Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых с ближнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ организации контроля таможенной стоимости, рассмотрение его порядка и назначения ввозимых из стран Ближнего Востока.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующего комплекса задач:
 рассмотрение понятия, общего механизма и особенностей контроля таможенной стоимости;
 рассмотреть организацию контроля таможенной стоимости товаров ввозимых из стран Ближнего Востока;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ 7
1.1. Понятие и особенности таможенного контроля стоимости 7
1.2. Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости 26
1.3. Организация контроля таможенной стоимости 34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ ИЗ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (СЗТУ) 38
2.1 Статистика внешней торговли СЗФО РФ со странами Ближнего востока 38
2.2 Характеристика службы организации таможенного контроля СЗТУ (СОТК СЗТУ) 44
2.3 Организация контроля таможенной стоимости ввозимых товаров 50
2.4 Роль начальника службы организации таможенного контроля 52
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ ИЗ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 55
3.1. Проблемы определения таможенной стоимости товаров ввоизимых из стран Ближнего Востока 55
3.2. Основные пути совершенствования организации контроля таможенной стоимости ввозимых товаров 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Работа состоит из  1 файл

Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых с ближнего Востока.doc

— 423.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Глава 3. Направления  совершенствования организации  контроля таможенной стоимости товаров  ввозимых из стран Ближнего Востока

3.1. Проблемы определения таможенной стоимости товаров ввоизимых из стран  Ближнего Востока

Одним из наиболее распространенных способов уклонения от уплаты таможенных платежей в большинстве стран  мира является недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров.

Практическое  применение  таможенных   тарифов,    эффективность   мер тарифного регулирования, их  согласованность  и  соответствие  международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения   во  многом предопределяется теми правилами, которые  устанавливают  порядок  исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей,  т.е.  зависят  от  той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения.

В установлении четких правил  определения  налогооблагаемой  базы  при перемещении  товаров   через   таможенную   границу   Таможенного Союза заинтересовано  как  государство,  так  и   коммерческие   круги.   Так,   в федеральном бюджете значительная доля  его  доходной  части  формируются  за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования  ожидаемых поступлений в бюджет  необходимо  знать   порядок исчисления налогооблагаемой базы.  Для коммерческих  кругов  знание  правил налогообложения   ввозимых   товаров   -    это    реальная    эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от  конкретных  сделок  и операций.

С учетом этого становится понятным, почему  в  международной  торговой практике   использование   различных   национальных   методик    определения таможенной стоимости обычно рассматривается в качестве нетарифного  барьера.

Это   дает   властям   страны    реальную     возможность    для    усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

В связи с этим правомерно встает вопрос:  какая  же стоимость товара может быть принята в качестве базы  для расчета таможенных  платежей?  Как известно, экономика оперирует различными  стоимостными  категориями начиная от себестоимости и заканчивая его розничной ценой, по которой он  продается конечному  потребителю.  Очевидно,  что на  различных этапах  продвижения товара от изготовителя к потребителю его стоимость будет различна,  т.к. будет включать  различные ее  составляющие.  При этом   каждая  из   этих стоимостей рассчитывается по  вполне  определенным  правилам  и  имеет  свое функциональное назначение.

Обозначим основные проблемы контроля таможенной стоимости товаров ввозимых из стран Ближнего Востока.

1. Разница в ценах на однотипные товары в зависимости от того, какой бренд имеет этот товар, может быть самой различной. Например, в  Россию  ввозится  наиболее  дешевая   парфюмерия, производимая  в  странах  Ближнего Востока,  а также в странах СНГ под неизвестными торговыми марками. Наряду  с  парфюмерией  селективных марок (дорогая,  эксклюзивная парфюмерия класса «люкс») ввозятся более дешевые товары  известных и неизвестных торговых  марок,  так называемого класса «мидл-маркет» (middl-market) и «масс-маркет» (mass-market). При этом  следует иметь в виду,  что разделение   парфюмерной продукции на классы является достаточно условным,  так как в отдельных случаях под одними и теми же  торговыми  марками  может  производиться парфюмерия,  которую  можно отнести к любому из перечисленных классов, что вызывает существенные проблемы при осуществлении таможенного контроля стоимости парфюмерной  продукции. 

