Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:13, реферат

Описание

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Воздействие хозяйственной деятельности человека по
перемещению грузов и объектов на окружающую среду……….. 3
Глава 2. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с
окружающей средой………………………………………………… 7
Глава 3.Виды и системный характер транспортных аварий и катастроф.. 18
Глава 4.Моделирование и прогнозирование причин возникновения и
возможных последствий транспортных катастроф………………. 24
Глава 5. Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте………. 26
Заключение……………………………………………………………………. 31
Список использованной литературы……………………………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

Транспортные катастрофы.docx

— 65.30 Кб (Скачать документ)

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение    ……………………………………………………………………... 2

Глава 1. Воздействие хозяйственной деятельности человека по

              перемещению грузов и объектов на окружающую среду………..  3

Глава 2. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с

               окружающей средой………………………………………………… 7

Глава 3.Виды и системный характер транспортных аварий и катастроф.. 18

Глава 4.Моделирование и прогнозирование причин возникновения и 

             возможных последствий транспортных катастроф………………. 24

Глава 5. Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте………. 26

Заключение…………………………………………………………………….  31

Список использованной литературы……………………………………….. 32

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом  отношении) транспортную систему, включая  мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем  комфорта и скорости, современный  транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы.

В настоящее время любой  вид транспорта представляет потенциальную  угрозу здоровью и жизни человека и оказывает огромное негативное влияние на окружающую среду, являясь объектом пристального внимания экологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Воздействие хозяйственной деятельности человека по      перемещению грузов и объектов на окружающую среду

    

       Транспортный комплекс , в частности в России, включающий в себя автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта-один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха. Его влияние на окружающую среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов, выхлопных газов от транспортных двигателей и вредных веществ от стационарных источников, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства .Транспорт — один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса. Загрязняющие выбросы в атмосферу от автомобилей по объему более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных средств. Далее идут в порядке убывания воздушный транспорт, морской, железнодорожный и водный. Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, продолжающееся увеличение транспортных потоков, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог-все это приводит к постоянному ухудшению экологической обстановки. Из-за возрастающих объемов перевозок и промышленного развития экологические проблемы достигли драматического уровня во многих крупных городах мира.

     Экологические проблемы, вызываемые дорожными перевозками, могут быть разделены на три основные группы: локальные, региональные и глобальные.

 

                                                         Локальное влияние

К данному виду влияния  относятся:

Влияние на здоровье. Вызывается угарным газом (СО), углеводородами, окислами азота, твердыми составляющими выбросов автотранспорта (включая углерод, сульфаты и свинец), а также вторичными фотохимическими токсинами.

Влияние на гигиенические  условия. Воздействие шума и вибрации от дорожного движения.

Разрушение конструкционных  материалов транспортных средств и  дорожных сооружений под действием серных и азотных составляющих выбросов автотранспорта, а так же оксидов фотохимического происхождения.

Существование автодорожной сети. Само существование дорожной сети оказывает негативное воздействие на окружающую среду, нарушая природный баланс.

Содержание автодорожной сети. Использование солей и других химикатов при зимнем содержании, производство ремонтных работ, удаление растительности вдоль дорог для обеспечения видимости оказывают негативное воздействие на почву, грунтовые воды и растительность. Эти эффекты незамедлительно появляются в большинстве крупных городов вместе с развитием транспортной сети. Они наиболее ощутимы и поэтому лучше изучены.

 

 

                                                 Региональное влияние

Подкисление (ацилирование) почв, происходящее под действием серных и азотных составляющих.

Насыщение воздуха азотом, вызываемое азотными составляющими.

Увеличение концентрации тропосферного (низкоуровневого) озона  и влияние на растительность. Этот эффект вызывается действием вторичных токсинов получающихся из углеводородов и окислов азота.

Разрушение конструкционных  материалов под действием серных и азотных составляющих, а также оксидов фотохимического происхождения.

 

                                                   Глобальное влияние

Парниковый эффект. Вызывается действием углекислого газа (СО2), метана (СН4), озона (О3), фреонов (CFC) и т.д. Истощение слоя стратосферного (высокоуровневого) озона. Вызывается действием фреонов (CFC), оксида азота (N2O).

Глобальные эффекты, особенно парниковый эффект, по расчетам экологов будут иметь долговременное развитие. Это значит, что даже когда вредное  воздействие, вызывающее эти проблемы, будет под контролем, природные  процессы, уже вовлеченные в глобальные изменения, будут продолжаться еще  долгое время.

К основным направлениям экологизации объектов транспорта следует отнести:

  • разработку и применение технологических процессов и производственного оборудования, оказывающих минимальное вредное влияние на природу, сберегающих природные ресурсы;
  • создание замкнутых систем водопользования, систем рекуперации воздуха, рациональных форм сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов;
  • оптимизация потребления ресурсов путем создания безотходных и малоотходных технологий и комплексного использования материальных ресурсов и энергии;
  • рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережение растительного и животного мира; рациональное использование природных топливных ресурсов;
  • энергия солнца, ветра, термальных подземных вод; • — создание на каждом производстве средств защиты окружающей среды (воды, воздуха, почв) от различных видов загрязнений;
  • вторичное использование отходов для нужд производства, а также их переработка для использования населением в хозяйственно-бытовой деятельности;
  • создание зон озеленения для нормализации атмосферного воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей средой

 

       Железнодорожный транспорт постоянно воздействует на природную среду. Уровень воздействия может лежать в допустимых равновесных и кризисных границах.

Воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу обусловлено  строительством дорог, производственно-хозяйственной  деятельностью предприятий отрасли, эксплуатацией железных дорог и  подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др.

Загрязнения от объектов железнодорожного транспорта накладываются на фоновые  загрязнения от хозяйственно-бытовой, культурной, производственной деятельности общества, от объектов теплоэнергетики, промышленности, сельскохозяйственной и других видов деятельности. Часто  в районах станций и узлов, железных дорог фоновые загрязнения  равны или превышают допустимые нормы.

Строительство и функционирование железных дорог требуют изъятия  из природной среды земли, почв, недр, флоры, фауны, ландшафтов. Объекты железнодорожного транспорта потребляют воду, воздух, топливно-энергетические, минеральные ресурсы. Так, для прокладки  одного километра двухпутного полотна  требуется 4 км рельсов массой 300 т, до 4 000 деревянных или железобетонных шпал, тысячи тонн песка и щебня.

Строительство и функционирование железных дорог связано и с  загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые  не должны нарушать равновесие в экологических  системах. Равновесие экосистемы характеризуется  свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах.

Самоочищающаяся способность  природной среды снижается из-за уничтожения и истощения природных  комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живых  организмов, нарушают их развитие и  даже приводят к гибели целых сообществ  и видов.

Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество различных  видов топлива (угля, газа, дизельного топлива, бензина и др.), используемого  для обеспечения производственных процессов, отопления и работы подвижного состава. Количество топлива, потребляемого  подвижным составом, зависит от вида используемых энергетических установок, их мощности, режимов работы, технического состояния.

Основными направлениями  снижения величины загрязнений окружающей среды являются:

  • рациональный выбор технологических процессов для производства готовой продукции и ее транспортирования;
  • применение экологически чистого производственного оборудования и подвижного состава, своевременное их обслуживание и ремонт;
  • использование средств защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии.

        Наиболее опасными с экологической точки зрения объектами железнодорожного транспорта являются промывочно-пропарочные пункты для наливного подвижного состава, пункты дезинфекции вагонов для перевозки животных и биологически опасных веществ, шпалопропиточные и щебеночные заводы, локомотивные и вагонные депо, подвижной состав, перевозящий нефтепродукты и взрывчатые вещества, пункты отстоя подвижного состава и др.

Экологическую безопасность могут нарушать и физические факторы  от объектов железнодорожного транспорта (шум, вибрация, электрические и электромагнитные поля, взрывы, пожары)

Экологические требования при  проектировании железных дорог и  объектов могут быть сформулированы следующим образом:

  • под новые железные дороги и объекты следует изымать строго обоснованное количество земель с учетом минимального ущерба для сельскохозяйственных угодий;
  • плодородный слой почв должен сниматься, храниться и использоваться для восстановления нарушенных земель;
  • нарушенные земли при размещении и строительстве должны подвергаться технической и биологической рекультивации;
  • недопустимы разрушение достопримечательных памятников природы, исторических памятников и охраняемых ландшафтов, вырубка лесов.

Работающие на объекте  железнодорожного транспорта люди обязаны  принимать эффективные меры по предупреждению выхода на аварийные режимы эксплуатации объекта, грозящие авариями и катастрофами; выполнять требования законов и  нормативных актов по охране природы, рациональному использованию и  воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной  среды.

При использовании и транспортировке  химических и взрывоопасных веществ следует строго соблюдать утвержденные правила и нормы перевозки этих веществ.

Для повышения экологической  безопасности функционирующих объектов железнодорожного транспорта ужесточаются требования к обеспечению достоверности  проектных решений как предприятия  в целом, так и его подразделений;

  • обеспечивается строгое выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, транспортных, газовых и других видов магистралей, предупредительного и аварийно-восстановительного оборудования;
  • совершенствуется структура сбора и обработки информации о функционировании производственных и транспортных систем;
  • внедряются автоматизированные системы контроля технического состояния объектов и экологической обстановки;
  • в процессе испытаний производственного и энергетического оборудования, а также строительных конструкций ужесточаются режимы нагрузок с целью выявления докритических дефектов.

Аварии на объектах железнодорожного транспорта чаще всего происходят по следующим причинам: низкое качество изысканий и ошибки при проектировании — 8 %; низкое качество производства строительных работ — 15 %; нарушение правил эксплуатации оборудования и сооружений — 64 %; прочие причины — 13 %.

К наиболее частым сочетаниям опасных факторов, приводящих к экологическому риску и авариям, относятся различные  виды перегрузок, температурные воздействия, неудачные проектные решения, нарушение  правил и режимов эксплуатации оборудования, усталость и старение материала. Факторами экологического риска  при функционировании объектов железнодорожного транспорта являются пожары, взрывы, разгерметизация  емкостей и магистралей с ядовитыми  и взрывчатыми веществами.

Экологические требования к объектам автомобильного и городского транспорта

      Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры.

Информация о работе Этапы развития чрезвычайных ситуаций на транспорте