Виды таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание

Обязательный характер таможенных платежей основан на конституционной норме (ст.57 Конституции РФ), согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. В специальной литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для всего массива нормативных актов о налогах и сборах», а так же и иных нормативных актов о фискальных платежах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (3).docx

— 37.69 Кб (Скачать документ)

                                     1.  Виды таможенных платежей

Обязательный  характер таможенных платежей основан  на конституционной норме (ст.57 Конституции  РФ), согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные  налоги и сборы. В специальной  литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для  всего массива нормативных актов  о налогах и сборах», а так  же и иных нормативных актов о  фискальных платежах. Отсутствие в  формулировке названной статьи Конституции  РФ указаний на другие платежи, установление которых возможно отраслевым законодательством, например пошлин, не изменяет характера  названных платежей, хотя и в значительной мере затрудняет применение к ним  основного закона. Пункт 2 ст. 318 ТКТС гласит, что таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей (ст. 5 Закона о таможенном тарифе, ст.11 ТКТС, ст. 8 НК).

Установление  таможенных платежей представляет собой  сложный, с позиции законотворческой техники, процесс. Его суть заключается  в необходимости не просто закрепить  перечень таможенных платежей, но и  определить все существенные элементы его состава: плательщика, объект обложения, базу, ставку, порядок исчисления, порядок  и сроки уплаты.  При установлении таможенных платежей применяются нормы  как таможенного, так и налогового законодательства. При этом перечень таможенных платежей сдержится в ст. 318 ТКТС. Раздел 3 ТКТС полностью посвящен таможенным платежам. В нем закреплены как общие положения, относящиеся к таможенным платежам, так и порядок их исчисления, уплаты, принудительного взыскания и другие вопросы. Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, входит в компетенцию Правительства РФ, в частности установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов за оформление, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же подробно регламентирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к налогам, взимаемым в области таможенного дела. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом.

В качестве объединяющего фактора выступает  то, что обязанность по уплате таможенных платежей продиктована совершением  действий, направленных на перемещение  товаров через таможенную границу  Российской Федерации. Некоторые особенности  имеют таможенные сборы, уплачиваемые за совершение действий , непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, по таможенному сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений российского законодательства, в соответствии с которым происходит ввоз (вывоз) товаров.

Контроль  за уплатой таможенных платежей осуществляют таможенные органы. В соответствии со ст.403 ТКТС названные органы выполняют функции по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей, принятию мер по их принудительному взысканию.

Таможенные  платежи играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе  доходов в качестве налоговых (налоги, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Более трети  всех доходов федерального бюджета  формируется за счет поступления  от их уплаты. Однако таможенные платежи  должны иметь значимость для всей бюджетной системы страны. Их распределение  между бюджетами следует осуществлять с учетом региональных интересов.

Таким образом, таможенные платежи представляют собой систему обязательных платежей, установленных таможенным и налоговым  законодательством РФ, взимаемых  таможенными органами в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу и подлежащих перечислению в бюджетную систему  России.

Действующее таможенное законодательство (ст. 318 ТКТС) к числу таможенных платежей относит:

  1. Ввозную таможенную пошлину;
  2. Вывозную таможенную пошлину;
  3. НДС, взимаемый при ввозе на таможенную территорию РФ;
  4. Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  5. Таможенные сборы за оформление, за таможенное сопровождение и за хранение товаров.

В соответствии с законодательством России о  мерах по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Активное  использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет  им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут  быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие  иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и  др.

Регулирующая  функция таможенных платежей содержит широкий спектр экономических мер - от проктеционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений в целях насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Истории мирового хозяйства известны два диаметрально противоположных фланга внешнеторговой политики: автаркия – изоляция от внешнего мира (полная или частичная) и фритредерство – свободная торговля. Средствами их реализации служат соответственно протекционизм – система мер защиты внутреннего рынка и обеспечения интересов отечественного производителя, а так же либерализация, допускающая свободу конкуренции в угоду потребителю. Каждое из этих направлений таможенной политики имеет свои положительные и отрицательные характеристики.

Наиболее  важную роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности Российской Федерации играют импортные таможенные пошлины, взимаемые с товаров, ввозимых в страну из иностранных государств. Их регулирующее воздействие выражается в соответствующем удорожании импортируемого товара, но не ограничивается этим. Они дают так же возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. Тем самым они воздействуют на рынок сбыта промышленности и сельского хозяйства и что немаловажно, на рынок рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.

Средства, поступающие в бюджетную систему  от уплаты таможенных платежей, являются одним из основных источников доходов  федерального бюджета. В этом проявляется  фискальная функция платежей. 
 

     2. Таможенная пошлина 

Центральное место в системе таможенных платежей занимает таможенная пошлина. Таможенный тариф (свод ставок таможенных пошлин) является наиболее распространенным и  широко применяемым мировым сообществом  инструментов государственного воздействия  на внешнеэкономическую деятельность и на обеспечение национальной безопасности. Большинство государств мира использует его в качестве мощного фактора  воздействия на национальную экономику.

Таможенная  пошлина существует наряду с налогами и сборами в финансовой системе  государства, а ее особое место в  системе обязательных платежей предопределено следующими характеристиками:

Таможенная  пошлина – обязательный взнос  в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу  предпринимательской деятельности;

Она опосредована процессом перемещения грузов через  таможенную границу России и является и является средством для достижения такой цели;

Это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности  перемещать грузы через таможенную границу;

Она не обладает признаком регулярности, так  как обязанность по уплате таможенной пошлины возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенное правоотношение;

Право уплаты таможенной пошлины может  быть делегировано иным заинтересованным лицам;

Её уплата обеспечивается принудительной силой  государства.

Таким образом, таможенная пошлина фактически представляет собой обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый  таможенными органами при ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров  с этой территории, а так же в  иных случаях, установленных таможенным законодательством, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Таможенная  пошлина используется в целях:

Рационализации  товарной структуры ввоза товаров  на территорию Российской Федерации;

Поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории России;

Создание  условий для прогрессивных изменений  в структуре производства и потребления  товаров в стране;

Защиты  экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечения условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую  экономику.

Названные цели диктуют применение различных  таможенных пошлин, которые можно  классифицировать по характеру внешнеторговой операции, по порядку введения, в  зависимости от страны происхождения  товаров, по способу начисления и  другим основаниям.

По способу  взимания таможенные пошлины классифицируются на адвалорные, специфические и комбинированные. Фактически в основу такого деления положены виды ставок таможенных пошлин, закрепленные в ст. 4 Закона о таможенном тарифе.

Адвалорные  ставки представляют собой величину начислений, выраженную в процентах, на единицу таможенной стоимости  товара. Обычно они применяются при  обложении товаров, имеющих различные  качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Их использование  позволяет поддерживать высокий  уровень защиты внутреннего рынка  в условиях частых колебаний цен  на импортные товары.

Специфические ставки представляют собой установленную  величину начислений в денежном выражении  на единицу облагаемых товаров.

Комбинированные ставки сочетают оба вида таможенного  обложения. Их использование наиболее благоприятно сказывается на бюджете, поскольку величина таможенной пошлины определяется по наибольшему показателю.

3. Важным элементом для правильного исчисления таможенных пошлин и налогов является таможенная стоимость товаров, которая определяется исключительно для целей исчисления таможенных платежей. Развитие внешнеторговых связей остро поставило проблему унификации методологии определения таможенной стоимости. Первые попытки регламентации правил определения таможенной стоимости появились в тексте ст.7 ГАТТ 1947 г. В ней говорилось, что основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товаров отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках.

К числу  таможенных платежей относятся налог  на добавленную стоимость (НДС) и  акцизы. Они образуют собой группу налогов, взимаемых с товаров, ввозимых на территорию РФ из-за границы. Отличительной  особенностью данных налогов является их существование как внутригосударственных  фискальных платежей, с одной стороны, так и в роли пограничных    уравнительных налогов-с другой. Пограничными      они    называются, поскольку взимаются  при перемещении товара через  таможенную границу, уравнительными - в силу          обложения ввозимого товара налогом  по ставкам, применяемым к товарам  национального производства, что  позволяет уравнять его с отечественным  аналогом.

Налог на добавленную стоимость получил  широкое распространение, несмотря на то, что является одним из самых  молодых налогов. Он был введен во Франции в 1958 г. по предложению французского экономиста М. Лоре. С тех пор его используют более чем в 40 странах мира. НДС взимается при ввозе товаров в Россию, что, с одной стороны, способствует, защите внутреннего рынка путем удорожания импортных товаров, а с другой увеличивает приток денежных средств в государственную казну.

Информация о работе Виды таможенных платежей