2. При поступлении товаров из стран Ближнего Востока в результате  досмотра  обнаруживается   его несоответствие  по  количеству  и качеству.  Причем,  как правило,  между российским покупателем и продавцом из стран Ближнего Востока до начала  или в процессе  таможенного оформления отношения урегулируются путем предоставления  дополнительных  соглашений, предусматривающих  несоответствие  по количеству  и качеству.  Возникает вопрос  о достаточности документального подтверждения   урегулированности отношений между продавцом и покупателем и возможности учета   данного несоответствия при расчете таможенной  стоимости.  Особенно  остро встает вопрос, когда несоответствие товара по количеству и качеству возникло  после ввоза  на  таможенную  территорию  ТС.   Следовательно   необходимо   внести изменения в нормативные   акты,   регламентирующие   вопросы   определения таможенной стоимости товаров при несоответствии их по количеству и  качеству с указанием наличия  обязательного  перечня  дополнительных  документов  для признания данного несоответствия при определении таможенной стоимости.

Генеральная прокуратура РФ направила в суд уголовное дело о контрабанде крупной партии товаров народного потребления из стран Ближнего Востока. Следствием установлено, что в начале 2004 года граждане России создали преступное сообщество с целью систематического контрабандного перемещения через таможенную границу Российской Федерации промышленных товаров зарубежного производства из стран Ближнего Востока. Как полагает следствие, участники преступной группы оформляли на подставных лиц грузовые таможенные декларации, указывая в них заведомо недостоверные сведения о грузополучателях, количестве и весе ввозимых в Россию товаров через таможенные посты. Для этого были привлечены должностные лица и другие обвиняемые, которые в полной мере не были осведомлены обо всех планах и участниках преступного сообщества. В соответствии с заключениями экспертиз в 2004-2006 годах контрабандно из Сирийской Арабской Республики, Объединенных Арабских Эмиратов и Турецкой Республики были перемещены товары народного потребления на сумму более 1,7 миллиарда рублей.

3. Серый импорт - занижение таможенной стоимости. Крупные компании за рубежом борются с этой проблемой самыми разными способами. Дело в том, что это не только наша проблема, России или территории Таможенного союза, проблема серого импорта существует во всех государствах. Разница в ценах на один и тот же товар, на аналогичный товар, в различных государствах приводит к тому, что ввозится товар из страны, где он более дешев в ту страну, где цены на него более высокие. Возникают вопросы серого рынка, возникает проблема непоступления таможенных платежей и так далее.

4. Вопросы контроля таможенной стоимости таких товаров, содержащих интеллектуальную собственность, товарные знаки, объекты патентного права, объекты авторских и смежных прав тесно связаны с вопросами ценообразования на эти товары. Дело в том, что есть способы оценки именно объекта интеллектуальной собственности - это доходный, затратный подходы и подходы, связанные с анализом рынка, но в ценообразовании используются другие методики. На товар, в котором содержатся объекты интеллектуальной собственности, будут, в первую очередь, применятся, или затратный или ценостной методы ценообразования. Затратный - цена будет определяться именно затратами на создание данного товара. В первую очередь этот метод будет применяться в том случае, если объект интеллектуальной собственности компания создает для себя, для собственных нужд. Если объект создается на продажу, то здесь всегда будет использоваться ценностной подход, связанный с тем какова ценность данного товара и данного объекта интеллектуальной собственности в глазах покупателя. Приобретая зажигалку «Big» и оплачивая ее цену, мы с вами только 5% этой суммы уплачиваем за саму зажигалку, за материалы из которых она сделана, около 95% это стоимость товарного знака. Проблема, связанная с тем, что на мировом рынке товары, маркированные брендами, раскрученными товарными знаками, как правило, на 20-25% дороже, чем товары, маркированные обычными не известными товарными знаками, сегодня встает очень остро.

5. Сегодня в мировой торговле, в международной торговле такой фактор как интеллектуальная рента, интеллектуальная составляющая цены товаров является тем фактором, который не может игнорировать ни одна страна, ни одно государство. Это то, что связано с перемещением товаров с основы, с обменом продуктами труда между экономически развитыми и развивающимися странами. И эта проблема ценообразования для таможни выливается в проблему определения таможенной стоимости товаров.

