Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:47, реферат

Описание

Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в особенностях перемещения энергоносителей через таможенную границу. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. разобраться в сущности данного вида транспорта;
2. изучить порядок перемещения энергоносителей;
3. дать анализ деятельности Центральной энергетической таможни;
4. обозначить основных энергетических партнеров России за рубежом.

Содержание

Введение
1 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
1.1. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом
1.2. Перемещение товаров по линиям электропередачи
2. Декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
3. Центральная энергетическая таможня и ее роль. Основные потребители российских энергоносителей за рубежом
3.1. Роль Центральной энергетической таможни при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу РФ и доходы госбюджета
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

таможка.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

3. Центральная энергетическая  таможня и ее роль. Основные  потребители российских энергоносителей за рубежом

3.1. Роль Центральной  энергетической таможни при перемещении  товаров трубопроводным транспортом  и по линиям электропередачи  через таможенную границу РФ  и доходы госбюджета

 

Трубопроводный транспорт, представленный всевозможными нефтепроводами и газопроводами, сложными технологическими обслуживающими сооружениями, и линии электропередачи – опоры ЛЭП и провода под большим напряжением, вереницами тянущиеся многие сотни километров – неотъемлемая часть и важное технологическое звено при перемещении энергетических товаров через таможенную границу. Но без участия специальных таможенных органов ни одна партия этих товаров не может быть оформлена для вывоза за рубеж. Поэтому целесообразно рассмотреть участие таможенных органов и их функции при осуществлении таможенного оформления и контроля перемещаемых за границу энергоносителей.

Казалось бы, невероятный  факт: таможня, чья численность составляет чуть более полпроцента от общей  численности всех сотрудников таможенной системы, дает 36% таможенных платежей, перечисляемых в госбюджет Федеральной таможенной службой. А между тем, именно такова эффективность работы Центральной энергетической таможни /10/.

Российская Федерация  является крупнейшей энергетической державой, на долю которой приходится 12% мировых разведанных запасов нефти, 45% запасов природного газа, не говоря уже о других минеральных источниках энергии. Энергетический сектор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. За годы реформ и преобразований топливно-энергетический комплекс обеспечил не только экономическую безопасность страны, но и заложил необходимую базу для ее устойчивого развития.

Энергетическая политика государства направлена на получение наибольшей выгоды от внешнеэкономической деятельности, укрепление позиций России на мировых энергетических рынках, поддержку деятельности российских хозяйствующих субъектов и участие в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Для ее успешной реализации предусматриваются диверсификация номенклатуры и направление энергетического экспорта, развитие инфраструктуры транспорта энергоносителей (магистральные трубопроводы, электрические сети, морские порты и перевалочные базы), с учетом расширения географии экспорта и перспективных балансовых возможностей топливно-энергетического комплекса /11/.

Экспорт энергоресурсов в перспективе до 2030 года останется  одним из главных факторов роста  российской экономики, хотя его значение должно снижаться вследствие развития наукоемких отраслей экономики. Занимая доминирующее положение на энергетических рынках Европы, Россия постепенно диверсифицирует свои поставки за счет проникновения на перспективные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая, Японии, Кореи и Индии, а также Северной Америки. При этом в структуре экспорта будет постепенно увеличиваться доля энергоносителей с более высокой добавленной стоимостью (высококачественные нефтепродукты, газ высокой степени очистки, нефтехимическая продукция, обогащенный уголь и так далее).

Вместе с тем необходимо отметить, что усилившаяся в последнее  время роль России на мировом рынке  энергетики, благоприятная для нас  конъюнктура данного рынка, проводимая политика по тарифному регулированию экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, в свою очередь создали и, по всей видимости, будут создавать в дальнейшем негативные тенденции, выражающиеся в стремлении недобросовестных участников ВЭД, а также международных организованных преступных группировок к наращиванию усилий по незаконному вывозу энергоресурсов с таможенной территории Российской Федерации.

ФТС России и Центральной  энергетической таможне, как органу, призванному защищать экономические  интересы страны при перемещении  энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, отводится значительная роль в выявлении, предупреждении и пресечении попыток совершения преступлений с энергоносителями в таможенной и налоговой сферах. Поскольку значение этого таможенного органа в контроле и оформлении энергетических товаров очень велико, следует подробнее рассмотреть Центральную энергетическую таможню и этапы ее развития /12/.

