Система источников таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. ХХ в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права1. Таможенное право (как отрасль российского права) можно определить как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Общая характеристика источников таможенного права……………..5
Глава 2. Киотская конвенция как основной кодифицированный
международно-правовой акт в международном таможенном
праве……………….……………………………………………………………...13
2.1. Киотская конвенция до принятия Протокола 1999 года…………………13
2.2. Киотская конвенция в редакции Протокола 1999 года…………………...15
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_таможенное право.docx

— 62.53 Кб (Скачать документ)

     Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного  дела в Российской Федерации, а также  такие принципы как: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования  и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы, так или иначе, имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому регулированию в Российской Федерации и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.

     Многие  другие нормы Конституции РФ также  имеют прямое отношение к таможенно-правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.

     Что  касается Таможенного Кодекса Российской Федерации, то он утратил силу с 29 декабря 2010 года, за исключением пункта 1 статьи 357.10 (ставки таможенных сборов), в связи с принятием Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Пункт 1 статьи 357.10 утрачивает силу с 1 октября 2011 года.

     Относительно  новым законом в области таможенного  дела является Федеральный Закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который был принят 27 ноября 2010 г. и вступил в силу 29 декабря 2010 г. Этот Закон является основным, так как в соответствии с ним принимаются все остальные федеральные законы3.

     Целями  данного Закона в соответствии со статьей 1 являются4:

     1) обеспечение выполнения Российской  Федерацией международных договоров,  составляющих договорно-правовую  базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

     2) обеспечение экономической безопасности  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами;

     3) совершенствование государственного  управления в сфере таможенного  дела;

     4) обеспечение соблюдения прав  и законных интересов лиц, осуществляющих  деятельность, связанную с ввозом  товаров в Российскую Федерацию  и их вывозом из Российской  Федерации, лиц, осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела, а также иных лиц, реализующих  права владения, пользования и  распоряжения товарами, ввезенными  в Российскую Федерацию и вывозимыми  из Российской Федерации;

     5) создание условий для развития  внешнеэкономической деятельности  и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного  дела.

     Согласно  п.3 ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таким актам можно отнести: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и др.

     Далее рассмотрим последнюю группу источников таможенного права – подзаконные  акты. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты играют менее значимую роль в таможенно-правовом регулировании. В основном такие акты посвящены регулированию второстепенных вопросов в соответствии с законами и во исполнении законов.

     Тем не менее, такие акты необходимы для  системности правового регулирования  в сфере таможенного дела. Они  служат связующим звеном между законами и непосредственным правоприменением, конкретизируют нормативные предписания, приближая их к реалиям жизни.

     Указы Президента РФ относятся к источникам таможенного права в соответствии с п. 6 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации». Так, в нем  сказано, что правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться указами Президента Российской Федерации.

     На  основании и во исполнение федеральных  законов в области таможенного  дела в Российской Федерации, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации (п.7 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

     Что касается правовых актов иных федеральных  органов исполнительной власти (ФТС РФ, Центрального Банка РФ и др.), они принимаются только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (п.8 ст. 4 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

     Таким образом, мы рассмотрели систему  источников таможенного права в  целом.

     Следующая глава будет целиком посвящена  Международной конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур 1973 г. Мы остановимся именно на этой Конвенции, т.к. данный документ является основным кодифицированным международным  актом в международном таможенном праве. Также необходимо отметить, что Таможенный кодекс таможенного союза разработан именно на основе Киотской конвенции.

2. Киотская конвенция как основной кодифицированный

международно-правовой акт в международном таможенном праве

 
 

2.1. Киотская конвенция  до принятия Протокола  1999 года 

      Впервые международно-правовые нормы, касающиеся практически всех таможенных процедур в целом, были сформулированы в Конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятой ВТаО 18 мая 1973 г. в г. Киото (Япония) и вступившей в силу 25 сентября 1974 г. (далее – Киотская конвенция). Эта международная таможенная конвенция была разработана Постоянным техническим комитетом ВТаО и включала 19 статей основного текста и 31 Приложение, являвшихся неотъемлемой частью Конвенции и фактически представлявших собой самостоятельные конвенции по отдельным таможенным процедурам: ввоз, вывоз, таможенный транзит, таможенный склад, свободная зона, временный вывоз и т. д.

     Приложения  Конвенции имели своей целью  упрощение и гармонизацию таможенных процедур. Каждое Приложение включало в себя, в частности, определения  основных таможенных терминов, используемых в нем, нормы, общее применение которых  признавалось необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур, рекомендуемую практику в  виде положений, которые признаны прогрессивными в плане гармонизации и упрощения  таможенных процедур, и максимально  широкое применение которых считалось желательным. Договаривающиеся стороны Киотской конвенции взяли на себя обязательство содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью обеспечивать соблюдение норм и рекомендуемой практики, указанных в Приложениях.

     Недостатком Киотской конвенции явилось то, что  в ней отсутствовали общие  обязательные положения, касающиеся регулирования  всех таможенных процедур. Условием участия государств в Конвенции было принятие как минимум одного из ее Приложений, что в значительной степени не способствовало должному сближению правового регулирования таможенных процедур в государствах-участниках Конвенции.

     В Киотской Конвенции участвовало 60 государств мира, на долю которых приходилось 70 % внешнеторгового оборота России, в том числе США, Канада, Япония, Австралия, Европейское сообщество5. Следует согласиться с мнением, К. К. Сандровского о том, что Киотскую конвенцию без преувеличения можно считать «своеобразным кодексом поведения государств в их таможенных отношениях друг с другом»6.

     Принятая  в 1973 г. Киотская конвенция в дальнейшем очень быстро перестала соответствовать потребностям развития таможенных процедур, и поэтому с начала 90-х годов в рамках ВТаО была начата работа по подготовке принятия новой редакции этого международного соглашения. В работе над Конвенцией приняли участие многие международные организации, представляющие интересы участников мировой торговли, и, прежде всего, Международная торговая палата. Пересмотр Киотской конвенции имел своей целью разработку норм, направленных на гармонизацию правовых систем в сфере таможенных процедур, призванных служить основой для их правового регулирования в XXI веке.  
 
 
 
 
 
 

     2.2. Киотская конвенция  в редакции Протокола  1999 года 

     26 июня 1999 г. г. Брюсселе представители 114 таможенных служб мира, присутствовавшие на 94-й сессии ВТаО, единогласно приняли Протокол об изменении Киотской конвенции (Брюссельский протокол)7. Целями обновленной Киотской конвенции согласно Брюссельскому протоколу и преамбуле Конвенции являются: устранение различий между применяемыми Договаривающимися сторонами таможенными правилами и процедурами, которые могут нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена, удовлетворение потребностей участников международной торговли в облегчении, упрощении и гармонизации таможенных правил и процедур, возможности адекватного реагирования таможенных служб на важнейшие изменения в коммерческой практике, формах и методах административно-хозяйственного управления.

     Таким образом, Киотская конвенция в редакции Брюссельского протокола (далее - обновленная  Киотская конвенция) призвана способствовать достижению высокой степени упрощения  и гармонизации таможенных правил и процедур, что является одной из основных целей ВТаО, и тем самым внести существенный вклад в создание благоприятных условий для международной торговли8.

     Основной  принцип Конвенции – содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Конвенция обязывает государства строить свое национальное законодательство таким образом, чтобы таможенные формальности были простыми, понятными и предсказуемыми.

     Идеология конвенции заключается в построении взаимоотношений между бизнесом и государством таким образом, чтобы  интересы торговли и транспорта учитывались  в максимальной степени, а таможенные формальности не были излишне обременительны.

     Конвенция закладывает качественно иные основы проведения таможенного контроля: он должен осуществляться исходя из анализа и управления рисками.

     Конвенция обязывает государства использовать таможенный аудит в системе мер  таможенного контроля. Выпуск товаров, то есть разрешение на их использование  на территории страны ввоза, с переносом  осуществления основных контрольных  мероприятий на последующий этап, когда импортер не несет расходов по хранению товаров под таможенным контролем, позволяет выстроить технологии таможенного оформления, реально упрощающие и ускоряющие проведение таможенных формальностей.

     Конвенция обязывает таможенную службу вести  активный диалог с бизнесом для максимального  учета при осуществлении своей  деятельности потребностей торговых и  транспортных организаций, поиска и  внедрения наиболее эффективных  методов работы.

     Структуру обновленной Киотской конвенции  составляют: Протокол об изменении  Международной Конвенции об упрощении  и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., сам текст Конвенции в измененной редакции и приложения к ней – Генеральное приложение и 10 Специальных приложений. Основной текст Конвенции включает преамбулу и 5 глав.

     Генеральное приложение содержит 10 глав:

     1) общие положения, 

     2) определение понятий, 

<

Информация о работе Система источников таможенного права