Таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание

Рассмотрение таможенных платежей в Российской Федерации. Изучение роли таможенных платежей в совершенствовании экономической политики. Нормативно-правовые акты, регулирующие таможенные платежи.

Содержание

Введение 3
1. Таможенные платежи в Российской Федерации 4
2. Роль таможенных платежей 6
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Таможня_платежи-роль.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Основное  назначение вывозной пошлины на современном  этапе заключается в том, что она является способом изъятия сверхприбыли у добывающих компаний. Система обложения таможенными платежами внешнеторговых операций более эффективна по сравнению с внутренним налогообложением, так как основные потоки внешней торговли можно контролировать с меньшими затратами, чем множество индивидуальных налогоплательщиков.

     Назначение  вывозной таможенной пошлины для  развития экономики страны заключается  не столько в объеме мобилизованных в федеральный бюджет доходов, сколько в обеспечении развития обрабатывающей промышленности. Экспортная пошлина увеличивает стоимость вывозимого сырья, что при достижении ее определенного уровня позволяет сделать переработку сырья на внутреннем рынке более выгодной, чем его вывоз за рубеж. Бесконтрольный вывоз сырьевых продуктов подрывает производственную базу российских компаний. Производство готовой продукции позволяет перераспределять добавленную стоимость в пользу российской экономики, так как очевидно, что ее доля в обрабатывающих отраслях гораздо выше, чем в добывающих.

     Вышеизложенные  положения позволяют обобщить и  уточнить роль таможенных платежей в современной экономике:

     - таможенные платежи создают стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара при его движении на внутренний рынок страны или вывозимого сырья на мировой рынок;

     - избирательно повышая либо понижая ставки таможенных платежей применительно к таможенным пошлинам, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики;

     - таможенные платежи (в разрезе ввозных пошлин) защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и создают национальным производителям условия, позволяющие им конкурировать с иностранными товаропроизводителями;

     - таможенные платежи широко используются в качестве рычага давления на страны-экспортеры с целью заставить их пойти на определенные уступки;

     - таможенные платежи являются  эффективным инструментом интеграции страны в мировую экономику, обеспечения ее конкурентоспособности на международных рынках. 5

     Под таможенными платежами понимаются таможенные пошлины и сборы, федеральные налоги, взимаемые при пересечении товарами таможенной границы Российской Федерации и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, назначение которых заключается в регулировании ввоза и вывоза товаров через таможенную границу, формировании доходов федерального бюджета, компенсировании затрат таможенных органов на оказание таможенных услуг.

     В ходе исследования было установлено, что  таможенные платежи формируются под влиянием определенной системы факторов. Она состоит из четырех групп: объема, структуры и географической направленности внешней торговли; мер внешнеторговой политики; спроса производства и населения; деятельности таможенных органов.

     Сумма таможенных платежей находится в  прямой зависимости от стоимостных показателей внешней торговли. Величина таможенных платежей зависит от того, какие товары преобладают во внешнеторговом потоке – облагаемые по более высоким или более низким ставкам.

     Товары, ввозимые из стран дальнего зарубежья, обычно облагаются высокой ставкой таможенных платежей. Это обусловлено тем, что со странами СНГ Россия образует зону свободной торговли.

     Воздействие мер проводимой внешнеторговой политики обусловлено объективными экономическими законами. Поступления от повышения пошлин на определенный товар обратно пропорциональны эластичности спроса. При высокой эластичности повышение пошлин ведет к падению потребления товара и, соответственно, к снижению его импорта и сокращению таможенных платежей. При низкой эластичности спроса сравнительно высокие ставки дают большие поступления, но вызванный ими рост внутренних цен ведет к усилению инфляции и снижению жизненного уровня населения. Поэтому потребности в доходах бюджета обычно удовлетворяют путем повышения пошлин на товары не первой необходимости. Однако чем выше эластичность спроса на импортируемый товар, тем ниже оптимальная ставка с точки зрения получения максимального объема платежей.

     Снижение очень высоких ставок таможенных пошлин способствует уменьшению масштабов уклонения от их уплаты: доля официально зарегистрированных операций увеличивается, поступление таможенных платежей растет. Обычно снижение особо высоких тарифных ставок (метод «концертино») может привести к росту поступлений, в то время как пропорциональное («радиальное») снижение всех ставок обуславливает и снижение получаемых доходов. Если же происходит сокращение  уровня ставок таможенного тарифа при наличии значительного объема количественных ограничений импорта, то возрастания поступлений таможенных платежей может не произойти. Снижение доходов от импорта может происходить и вне зависимости от уровня ставок таможенного тарифа. Это возможно в случае сокращения национального дохода и снижения курса национальной валюты, что приведет к уменьшению объемов импорта. Сумма взимаемых таможенных платежей зависит от спроса производства и доходов населения. Чем выше доходы населения, тем больше импортных товаров оно обычно покупает и тем выше будут поступления в федеральный бюджет. Величину таможенных платежей также обуславливает импортозамещающее производство, которое нуждается во ввозе сырья, комплектующих, полуфабрикатов, технологического оборудования.

     Таможенные  органы воздействуют на величину таможенных платежей путем противодействия  уклонению от их уплаты. Кроме того, сокращение продолжительности таможенного оформления и таможенного контроля также позволяет увеличить сумму таможенных платежей.

     Таможенные  платежи занимают важное место в  доходах федерального бюджета. Это  обусловлено расширением участия  страны в международной торговле. Однако рост таможенных платежей в  значительной степени отражает неблагоприятную для развития российской экономики товарную структуру внешнеторговых операций, которая в разрезе экспортных операций в основном представлена сырьевыми товарами, а в разрезе импортных – готовой продукцией. Увеличение стоимостных объемов внешнеторгового оборота России обусловлено главным образом ростом экспорта, который, в свою очередь, является следствием улучшения мировой конъюнктуры, в основном на рынках энергоносителей. Но несмотря на то, что стоимостные объемы экспорта ежегодно возрастают более чем на четверть, физические объемы экспорта снижаются. Для импорта России характерен устойчивый рост. Однако индексы физического объема и средних цен импорта, рассчитанные на основе данных таможенной статистики, показывают, что физические объемы импорта увеличиваются ежегодно более чем на 20 %, в то время как стоимостные объемы импорта возрастают не столь существенно. Такая динамика и структура внешнеторговых операций определяют соответствующие показатели таможенных платежей и прежде всего возрастание их значения в федеральных доходах. 6

 

Заключение 

      В настоящее время таможенные платежи  составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

      С учетом изложенного можно сделать  вывод о том, что в современных  условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в  целом и разработке предложений  по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

      1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

      2. Защита  отечественного   рынка  и   создание   возможностей   для  развития национального производства.

      3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

      4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

      5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

      Очевидно, что при разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок. 
 

 

Список литературы 

  1. Ермилов В.Г. Проблемы таможенной политики России // Финансы. – 2009. - №8. -  C. 17-21.
  2. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2009.-274 с.
  3. Вахрин П.И. Таможенное право Российской Федерации: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2009.-278 с.
  4. Колесов А.С. Оценка таможенной политики России// Финансы.- 2009.- № 4.- С. 8-16.
  5. Таможенное право России/ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009-238 c.
  6. Таможенная политика: Пер. с англ./ Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
  7. Таможенное право России: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 518 с.
  8. Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и таможенная политика// Финансы.- 2008.- № 3.- С. 61-66.

Информация о работе Таможенные платежи