История ЦЭТ ведет  свое начало с 1992 г., когда в Московской региональной таможне был создан отдел таможенного контроля за грузами, перемещаемыми, перемещаемыми по трубопроводам, линиям электропередачи и водным транспортом. Исполнение обязанностей начальника этого отдела было возложено на советника таможенной службы I ранга Олега Михайловича Галогре, к тому времени уже имевшему большой опыт таможенной службы. На базе этого отдела приказом ГТК России от 31 мая 1994 года № 238 была образована Энергетическая таможня, которую возглавил Владимир Степанович Чуваев (1946-1997), профессиональный таможенник, зарекомендовавший себя грамотным специалистом и умелым организатором. Генерал-майор таможенной службы В.С. Чуваев руководил таможней до последних дней своей жизни.

Именно в это время  были заложены основные направления  деятельности таможни. Разработана  и введена в действие "Технология таможенного контроля энергоносителей, перемещаемым трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу Российской Федерации".

Приказом ГТК России от 11.05. 2000 г. № 390 "О создании Центральной  энергетической таможни" путем реорганизации Энергетической таможни была создана ЦЭТ.

В соответствии с приказом ФТС России от 01.06. 2007 г. № 683 Центральная  энергетическая таможня является специализированным таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД России (сырой нефти, газового конденсата, природного газа и продуктов их переработки, угля каменного, лигнита, торфа, кокса, горючих сланцев, электроэнергии). Регионом деятельности таможни и подчиненных ей таможенных постов определена вся таможенная территория Российской Федерации /12/.

В целях оперативного управления процессом таможенного  оформления энергоносителей, усиления таможенного контроля за экспортными  объемами энергоносителей, перемещаемыми  через таможенную границу Российской Федерации, ФТС России последовательно осуществляются многоэтапные мероприятия по централизации таможенного администрирования энергоносителей на базе ЦЭТ.

Следующим этапом стало  создание в структуре ЦЭТ энергетических постов (в морских портах), производящих таможенное оформление и таможенный контроль нефти и нефтепродуктов, вывозимых с таможенной территории РФ различными видами транспорта. В составе таможни четыре таможенных поста:

- Московский энергетический  таможенный пост;

- Таможенный пост Каспийский трубопроводный;

- Южный энергетический  таможенный пост;

- Северо-Западный энергетический  таможенный пост.

После проведенных в 2008 году организационно-структурных изменений  в структуре центрального аппарата ЦЭТ созданы две службы (организации таможенного контроля и информационно-технической). Главной задачей, которая ставится перед службой организации таможенного контроля, является непрерывный мониторинг всей поступающей информации за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативны ориентировок таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы нарушений таможенного законодательства /10/.

Информационно-технической  службой таможни проводится активная работа по внедрению электронного обмена информацией между функциональными  подразделениями и таможенными  постами, обезличенного таможенного  оформления, а также контроль документов и сведений, предоставление которых предусмотрено в соответствие с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Проведенные мероприятия  позволили улучшить качество таможенного  оформления энергоносителей, создать  предпосылки для централизации финансовых потоков, связанных с экспортом энергоносителей, обеспечена возможность более широкого применения электронного декларирования при экспорте нефти и нефтепродуктов.

Принимая во внимание ускоренное развитие транспортных систем, возникает необходимость обеспечения их эффективного функционирования, в связи с чем главным в деятельности энергетических таможенных постов должна стать работа, направленная на принятие мер по оптимизации, повышения прозрачности и сокращению времени производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, увеличения пропускной способности пунктов пропуска.

В основу развития энергетических таможенных постов положено использование  современных информационных технологий, базирующихся на принципах деятельности таможенных органов ведущих стран мира, создание правовой и организационной базы деятельности поста для последующего применения четких и понятных правил таможенного администрирования энергоносителей.

Для реализации выше означенных подходов в приоритетном порядке используется предварительное информирование и электронное декларирование, обеспечивающее сбор и контроль информации об энергоносителях, перемещаемых через таможенную границу в необходимом и достаточном объеме, принцип выборочности таможенного контроля на основе системы управления рисками.

Указанные направления  развития энергетических таможенных постов предполагают переход в будущем  на электронный документооборот, что  позволит создать условия для  внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеэкономической деятельности.

Центральная энергетическая таможня сегодня – это специализированный таможенный орган, непосредственно  подчиненный ФТС России с единым центром управления в Москве, способный  осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль за энергоносителями от момента подачи декларации и сдачи энергоносителя первому перевозчику до его вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Общая численность ЦЭТ на сегодняшний день составляет 403 высококвалифицированных должностных лица, способных выполнять поставленные задачи любой степени сложности.

Таможенными постами, подчиненными ЦЭТ, в январе-августе 2008 года оформлено  более 87 процентов экспортных объемов  нефти, более 32 процентов экспортных объемов нефтепродуктов, 97 процентов электроэнергии и 100 процентов экспортных объемов природного газа /10/.

В 2007 году в доход федерального бюджета ЦЭТ было перечислено  более одного триллиона рублей, а  именно – 1 триллион 181 миллиард рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2006 году. Однако рекорд 2007 года по перечислению денежных средств в федеральный бюджет уже побит. За восемь месяцев 2008 года а в доход федерального бюджета перечислено более 1 триллиона 400 миллиардов рублей. Ежесуточно таможней в федеральный бюджет перечисляется в среднем 7 миллиардов рублей!

Таким образом, эти факты, подкрепленные статистическими  данными о деятельности ЦЭТ, еще  раз подтверждают, что доля энергетических товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, продукты переработки газа) и линиями электропередачи (электроэнергия) во всем объеме экспортируемых сырьевых товаров и минеральных ресурсов очень значительна и еще долгое время будет оставаться одним из основных элементов поступления отчислений в государственный бюджет России /9/.

Заключение

 

При всем богатстве научного, промышленного, хозяйственного потенциала нашей великой страны, национальным богатством являются ее природные ресурсы  – огромные запасы углеводородов  и гидроэнергетических ресурсов. В этом у России несравненное преимущество перед большинством стран мира. В условиях истощения полезных ископаемых в мире, их постоянного дефицита на мировом рынке, Российская Федерация не только обеспечивает свои потребности в энергоносителях, но и удовлетворяет растущие потребности других стран мира, которые являются потребителями российских энергетических товаров.

Постоянно растущий спрос  на сырье и энергию, а также  периодические резкие скачки цен  на энергоносители являются положительными факторами для роста российской экономики, позволяющим накапливать значительные средства и формировать профицит бюджета.

Однако здесь есть и обратная сторона медали, которую  надо учитывать при планировании развития экономики страны. В текущее  время экономика Российской Федерации ориентирована главным образом на рост экспорта за счет увеличения объема и тарифов на поставки энергоносителей за рубеж. Львиная доля бюджета страны формируется на основе сырьевых поставок. Этот факт обуславливает то, что Россия уже давно начала превращаться в "сырьевой придаток" стран Запада и Северной Америки.

Данная тенденция отрицательно сказывается на росте других отраслей промышленности. Запад стал рассматривать  Россию в основном как энергетического  партнера, аналогичного странам Ближнего Востока – членам ОПЕК. То есть наша страна необходима им как стабильный поставщик энергоносителей, но не более. Как раз наличие колоссальных природных запасов и привлекает страны Запада к России, как к объекту захвата в перспективе. Все это чревато серьезными отрицательными последствиями для нашего государства.

Россия ни при каких  обстоятельствах внешнеэкономической  конъюнктуры на мировом рынке  не должна становиться сырьевым придатком  развитых стран Запада – Европы и Северной Америки. Страна с таким населением, огромнейшим ресурсным и промышленным потенциалом просто обязана значительно увеличить долю наукоемких отраслей, машиностроения, обрабатывающей промышленности в своем экспорте.

Конечно, с учетом складывающихся в мире отношений и налаживанием экономических связей, можно не пугаться опасений, что Россия становится сырьевым придатком Запада. Данный факт определяет сырьевую направленность российского экспорта.

Экономика постепенно развивается, так же, как и наукоемкие отрасли  промышленности страны. Уже есть реальные цифры, подтверждающие эффективный результат внешнеэкономической деятельности России. Ежегодно растут объемы экспорта всех видов товаров, денежный оборот между странами увеличивается. Большая часть дохода бюджета приходится на продажу энергетических товаров за рубеж.

Информация о работе Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи