Особенности структуры управления таможенных органов в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 04:58, доклад

Описание

Управление таможенным делом является одной из отраслей государственного управления, воздействующее на сотрудников таможенных органов, и обеспечивающее их целенаправленное поведение в социально-экономической области, путем принятия и реализации управленческих решений. Основной орган управления таможенной деятельностью в нашей стране – это Агентство Таможенного контроля при Министерстве финансов РК.

Работа состоит из  1 файл

1 эссе.docx

— 19.74 Кб (Скачать документ)

Эссе.

Особенности структуры управления таможенных органов

Управление таможенным делом является одной из отраслей государственного управления, воздействующее на сотрудников таможенных органов, и обеспечивающее их целенаправленное поведение в социально-экономической области, путем принятия и реализации управленческих решений. Основной орган управления таможенной деятельностью в нашей стране – это Агентство Таможенного контроля при Министерстве финансов РК. Основу АТК составляют Управления:

  1. Управление организации борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил, в котором функционируют оперативный отдел, отдел по борьбе с контрабандой и отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
  2. Управление таможенных доходов, включающее в себя отдел таможенных платежей в торговом обороте, отдел таможенных тарифов, отдел косвенных налогов, отдел таможенных платежей и сборов в неторговом обороте, отдел валютного контроля;
  3. Управление таможенных контактов;
  4. Финансово-хозяйственное управление по организации работы аппарата;
  5. Управление кадров;
  6. Отдел внешних связей;
  7. Отдел собственной безопасности;
  8. Отдел организации таможенных экспертиз.

Согласно пункту 2 статьи 6 Кодекса «О таможенном деле» система таможенных органов Республики Казахстан состоит из:

      1) уполномоченного органа в сфере  таможенного дела;

      2) территориальных подразделений  уполномоченного органа в сфере  таможенного дела (по областям, городам  республиканского значения, столице);

      3) таможни;

      4) таможенных постов;

      5) контрольно-пропускных пунктов  на таможенной границе таможенного  союза;

      6) специализированных таможенных  учреждений.

По решению  Правительства Республики Казахстан  создаются таможенный информационно-вычислительный центр, таможенные лаборатории, кинологические, учебно-методические, научно-исследовательские  и другие специализированные таможенные учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и  дополнительного образования, а  также государственные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы

Таким образом, сегодня организационная структура таможенных органов Республики Казахстан состоит из следующих элементов: Центральный таможенный орган - территориальные таможенные управления и таможни - таможенные посты В настоящее время в республике функционируют 16 территориальных таможенных управлений и 11 таможен. Центральный аппарат АТК РК с численностью 250 сотрудников состоит из 10-ти самостоятельных департаментов и управлений, в составе которых функционируют отделы и службы. Помимо этого имеются Кинологический центр (40 единиц), Центральная таможенная лаборатория совместно с Учебно-методическим центром (46 единиц) и Финансово-хозяйственная таможня (21 единица).

Управленческая  деятельность центрального таможенного  органа сосредоточена на жесткой  централизованной системе управления подчиненными таможенными органами. Основной формой реализации центрального таможенного органа своей компетенции  является подготовка и издание правовых актов: приказов, положений, инструкций, указаний. Нормативные акты выпускаются  двух видов: внутриведомственные, которые  устанавливают порядок действия внутри таможенного ведомства и  межведомственные.

Агентство таможенного  контроля совместно со всеми звеньями таможенной системы в соответствии с действующим законодательством  обеспечивают реализацию трех основных функций: контрольной, фискальной и  правоохранительной. Исходя из реалий, сложившихся в постсоветском  пространстве, таможенные органы выполняют  также не только перечисленные, но и  пограничные функции.

Выполняя контролирующие и фискальные функции при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Казахстана, таможенная служба в последние годы значительно усилила свою роль в  проводимой государством внешнеэкономической  политике.

Прежде всего, приняты меры по усовершенствованию функционирования пунктов пропуска с целью создания на границе таких  условий, при которых эффективный  таможенный контроль и таможенное оформление осуществляется без ущерба для внешнеэкономической  деятельности.

Сопутствующими  в данном направлении являются:

  • высокая техническая оснащенность пунктов пропуска, позволяющая производить процедуру таможенного контроля и оформления в кратчайшие сроки;
  • опытный кадровый состав таможенных органов;
  • автоматизация большинства таможенных постов;
  • наличие четкой системы предоставления преференций для "добросовестных" участников ВЭД;

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения  таможенной службы качественно новыми и необходимыми элементами оклотаможенной инфраструктуры, в которой задействованы таможенные брокеры, склады временного хранения (СВХ), свободные и таможенные склады, таможенные перевозчики и магазины беспошлинной торговли.

Деятельность  субъектов околотаможенной инфраструктуры также направлена на стимулирование экспорта, поощрение импортозамещающего производства, привлечение в экономику инвестиций.

В настоящее время  таможенными органами контролируются 14 автодорог международного значения, 73 автодороги республиканского значения, 17 железнодорожных магистралей, 13 аэропортов, на которых функционируют пункты пропуска: 121 автомобильный, 28 железнодорожных, 12 авиационных, 1 морской (морпорт "Актау").

В настоящее время  в целом по республике осуществляют деятельность 85 таможенных брокеров, 167 СВХ, 55 таможенных складов, 8 свободных  складов, 4 магазина беспошлинной торговли. Все они имеют соответствующие  лицензии.

Проводится большая  работа по вопросам упрощения таможенных процедур, обеспечения их прозрачности. Осуществляется проект трехэтапного таможенного  контроля и оформления товаров и  транспортных средств, который сокращает  длительность проведения таможенных процедур. В таможенных управлениях и таможнях введена в эксплуатацию подсистема "Регистрация ввозимого автотранспорта". Подготовлено программное обеспечение  пилотного проекта "Контроль за складами временного хранения", реализация которого позволит автоматизировать процессы таможенного контроля по учету и движению товаров в местах временного хранения.

Одно из ключевых мест в деятельности таможенных органов  занимает автоматизация и внедрение  современных информационных технологий. Несмотря на дефицит бюджетных средств, в 1996 году был проведен международный  тендер на создание Таможенной автоматизированной информационной системы (ТАИС).

 Проектирование  и внедрение ТАИС началось  в 1997 году и продолжалось до  сдачи в эксплуатацию первой  очереди в июле 2001 года.

В состав системно-технической  платформы ТАИС входят спутниковые  станции, радиомодемы, компьютерная и  периферийная техника, сервера, маршрутизаторы, локальные вычислительные сети. По состоянию на начало 2003 года в таможенных органах РК эксплуатируется 2085 персональных компьютеров, 832 печатающих устройства, 665 источников бесперебойного питания, 82 спутниковые станции, 32 радиомодема, 115 UNIX-серверов, 121 маршрутизатор.

Программное обеспечение  ТАИС позволяет охватывать все технологические  процессы таможенного оформления, является уникальным инструментом их реализации на всех уровнях от таможенного поста  до центрального аппарата.

 

Организационную структуру управления в таможенном деле можно определить как упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов таможенной системы, обеспечивающих функционирование и развитие таможенных органов как единого целого. В таможенной системе имеется несколько разновидностей организационных структур управления, на сегодняшний день наиболее распространенными являются: линейно-штабная, линейно-функциональная, линейная, матричная, программно-целевая и комбинированная.

Линейная структура  основана на строгой подчиненности  нижестоящего уровня управления вышестоящему. Её достоинство в однозначности управленческого воздействия и жёсткой формализации решений.

Основу линейно-штабной  структуры управления составляет принцип  функционального разделения управленческого  труда с использованием штабных  служб разных уровней. Преимуществами линейно-штабной структуры являются: более глубокая подготовка решений  и планов; освобождение линейных руководителей  от лишнего анализа проблем; возможность  привлечения консультантов и  экспертов. Недостаток её проявляется  в том, что ответственность такого штаба за принятие управленческих решений  часто чётко не определяется.

Основу линейно-функциональной структуры составляет вертикальный принцип построения и специализации  управленческих подразделений по функциональным подсистемам таможенного органа. Линейность в данной структуре означает, что каждый подчиненный имеет  начальника, а каждый начальник имеет  несколько подчиненных. Функциональное управление осуществляется совокупностью  подразделений, специализированных на выполнение конкретных видов работ, необходимых для принятия решений  в системе линейного управления. Линейно-функциональная структура  включает в себя специальные службы, подразделения при линейных руководителях, которые помогают выполнять поставленные перед ними цели и задачи.

Матричная структура  управления создается путем совмещения линейной и программно-целевой структур. При функционировании программно-целевой  структуры управляющее воздействие  направлено на выполнение целевой задачи, в решении которой участвуют  все звенья таможенного органа. Матричная  структура позволяет руководителю, ответственному за реализацию программы  и осуществление цели, осуществлять подчинение всех исполнителей независимо от того, в каком подразделении  они выполняют основную работу. По окончании временной работы все  исполнители переключаются на выполнение основной постоянной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что  организационная структура управления в таможенных органах РК не является завершенной, она нуждается в  постоянном развитии и совершенствовании, создании новых видов организационных  структур.


Информация о работе Особенности структуры управления таможенных органов в