Восточная торговля Древней руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 05:46, курсовая работа

Описание

Цель работы: посредством всестороннего изучения и обобщения теоретического материала по теме работы, охарактеризовать внешнюю политику Древней Руси и торговые отношения Древней Руси со странами Востока.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Внешняя политика Древней Руси………………………….4
1.1 Общая характеристика внешней политики Древней Руси….4
1.2 Основные торговые связи Древней Руси……………………..6
1.3 Важнейшие торговые пути…………………………………….12
Глава 2. Торговля Древней Руси со странами Востока……………17
2.1 Торговые связи Древней Руси с Византией………………….17
2.2 Торговые отношения Древней Руси и Персии……………….23
Заключение………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………...…25

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.72 Кб (Скачать документ)

Только древние русичи пользовались привилегией беспошлинной торговли в Константинополе. Единственное ограничение, наложенное византийцами, боявшимися вооруженных "руссов", касалось безопасности столицы – Константинополя. Императорский чиновник составлял список гостей (для выдачи содержания) и сопровождал их в город, куда они должны были входить только через одни ворота группами не более 50 человек и без оружия; "руссам" также запрещалось зимовать в пределах Византии. Это положение было продиктовано тем обстоятельством, что княжеские дружинники, лично заинтересованные в торговом обмене не брезговали и пиратством. Как отмечал С.М. Соловьев: "Варяг являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену".

Понятно, что привилегированное  положение "руссов" не могло не вызывать недовольства греков, что  выражалось в неоднократных избиениях  русских купцов. Так, в 1043 г. после подобного их избиения в Константинополе (одного из купцов убили) князь Ярослав был вынужден послать в поход на греков флотилию во главе со своим сыном. Результатом похода явилось восстановление торговых отношений с Византией, которым русские князья придавали большое значение.

В целом же к особенностям внешней торговли Руси IX – начала X в. можно отнести ее масштабность, необычайную организационную сложность и военную поддержку со стороны государства. Дружинники, с которыми князья делились частью собранной дани, были лично заинтересованы в обмене приходившихся на их долю товаров. Для них были характерны необходимая торговцам мобильность, умение постоять за себя и защитить свои товары, т.е. те качества, которые изначально присущи всякой предпринимательской деятельности. Лишь некоторые из княжеских дружинников (прежде всего представители "младшей дружины", "отроки") впоследствии стали профессиональными купцами. Для большинства же других торговля служила лишь временным попутным занятием.

В дореволюционной исторической литературе преобладало мнение об исключительной роли внешней торговли в политической и хозяйственной жизни Древней Руси и значительном личном участии киевских князей в дальних товарообменных операциях.

По версии В.О. Ключевского, внешняя торговля с вызванными ею лесными промыслами, звероловством  и бортничеством (лесным пчеловодством), разработкой естественных богатств являлась господствующим фактором экономической жизни страны на протяжении IX-XIII вв. Он полагал, что издревле в каждой земле существовали старшие города: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк, которые были созданы «успехами внешней торговли». Большинство из них вытянулось длинной цепью по речному пути «из варяг в греки».

Еще одна версия, которая  долгое время бытовала в исследованиях, как дореволюционных, так и советских историков, то, что торговая деятельность была занятием исключительно одних общественных верхов, князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан. На недостаточность такого мнения обратил внимание Б.А. Рыбаков, которому удалось установить, что для оснащения парусной флотилии из 400-500 судов требовалось задействовать 2000 ткацких станков и организовать работу женщин 80-100 деревень в течение всей зимы. Также необходимо было вырастить лен и коноплю, спрясть пряжу и изготовить примерно 20 тыс. м. корабельных канатов. Число судов в торговом караване измерялось трехзначной цифрой, и каждая ладья вмещала по 20-40 человек. Строительство торгового флота происходило в зимнее время и занимало часть весны. Конечные пункты сбора кораблей (от Новгородской земли до Киева) отстояли друг от друга на расстоянии 800-1200 км. Таким образом, ежегодный сплав ладей по Днепру требовал колоссальных совместных, согласованных усилий многих тысяч людей, «государственного подхода» к делу изготовления флота.

Новейшие археологические  изыскания подтвердили обоснованность концепции В.О. Ключевского о становлении русских городов под влиянием и в связи с развитием внешней торговли. К середине X века в Византии официально были «аккредитованы» 20-22 русских посла. Им были подотчетны до 50 купцов, каждый из которых имел на своем попечении несколько ладей. Ежегодно к Царьграду отправлялось 100-120 русских судов, способных обеспечить перевозку до 200 т. груза.

Суммируя результаты изучения русской внешней торговли X – начала XIII вв. можно сделать вывод, что внешняя торговля затрагивала не только верхушку древнерусского общества, но и рядовое население.

Фактически география  торговых связей Древней Руси была гораздо шире. В XI-XIII вв. интенсивно развивались ее отношения с Францией, Северной и Южной Германией, Италией, Польшей, Чехией, Венгрией, Швецией и другими странами и землями Европы.

Русские также торговали  с печенегами, половцами и другими  кочевыми народами.

 

 

1.3   Важнейшие торговые  пути

Древние славяне обычно строили  свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения  хозяйства. Водные пути играли выдающуюся роль и были главными или единственными  торговыми путями сообщения. Важнейшими торговыми путями Древней Руси были следующие.

1) Самым замечательным из них  был тот, который носил название  Великого водного пути, - путь  «из варяг в греки», начинавшийся  из Варяжского моря, по озеру  Нево, по рекам Волхов и Днепр  выходивший в Чёрное море, Балканскую  Болгарию и Византию (этим же  путём, войдя из Чёрного моря  в Дунай, можно было попасть  в Великую Моравию).

Параллельно ему существовал также  и Восточный водный путь -- через  Волгу и Каспий. Великий Волжский путь («путь из варяг в арабы»), шедший от города Ладога на Каспий и  далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье.

2) Из других Водных путей отметим  следующие:

- Киево-новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильменя,  с путем варяжским.

- Водный путь из Новгорода  на север и северо-восток:

а) заволочский: pp. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина,

б) к реке Каме, пройдя весь заволочский  путь, шел по pp. Вычегде, Сев. Кельтме  и Южн. Кельтме.

в) к р. Печоре -- по тому же заволочскому пути, затем по pp. Вычегде, Сев. Мылье  и Южной Мылье.

г) С р. Камы на Печору ходили по pp. Вишере и Колье.

д) Водный путь новгородцев за Урал шел по pp. Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби; по pp. Печоре, Усе, Ельцу, Соби и  Оби.

- Водный путь, соединяющий Озерную  область с Белым морем -- от  города Онеги вверх по р.  Онеге до устья р. Кены, по  р. Кено, Кенозером, р. Почей  через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда 6-тиверстным волоком на р. Череву, по pp. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива. Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 г., не позже начала XII в. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.

- Водный путь из Новгорода  по pp. Волге и Оке: pp. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и  Ока. Этот путь был одним  из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволожье; но были еще и другие, как-то:

а) из оз. Ильменя через речки  Полу и Явонь с переволоком  к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку  и ею в р. Волгу;

б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи  и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера  в Волгу Шексною.

- Водный путь между Псковом  и Новгородом: pp. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.

- Моложский водный путь из  Озерной области к Волге шел,  как полагает Ходаковский, или  от озера Нево посредством  pp. Сяси и Боложи до Волока  Хотьславля (в нынешнем Тихвинском  уезде), или же от Волока Держковского  на Мсте к озеру Печенову  по pp. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.

- Владимирский водный путь из  Поволжья шел или через Переяславское  оз., или по р. Солме к верховьям  р. Нерли, впадающей в Клязьму  несколько ниже г. Владимира.

- Ростовский водный путь вел  по прав. притоку Нерли, Солме,  к верховьям р. Сарры, вливающейся  с юго-зап. в Ростовское озеро.

- Водные пути, соединяющие pp. Днепр  и Дон с Волгою:

а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой  вежи) и волок;

б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус -- или Орель, Берестовая, Сев. Донец;

в) pp. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга;

г) pp. Дон, Шать, Упа, Ока;

д) pp. Дон, Сосна, Зуша, Ока;

е) pp. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.

- Водные пути из Варяжского  моря к Пскову и Изборску: а)  по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р.  Нарова, оз. Чудское.

Плавание по рекам тогда было трудным и опасным. Древнерусским  судам - ладьям -- приходилось преодолевать и каменистые участки -- пороги, и  по сухопутным путям волоком добираться от одной реки до другой. Но русские купцы не боялись далеких путешествий и вели интенсивную торговлю. Вот почему уже к концу Х века новгородские гости - так тогда называли купцов из-за их мирных намерений, связанных только с желанием торговать, - освоили почти весь русский Север от берегов Финского залива до самого Урала.

Русские купцы вывозили в Западную Европу меха и кожи, «рыбьи зубы», так  тогда назывались моржовые клыки, а  также лен, сало и мед. Обратно  везли серебро и медь, стекло, различные изделия из золота, ткани  и оружие.

Особенно активно торговали  с Русью купцы из северных немецких городов, их называли варяжскими гостями, поскольку варягами русские люди называли каждого человека, который  приплыл к ним из-за моря.

Только с конца XVII века это название прочно связалось с теми, кто приезжал на Русь из Германии. Таким образом, удобные водные пути способствовали развитию торговых связей Руси с другими государствами Европы и Азии, ведь по рекам можно было добраться до Волги, а оттуда через Каспийское море и до Средней Азии.

3) Кроме того, существовал и сухопутный  путь, начинавшийся в Праге и  через Киев, выходивший на Волгу  и далее в Азию.

А также Западный путь -- вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном  море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

4) Одним из замечательных достижений  древних цивилизаций по праву  считается Великий Шелковый Путь. Разветвленные сети караванных  дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги - одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию и другая, ведущая с Востока, из Ханьской Империи в Среднюю Азию.

Великий Шелковый путь начинался в  Риме и через Средиземное море выходил к сирийскому городу Гирополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вел в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок начинался в Арее (Герат). Отсюда дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую (Мерв), отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.

Третья трасса Великого Шелкового  Пути - Степной Путь, проходил к северу от Средней Азии. Он начинался в городах Северного Причерноморья, далее - через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекал южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через южный Казахстан выходил на Алтай и Восточный Туркестан, где соединялся с основной трассой Великого Шелкового Пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг.

  

Глава 2. Торговля Древней Руси со странами Востока

2.1   Торговые связи  Древней Руси с Византией

"Восток" - столь же неопределенное  и относительное понятие, что  и "Запад". Каждый из восточных соседей Руси находился на разном культурном уровне, и каждый был наделен своими специфическими чертами.

В историко-экономической  литературе при характеристике внешнего рынка России XVI в. нередко обращается внимание почти исключительно на торговлю со странами Западной Европы и упускается из виду торговля с восточными странами (Турцией, Персией, Средней Азией и т. д.). Между тем торговые связи Москвы с Востоком в это столетие были очень широкие, а по мнению некоторых исследователей, играли даже «в общем внешнем товарообороте России первенствующую роль».В результате распада Римской империи в 395 г. образовалось новое государство — Византия (Восточная Римская империя), претендовавшая на мировое господство. Среди ее многонационального населения преобладали греки.

В Византийской империи закрепилась доктрина божественного  происхождения императора. Союзницей и опорой централизованного государства являлась христианская Церковь, распространившая свое влияние на смежные с империей народы. Значительное влияние христианская Церковь оказала также и на славян.

Наибольшего расцвета Византия достигла в период правления  императора Юстиниана (527—565). При нем окрепла экономика, активизировалась внешняя торговля, расширились торговые пути и активно осуществлялся захват территорий.

Византия оказала  существенное влияние на новгородско-киевские народы и народы южноевропейских регионов, с которыми поддерживались торговые связи. Развитие торговли способствовало установлению сложившихся порядков обмена и продажи товаров и введению пошлинных отношений.

Информация о работе Восточная торговля Древней руси