Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:13, реферат

Описание

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Воздействие хозяйственной деятельности человека по
перемещению грузов и объектов на окружающую среду……….. 3
Глава 2. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с
окружающей средой………………………………………………… 7
Глава 3.Виды и системный характер транспортных аварий и катастроф.. 18
Глава 4.Моделирование и прогнозирование причин возникновения и
возможных последствий транспортных катастроф………………. 24
Глава 5. Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте………. 26
Заключение……………………………………………………………………. 31
Список использованной литературы……………………………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

Транспортные катастрофы.docx

— 65.30 Кб (Скачать документ)

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ  ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым  последствиям приводят разрушения отдельных  конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Образование акционерных  коммерческих авиакомпаний и распад системы Аэрофлота, ликвидация служб  безопасности полетов, сокращение аварийно-технических и спасательных служб привело к ухудшению технического обслуживания самолетов, снижению дисциплины, надзора и контроля безопасности полетов в целом и росту аварийности.

На воздушном транспорте за последние годы в России в основном все авиапроисшествия произошли на чартерных рейсах. Это связано с неудовлетворительной организацией полетов таких рейсов. Чартерные рейсы недостаточно готовятся и слабо контролируются, проводимая экономия идет в ущерб безопасности полетов. Статистика показывает, что в России самые высокие показатели в мире по происшествиям на чартерных рейсах и наименьшие на регулярных рейсах. В 70% случаев самолеты терпят аварии из-за ошибок пилотов. Значительный процент составляют катастрофы, связанные с неисправностями авиационной техники, ошибками диспетчерских служб и погодными условиями.

Следует отметить, что сокращение числа авиапроисшествий не является следствием повышения уровня безопасности полетов, роста мастерства пилотов и качества летательных аппаратов. Это происходит в основном за счет сокращения количества летательных аппаратов, авиарейсов и перевозимых пассажиров. В дальнейшем снижение количества и тяжести авиапроисшествий на воздушном транспорте может быть достигнуто только путем решения проблем, связанных с «человеческим фактором», дальнейшего совершенствования организационной структуры деятельности соответствующих служб и авиационной техники.

 

              

 

             АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей  – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и  строительстве судов. Среди предварительных  мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты  к спасательным шлюпкам на верхнюю  палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

Кораблекрушения судов в  России происходят ежегодно. Говоря о происшествиях на воде, уместно кратко отметить вопросы обеспечения безопасности людей на внутренних водных объектах. Проводимые изучения аварийных случаев, происходящих с судами, выявленные причины аварий помогают при проектировании и строительстве принимать правильные конструктивные решения и тем самым исключать возможности аварий судов в будущем. Однако строительство новых судов, взамен выработавших свой ресурс, ведется судовладельцами низкими темпами из-за экономических трудностей в стране. Недостаточно ведется оснащение судов радиосредствами международной спутниковой связи, которые позволяют передать сигнал бедствия для оказания помощи береговыми службами, ближайшими от них судами или спасательными средствами.

Безопасность плавания морских  судов во многом зависит от надежности их конструкции, мореходных качеств, квалификации и дисциплинированности экипажей, и, к сожалению, остается низкой.

Основными причинами аварий и происшествий на морских и речных судах являются:

нарушение правил судовождения, пожарной безопасности и технической  эксплуатации;

износ материальной части  и оборудования судов, портов и других объектов пароходств (средний возраст  судов, плавающих под российским флагом, составляет более 20 лет), сокращение строительства судов нового поколения;

снижение трудовой дисциплины и пренебрежение правилами перевозки, что приводит к нарушению правил размещения грузов на судах, перегрузу  судов, посадок на мели, рифы и другие подводные препятствия, а также к другим нарушениям;

погодные условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.п.).

В настоящее время с  появлением компаний-судовладельцев эти  причины стали проявляться особенно остро.

