Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:30, реферат

Описание

Под риском понимается деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений

Содержание

Понятие рисков в таможенной деятельности……………………………………………...стр.2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля…………………………………………………………………...стр.4
Внедрение системы управления рисками в таможенных органах……………………….стр.4
Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками……………………………………………………………………………………….стр.8
Прямые меры по минимизации рисков…………………………………………………….стр.14
Заключение…………………………………………………………………………………...стр.17
Список используемой литературы………………………………………………………….стр.19

Работа состоит из  1 файл

риски.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

    Срочные профили риска разрабатываются, как правило, в следующих случаях:

      - если какая-либо рисковая ситуация  не попадает под действие уже имеющегося профиля рисков (например, экспорт);

      - если какая-либо рисковая ситуация  требует скорейшего применения  мер по минимизации риска, а  ранее разработанный проект обычного  профиля риска еще не утвержден;

      - если какая-либо рисковая ситуация  по своему характеру (области  действия) должна быть минимизирована  в регионе деятельности нескольких  таможенных органов и не может быть оперативно разрешена.

    Следует отличать срочный профиль риска  от ориентировки. Срочный профиль риска предназначен для оперативного доведения до должностных лиц таможенных органов информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска. Ориентировка направляется в подчиненные таможенные органы с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеторговой деятельности. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

      Косвенные меры по минимизации  рисков – комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного оформления товаров и осуществляемых путем разработки и (или) модернизации таможенных и  (или) информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования и прочих.

      Прямые  меры по минимизации рисков могут  не применяться либо применяться не в полном объеме в отношении отдельных категорий товаров, а также лиц, имеющих соответствующие коэффициенты таможенной и коммерческой устойчивости. Порядок установления таких категорий товаров, лиц и коэффициентов определяется соответствующими нормативными актами ФТС России.

     В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях, доведенных до таможенного органа на бумажном носителе или электронном виде, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по минимизации. При применении прямых мер по минимизации в процессе декларирования товаров должностное лицо осуществляет прием, регистрацию декларации, документальный контроль и в графе «С» электронной копии грузовой таможенной декларации делает отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рисков.

     Для определения целесообразности применения соответствующего профиля риска, прогнозирования  эффективности его действия, а  также сокращения количества профилей риска направляются отчеты о реализации прямых мер по минимизации рисков (грузовой таможенной декларации в бумажном и электронном виде и соответствующие документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России. Анализ этих документов проводится согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам  анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.

      Внедрение системы управления рисками предполагает введение в действие новых и модификацию  существующих программных средств, применяемых для таможенного контроля.

      В настоящий момент, в целях выявления профилей рисков, применяется Комплексная автоматизированная система таможенного оформления (КАСТО) и рабочее место «АИСТ – М» в рамках реализации функции «Проверки пользователя» при декларировании товаров с использованием грузовой таможенной декларации. Остальные программные средства, применяемые при осуществлении таможенного контроля, (в том числе и при таможенных процедурах, отличных от декларирования  товаров) не позволяют выявлять профили риска.

      Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России ведет разработку новых (изменение существующих) программных средств, позволяющих выявлять профили риска при осуществлении таких таможенных процедур, как прибытие товаров на таможенную территорию России, открытие процедуры внутреннего таможенного транзита, ее завершения, оформление товаров по ТПО и т.д. Взаимодействие подразделений таможенных органов при применении мер по минимизации рисков с использованием существующих программных средств в графическом виде можно представить следующим образом:

Необходимо отметить, что эффективность таможенного контроля с использованием системы управления рисками может быть достигнута в полном объеме при комплексном внедрении в практику деятельности таможенных органов всех его компонентов, в том числе таких процедур, как электронное декларирование и предварительное информирование.

     Заключение.

     В настоящее время электронное декларирование постепенно входит в практику деятельности таможенных органов. На 01.03.2006 более 86 таможенных постов в России имели техническую оснащенность, позволяющую использовать таможенную декларацию и другие документы в электронном виде. К началу 2007 года численность таких постов составит более 100. Внедрение электронного декларирования сопряжено с определенными расходами для участников внешнеторговой деятельности – еще значительны стоимость оборудования и программного обеспечения, сложны процедуры подключения к каналам связи, получение электронно-цифровой подписи и так далее. Дальнейшим направлением развития этой прогрессивной формы декларирования и его упрощения является использование возможности подачи электронной таможенной декларации и других документов, необходимых для целей таможенного контроля в сети Интернет, а не через выделенные каналы связи, что даст участникам внешнеторговой деятельности заметную экономию ресурсов.

     Внедрение указанных подходов в практику потребует  разработки и утверждение типовых  решений по подключению информационных систем таможенных органов к сети ИНТЕРНЕТ с выполнением всех требований по информационной безопасности в соответствии с правовыми нормами Указа Президента Российской Федерации № 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" и статьей 10 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене".

     В настоящее время в ФТС России разработан проект Концепции о предварительном  информировании таможенных органов, в  также направлены предложения о  внесении в Таможенный кодекс РФ изменений об обязательном применении этой процедуры. Указанная правовая норма позволит осуществлять проверку предварительной информации с использованием системы управления рисками до ввоза товаров на территорию Российской Федерации, а также заблаговременно формировать сценарий таможенного контроля в отношении конкретных товарных партий. Указанные подходы используются в практической деятельности таможенных служб США и стран Европейского Союза.

     ФТС России активно изучает опыт других стран в целях разумного и  рационального его применения в ходе создания национальной системы управления рисками. В этой связи эксперты Европейской комиссии изучив в первом полугодии 2005 года в ФТС России практику реализации проекта «Система управления рисками для совершенствования таможенных процедур в Российской Федерации» отметили:

      «…  ФТС проделала объемную и сложную  работу  по разработке методологической основы СУР. Руководители ФТС высшего  и среднего звена, ответственные  за внедрение СУР, понимают и знают  основные принципы внедрения СУР; они тщательно изучили международный опыт и применяют его при осуществлении процедур таможенного контроля в РФ в соответствии с вышеупомянутыми принципами…

      …На сегодняшний день ФТС описала  основные бизнес-процессы и соответствующую  технологию для таможенного контроля на основе СУР достаточно подробно, до деталей отдельных действий, которые должны осуществлять сотрудники таможни…

     Впрочем, еще рано, и не настало время  оценивать предварительный успех  осуществленных на сегодня шагов  по внедрению системы. Отсутствие современных и прочно интегрированных систем обработки данных наряду с отсутствием столь же современных сетей передачи данных, доступных торговым операторам и персоналу ФТС, является очевидным препятствием на пути эффективного внедрения и применения определенных бизнес-процессов и прикладной централизованной технологии...»

     При всем этом использование в таможенных органах России системы управления рисками в 2005 году позволило достичь  определенных результатов:

     - среднее число таможенных досмотров  при ввозе товаров сократилось с 80% в начале до 24% конце года;

      - сумма дополнительно начисленных  таможенных платежей составила  более 7,5 миллиардов рублей;

      - возбуждено 3459 дел об административных  правонарушениях, штрафные санкции  по которым составили около 135 миллионов рублей. 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы:

      1.                 Таможенный кодекс Российской  Федерации. - Москва, 2004. - (Серия “Закон и комментарии”).

      2.                 Приказ ФТС России № 347 от 22 марта 2007 года «Об утверждении  Правил взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками»

      3.                 Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

      4.                 Приказ ГТК России № 465 от 08.05.2002 года «Об утверждении Положения  о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска».

      5.                 Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 года «Об утверждении Инструкции  о действиях должностных лиц  таможенных органов, осуществляющих  таможенное оформление и таможенный  контроль при декларировании и выпуске товаров».

             6.                Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1999.

      7.                 Серёгин Е.В. Предпринимательские риски: Учеб. пособие. - М., 1999.

             8.                 Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. 

Информация о работе Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками