Таможенные органы как агенты валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:10, реферат

Описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные понятия……………………………………………………………...4
Понятие валюты и валютных ценностей………………………...........4
Валютный контроль. Агенты валютного контроля…………………..8

Таможенные органы как агенты валютного контроля……………………..14
Таможенные органы как агенты валютного контроля………...........14
Ответственность за не соблюдение валютного и таможенного законодательства……………………………………………………….16
Паспорт сделки…………………………………………………...........18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 47.63 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Основные понятия……………………………………………………………...4
    1. Понятие валюты и валютных ценностей………………………...........4
    2. Валютный контроль. Агенты валютного контроля…………………..8

 

  1.  Таможенные органы как агенты валютного контроля……………………..14
    1. Таможенные органы как агенты валютного контроля………...........14
    2. Ответственность за не соблюдение валютного и таможенного законодательства……………………………………………………….16
    3. Паспорт сделки…………………………………………………...........18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

 

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация внешнеэкономической  деятельности и предоставление права  выхода на внешний рынок практически  любому хозяйствующему субъекту, включая  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, привели к возникновению  новой для российской экономики  и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических  лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных  организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит  незаконная реализация российскими  предпринимателями прав на осуществление  внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины  существования этой системы - непривлекательность  инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для  собственных предпринимателей.

Цель данной работы определить, что входит в компетенцию таможенных органов в области валютного  контроля в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Понятие валюты и валютных ценностей

Валюта - это денежная единица  страны, используемая для измерения  величины стоимости товаров.

Понятие валюты применяется  в трех значениях:

1) денежная единица данной  страны, используемая во внешнеэкономических  связях и международных расчетах  с другими странами (национальная  валюта) - рубль Российской Федерации,  доллар США, евро и так далее,  выраженная в том или ином  ее типе (золотая, серебряная, бумажная);

2) денежные знаки иностранных  государств (иностранная валюта), а  также кредитные и платежные  документы, выраженные в иностранных  денежных единицах и применяемые  в международных расчетах;

3) международная (региональная) денежная расчетная единица и  платежное средство (СДР, арабский  расчетный динар, андское песо  и другие).

В период металлического обращения  в качестве денег использовалось золото и серебро. На современном  этапе в качестве валюты применяются  бумажные деньги. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании  и валютном контроле" в статье 1 (п.1) так определяет впервые введенное  в оборот понятие " валюта Российской Федерации ":

- денежные знаки в виде  банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в  качестве законного средства  наличного платежа на территории  Российской Федерации, а также  изымаемые либо изъятые из  обращения, но подлежащие обмену  указанные денежные знаки;

- средства на банковских  счетах и в банковских вкладах;

К валютным ресурсам относятся:

- ценные бумаги, выраженные  в рублях, платежные документы  (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые  ценности (акции, облигации) и  другие долговые обязательства;

- иностранная валюта - денежные  знаки в виде банкнот, казначейских  билетов, монет, находящихся в  обращении в других государствах, средства на счетах в денежных  единицах иностранных государств  и международных расчетных единицах;

- валютные ценности:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в  иностранной валюте;

 в) драгоценные металлы  - золото, серебро, платина и металлы  платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутенний и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;

г) природные драгоценные  камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры  и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением  ювелирных и других изделий из этих камней и лома таких изделий.

Порядок и условия отнесения  изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым  изделиям и лому по Закону устанавливает  Правительство Российской Федерации.

 К валютным ценностям  также относятся облигации внутреннего  государственного валютного займа,  которые могут покупаться и  продаваться за рубли и иностранную валюту в стране, но, к сожалению,  свободный вывоз их из России запрещен.

Одной из важнейших задач, решаемых данным Законом, является защита валюты Российской Федерации, для чего закреплены значительные полномочия за Центральным банком Российской Федерации. В частности, Банк России определяет порядок приобретения и использования  российской валюты иностранными фирмами. Кроме того, Банком совместно с  таможенными органами устанавливаются  правила ввоза (вывоза) и пересылки  российских рублей через границу, обязательные для всех предприятий и фирм, выполняются  другие функции.

Валюта подразделяется на свободно конвертируемую, частично конвертируемую и неконвертируемую (замкнутую).

Свободно конвертируемая валюта - это денежные единицы, свободно и неограниченно обмениваемые на другие иностранные валюты и международные платежные средства, в любой форме и во всех видах операций.

В эту категорию входят: доллар США, Евро, фунт стерлингов Великобритании, японская иена, некоторые другие. Эти  валюты наиболее активно используются в международных расчетах, всегда имеются в достаточном количестве на мировом валютном рынке и накапливаются  в валютных резервах стран мира. Режим функционирования свободно конвертируемой валюты на практике означает отсутствие каких-либо валютных ограничений.

Частично конвертируемая валюта - это национальная валюта стран, конвертируемость которых в той  или иной степени ограничена для  определенных держателей, а также  и по отдельным видам обменных операций. Этот вид валюты обменивается только на некоторые иностранные  валюты и используется не во всех внешнеторговых сделках. В эту группу входят валюты большинства развитых и развивающихся стран. Степень конвертируемости валюты определяется государством в специальных законодательных актах. Законом так же  устанавливается порядок и перечень иностранных валют, на которые может обмениваться национальная валюта, а также количественное выражение такого обмена, разрешается купля-продажа валюты на валютных рынках, указывается круг субъектов таких сделок. Закон также регулирует круг и степень ограничения валютообменных операций, условия и порядок их осуществления. Обратим внимание, что это касается внешнеторговых сделок, купли-продажи валюты, открытия валютных счетов.

В зависимости от широты круга лиц и операций, связанных  с использованием валюты, выделяют также понятие внешней конвертируемости (ограниченной), которая распространяется только на иностранных физических и юридических лиц и только в текущих (а чаще всего - лишь во внешнеторговых ) расчетах .

Существует также понятие  внутренней конвертируемости национальной валюты, под которым нужно подразумевать возможность для граждан и организаций страны - резидентов производить покупку иностранной валюты за национальную и оплачивать внешнеторговые сделки без ограничений. Без солидных инвестиций в иностранной валюте,  резюмирует он, особенно на начальной стадии внедрения, внутренняя конвертируемость невозможна.

Неконвертируемая (замкнутая) валюта - это национальная валюта, функционирующая  в пределах одной страны и не подлежащая обмену на другие иностранные валюты. К замкнутым валютам относятся  валюты стран, которые устанавливают  различные ограничения и запреты  на покупку и продажу иностранной  валюты, на ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты, а также  применяют иные меры валютного регулирования.

Покупка и продажа иностранной  валюты производится через банки, получившие лицензию Банка России на совершение валютных операций.

1.2.  Валютный контроль. Агенты валютного контроля. Права  и обязанности Агентов валютного  контроля

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение (по 4 изданию учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Важнейшиe органы валютного контроля России:

  • Правительство России
  • Центральный банк РФ («Банк России»)

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Внешэкономбанк» и некоторые другие агенты.

Агенты валютного контроля  - это кредитные организации, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции валютного контроля (Например: Таможенные органы, Налоговые органы). Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций.

Согласно статье 22 Федерального закона РФ «О Валютном регулировании  и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 года, агентами валютного контроля также являются государственная  корпорация "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)", а  также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы).

Права агентов валютного  контроля

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют  право:

1) проводить проверки  соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки  полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать  документы и информацию, которые  связаны с проведением валютных  операций, открытием и ведением  счетов. Обязательный срок для  представления документов по  запросам органов и агентов  валютного контроля не может  составлять менее семи рабочих  дней со дня подачи запроса.

4) в целях осуществления  валютного контроля агенты валютного  контроля в пределах своей  компетенции имеют право запрашивать  и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие  личность физического лица;

2) документ о государственной  регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие  статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

Информация о работе Таможенные органы как агенты валютного контроля