 

         АВАРИИ НА ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

В состав трубопроводного  транспорта входят нефтепроводы, газопроводы  и продуктопроводы. Говоря о топливно-энергетическом коплексе, прежде всего, необходимо заострить внимание на экологических проблемах, связанных с добычей, переработкой и использованием энергоресурсов. Основным источником поступления в воздух газообразных соединений остается сжигание нефтяного газа в факелах, достигающее 18% от общего объема газа, извлекаемого вместе с нефтью.

Нефтяная отрасль в  наибольшей степени загрязняет почву (43%). Причем, из-за низкой температуры  в северных регионах, куда в основном сместилась нефтедобыча, земли особенно чувствительны к внешним воздействиям, а медленный темп роста растительности в тундре значительно затрудняет восстановление поверхностного покрова почвы.

Аварийные ситуации на внутрипромысловых трубопроводах остаются пока одной из основных причин загрязнения подземных и поверхностных вод и значительных площадей земель на эксплуатируемых месторождениях.

Основными причинами аварий на трубопроводах являются: подземная коррозия металла (21%), дефект труб и оборудования (14%), механические повреждения, в том числе от сторонних организаций и вмешательства посторонних лиц в работу трубопровода (19%).

Особенно актуальной является проблема аварийных разливов при  порывах на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах, которые приводят нередко к загрязнению огромных площадей.

           Последовательное снижение аварийности на рассмотренных выше видах транспорта не должно создавать иллюзий улучшения дел в этой сфере. Отмеченное снижение - всего лишь результат углубления системного кризиса, вследствие которого, в частности, произошло резкое снижение транспортных перевозок. Стоит же только хотя бы в ограниченных масштабах добиться оживления производства, как количество чрезвычайных ситуаций на всех видах транспорта увеличится. Видимо, на ближайшие десятилетия эта весьма нежелательная тенденция сохранится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Моделирование и прогнозирование причин возникновения и возможных последствий транспортных катастроф

        Предлагается технология количественной оценки меры возможности возникновения транспортных происшествий (ТП), основанная на имитационном моделировании тех перевозочных процессов, проведение которых может быть уподоблено функционированию конкретных систем «человек-машина-среда» (ЧМС). При этом под их первым компонентом подразумеваются члены экипажа конкретного транспортного средства, вторым – само транспортное средство (как сложная техническая система), а под третьим – маршрут её перемещения.

Рассматриваемый способ и  реализующий его компьютерный программный  комплекс позволяют автоматизировать не только прогноз данного параметра  риска соответствующих ТП, но и  оптимизацию организационно-технических  мероприятий, предлагаемых для его  снижения. Наиболее предпочтительным пользователем предлагаемой автоматизированной технологии является администрация  транспортного предприятия, взаимодействующая  с разработчиком и изготовителем  транспортных средств, а сферой применения – осуществляемый ею менеджмент техногенного риска.

Особое внимание уделено  так называемому «человеческому фактору», т.е. ошибочному выполнению экипажем таких тактов операторской деятельности, как:

– восприятие и дешифровка информации о параметрах перевозочного  процесса; структурирование и сопоставление  полученных данных с требованиями его  безопасности;

– оценка необходимости  и вариантов реагирования на обнаруженные при этом отклонения; выработка альтернативных воздействий и ранжирование их по эффективности;

– принятие и реализация решения на корректировку осуществляемого  процесса.

Процедура логико-лингвистического моделирования с целью прогнозирования  риска возникновения ТП при функционировании ЧМС и оценки вклада в него учитываемых  факторов может включать следующие  основные этапы: а) описание процесса возникновения  причинной цепи предпосылок (ПЦП) к  техногенным происшествиям на вербально-качественном уровне, с применением логических условий и лингвистических переменных, б) последующую формализацию полученной при этом модели, т.е. её представление  в виде соответствующей диаграммы причинно-следственных связей типа «сеть стохастической структуры», в) разработку имитационного алгоритма исследования процесса возникновения ТП и соответствующей ему компьютерной программы, г) проведение с их помощью серии машинных экспериментов.Как представляется, учитываемыми при этом факторами следует считать психофизиологические свойства экипажа транспортного средства и сложность возложенных на него алгоритмов, а также и всё то, что в основном определяет эргономичность и надежность используемой им техники, комфортность рабочей среды и качество технологии перевозки пассажиров или грузов.

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте

 

ЧС любого типа в своем  развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

  • Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
  • Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
  • Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
  • Четвертая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

 

Одной из целей анализа транспортных аварий является получение выводов о правильности или эффективности реакции системы (срабатывания защитных средств, действий персонала и т.п.) на разрушительные воздействия реализующихся опасностей. Авария развертывается во времени и, как правило, не может рассматриваться как одномоментное событие. Иной подход обедняет картину развития ситуации и не способствует выявлению причинно-следственного характера действий и событий, которые, в конечном счете, привели к материальному ущербу и другим нежелательным последствиям.  
В связи с этим возникает проблема разработки «модели аварии» – обобщенной схемы возникновения и развития аварийной ситуации, применение которой к конкретным авариям способствовало бы выявлению факторов и действий, обусловивших причинение ущерба (или, наоборот, его предотвращение или сокращение) на каждом этапе развития событий. 

В практической работе по предупреждению аварийности очень важно тщательно  продумывать все "пути”, которые  могут привести систему в опасное.состояние.Этопозволяет: четко определить в каждом случае понятие опасного.состояния;  
прийти специалистам к единому толкованию, чего же следует опасаться в первуюочередь;  
в большей степени учесть все обстоятельства и способы перехода системы в опасное.состояние;  
рассматривать как причины аварий не только влияние конкретных компонентов среды (воды, газов, конструкций корпуса и др.), но и действия людей (нарушение правил эксплуатации техники, отключение систем защиты и т.д.)

В авиации  следующим образом  рассматривается динамика развития ситуации, приводящей к аварии (авиационному происшествию - АП):  
"В процессе развития отрицательного явления, которое завершается АП, в большинстве случаев могут иметь место несколько причин, последовательно усложняющих ситуацию и в итоге приводящих к АП. Таким образом, АП в большинстве случаев событие сложное и является замыкающим в цепочке последовательных событий, имеющих причинно-следственные связи”.  
"Сложные условия полета – непреднамеренное усложнение полета, при котором нет непосредственной угрозы летного происшествия. Они могут быть обусловлены ошибками летного состава, отказами техники, нарушениями в организации обеспечения полетов наземными службами. Экипаж имеет возможность спокойно оценить обстановку, принять нужное решение, позволяющее локализовать возникшее усложнение. 

Аварийная обстановка (ситуация) – непреднамеренное усложнение полета, при котором ее развитие протекает  весьма быстро, однако скорость ответной реакции экипажа соизмерима со скоростью  усложнения и позволяет благополучно закончить полет. 

Развитие аварийной ситуации приводит к летному происшествию, а ее локализация – к тому, что предпосылки к летному  происшествию не реализуются.

Критическая ситуация –  непреднамеренное усложнение полета, при котором экипаж не может спасти воздушное судно и предупредить летное происшествие”. 

В учебнике для авиационных  вузов (см. цит. Безопасность полетов: Учебник для вузов) выделяются следующие этапы последовательного усложнения ситуации: усложнение условий полета; сложная ситуация; аварийная ситуация; катастрофическая ситуация. 

Акад. В.А.Легасов (Легасов В. Проблемы безопасного развития техносферы // Коммунист.-1987.-№ 7.-С. 92-101), рассматривая крупнейшие техногенные катастрофы 70-80-х годов, выделил фазы их развития,имеющие универсальный_характер:  
"Анализ причин и хода развития происшедших крупных аварий показывает, что, независимо от времени, типа производства и региона, они оказываются поразительно совпадающими, если отвлечься от конкретных технических деталей. 

Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в  оборудовании или отклонений от нормальных процедур ведения процесса.Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль. Ощущение опасности притупляется, восстановление нормального состояния откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.

На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как  правило, неожиданное и редкое... В подобных ситуациях у оператора  не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.

Информация о работе Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте