкции в Днепропетровске выпустили только в 1971 г. Поскольку основная доктрина секретности и прикрытия ракетно-космического производства на Южмаше сохранялась, выпускали и экспортировали тракторы под маркой «Беларусь», хотя внешне они отличались от минских «колесников». 

Справедливость  удалось восстановить только в конце 1970-х. Тракторы тогда обрели суббренд «ЮМЗ», некоторые модели продолжали идти с товарной маркой Belarus. К тому времени тракторы Южмаша считались  лучшими. Им первым среди тракторов  был присвоен Знак качества, их признали лучшей Машиной года, они имели самый высокий моторесурс, поскольку основные агрегаты изготавливали оборонные предприятия с высокой культурой труда: дизель Д-65Н Рыбинского авиазавода, идентичный Д-50, муфта сцепления Ковровского завода стрелкового оружия и т. д. В среде инженеров за неприхотливость и простоту конструкции в противовес усложнявшимся из года в год минским «Беларусам» его прозвали аналогом «Форда Т».

ЮМЗ-10240 (с 2003 г.) 
 

Универсально-пропашные  тракторы серии ЮМЗ-6Л/ -6М для междурядной обработки пропашных культур, уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для перевозки грузов и привода стационарных машин продержались в производстве до 1979 г. Эта самая массовая серия ЮМЗ разошлась тиражом более миллиона экземпляров и по популярности конкурировала с моделями Минского завода. После модернизации, проведенной в 1977–1979 гг., тракторы получили новое оперение с полусеточной облицовкой радиатора. В 1983 г. завод переименовали в Южный машиностроительный завод им. Л.И. Брежнева, но на табличках упоминание города-производителя продолжало игнорироваться. К 1985 г., когда было начато производство ЮМЗ-611Л и ЮМЗ-611М, все модели серии ЮМЗ-6 (Л, М, АКЛ, АКМ, АЛ, АМ) получили сеточную облицовку передней части и новую, более комфортабельную кабину, отличавшуюся от МТЗ толщиной стоек и геометрическими параметрами, поскольку в основе своей трактор прежде адаптировали для работы с землеройным оборудованием: траншеекопателями, навесными экскаваторными установками, погрузчиками и бульдозерной навеской. 

В 1986 г. серию  ЮМЗ-611 дополнили полноприводными модификациями ЮМЗ-611КЛН со стартером и ЮМЗ-611КЛМ с пусковым двигателем, однако в серию эти тракторы пошли только в 1991 г. Причина заключалась в том, что передние ведущие мосты, взятые от МТЗ-82, не подходили по ряду конструктивных ограничений, поэтому начали применять мосты от ЛТЗ-40АМ, выпуск которых освоили на самом ЮМЗ. 

Начало 1990-х прошло практически под знаком модернизации 6-й серии: тракторы ЮМЗ-6СТЛ с 65-сильным  турбодизелем, более совершенные  ЮМЗ-615, ЮМЗ-650 (4х2) и ЮМЗ-652 (4х4) с модернизированной кабиной. 

В свое время  рыбинские двигателисты подготовили  для днепропетровцев более мощный двигатель Д-75Л/М, но в серию он так и не пошел, зато к рубежу миллениума начался выпуск тракторов серий 800 и 8000 с 80-сильными дизелями РМ-80, Д-245.4, Д-243C-359, Deutz BFM1013-E, IVECO 8045/25.850.

ЮМЗ-652 (1990-2001 гг.) 
 

Поскольку одна из главных особенностей тракторов  ЮМЗ заключалась в его адаптации  к строительным нуждам, было разработано  заднеприводное шасси СЭШ-6002 для  монтажа экскаваторной колонны и высокопроизводительные 100-сильные тракторы ЮМЗ-10244 и модификации для работы с коммунальным и транспортно-погрузочным оборудованием. 

Сборку тракторов  ЮМЗ в начале 1990-х пытались организовать также в Омске и Подмосковье  с использованием 70...75% российских комплектующих. В конце 1993 г. на казенном заводе Омск­трансмаш начато производство тракторов ЗТМ-60 (4х2) и ЗТМ-62 (4х4). Для работы в городе и закрытых помещениях были подготовлены версии ГД с газодизельным силовым агрегатом: в передней части монтировали два баллона по 117 л с компримированным нефтяным газом либо четыре 40-литровых баллона со сжатым природным газом. Предприятие выпускало также ЗТМ-80Л с 80-сильным дизелем Д-65, но к середине 2000 года производство ЗТМ в Омске снизилось и сейчас практически прекращено. 

В 2001 г. была предпринята  вторая попытка начать выпуск тракторов  за пределами Украины. Тогда ЗАО  «Волжский Трактор» начало серийный выпуск тракторов ЮМЗ-8070 и ЮМЗ-8071 на производственных площадях завода «Аверс» в райцентре Похвистнево (Самарская обл.). По расчетам специалистов, это позволило снизить цену на 20...25%: до 235 000 руб. Однако главная проблема заключалась в ограниченном числе производителей навесного спецоборудования. Городские эксплуатанты в отличие от аграриев более платежеспособны, и им, как правило, требуется строительно-коммунальное оборудование.

ЮМЗ-10280 (с 2000 г.) 
 

Список таких  продуцентов для ЮМЗ ограничен: это «Интердон», «САРЭКС», Омск­трансмаш, златоустовский «Булат» («Златэкс»), ВАТ  «Борэкс», Павлоградский механический завод и, пожалуй, всё. Проблем добавил вынужденный переход на выпуск тракторов под заказ – клиент к этому времени стал капризный и на волне строительного бума не мог рисковать ожиданиями. 

Сейчас ДП «ВО  «Пiвдений машинобудiвний завод iм. О.М. Макарова» продолжает совершен­ствовать линейку своей продукции, организовав выпуск абсолютно новых тракторов серии «Днiпро». Сюда входят пока три модели ЮМЗ-8085 (4х2) и две полноприводные модели: ЮМЗ-8285 и ЮМЗ-10280 тягового класса 2,0. Тем не менее популярность в России днепропетровских тракторов катастрофически падает, тогда как ближайшие конкуренты – МТЗ и ТТЗ, наоборот, увеличивают продажи, а минчане организуют производство уже в самой Украине.

Информация о работе Южный машиностроительный завод. Пасынок ракетного производства