С 1 января 2011 на территории Российской Федерации действует Федеральный  закон «О таможенном регулировании в РФ». Глава 11 этого закона соответственно регулирует вопросы контроля таможенной стоимости на территории нашей страны. В соответствии со статьей 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товара, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ним, то есть цена, практически уплаченная за эти товары при их продаже. При этом данное Соглашение в статье 5 предусматривает, что дополнительные платежи и дополнительные расходы, то есть дополнительные доначисления, которые должны быть обязательно начислены при соблюдении определенных условий, всегда добавляются к этой цене. Отдельно оговорено, что одним из таких платежей являются лицензионные платежи и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности. Дело в том, что цена товарного знака, как правило, уже включена в цену этого товара. Покупая, товар мы оплачиваем, в том числе и стоимость товарного знака.

Вопросы лицензионных платежей являются достаточно сложными. Дело в том, что  условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость  определены и в Соглашении по таможенной оценке Всемирной торговой организации, ГАТТ/ВТО. Поскольку таможенная стоимость является основой для начисления таможенных платежей, а сегодня таможенная служба Российской Федерации дает более половины доходов государственного бюджета, вопросом исчисления правильной таможенной стоимости уделяется большое внимание.

Надо сказать, что вопрос верного  контроля таможенной стоимости таможенными  органами зависит как от имеющейся  нормативной базы, от имеющейся законодательной  базы, так и от уровня квалификации сотрудников таможенных органов.

В ОАЭ и  Иране вопросами контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, занимаются несколько специально выделенных для этого сотрудников, которые  имеют высокий уровень квалификации в данном вопросе, то есть они прекрасно разбираются в особенностях формирования лицензионных договоров, лицензионных платежей, в вопросах ценообразования на такие товары и естественно в вопросах связанных с таможенным контролем.

Специальная группа специалистов в таможенных органах Кувейта так же занимается контролем таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. То есть большое значение, которое придается этому вопросу в целом ряде таможенных служб, оно как раз и проявляется в том, что выделяются определенные специалисты, занимающиеся данным вопросом.

Еще одна проблема - это повышение  квалификации таможенных служащих.  К сожалению, сейчас квалификация таможенных служащих в большинстве стран  Ближнего Востока не позволяет им точно, четко, в каждом конкретном случае, определить цену лицензий и определить ту сумму лицензионных платежей, которые действительно должны быть доначислены в цене товаров, то есть таможенной стоимости.

Действительно, эти вопросы  в мировой таможенной практике считаются одними из самых сложных и требующих порой значительного времени для их всесторонней проработки и принятия обоснованного решения. Проблемы, встречающиеся в других странах, не стали исключением и для российской правоприменительной практики.

Однако, как показывает анализ ситуации, каких-либо специфических, чисто российских проблем методологического характера  у нас нет. Есть объективные трудности  организационно-технологического характера  в связи с нерешенностью на законодательном уровне ряда соответствующих вопросов.

 

3.2. Основные пути совершенствования организации контроля таможенной стоимости ввозимых товаров

Процесс контроля таможенной стоимости  по своей природе является информационно-аналитическим  процессом. Для принятия взвешенных и обоснованных решений о таможенной стоимости товаров, как при их декларировании, так и при проведении комплексных аналитических работ на всех уровнях таможенной вертикали, необходима автоматизация процессов анализа и обработки больших массивов разнообразной по своей природе информации.

В рамках проводимой ФТС России информационно-технической  политики среди первоочередных задач  и проектов приоритетно создание, поддержание и последующая модернизация автоматизированной системы контроля таможенной стоимости.

Предполагается, что она будет  охватывать все уровни вертикали  контроля таможенной стоимости и  включать в себя блок оперативного управления процессами таможенного  контроля и информационно-аналитический  блок, обеспечивающий выработку обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на минимизацию рисков различного рода таможенных правонарушений, связанных с занижением таможенной стоимости товаров.

Соотношение этих двух блоков на разных уровнях иерархии таможенной системы (таможенный пост - таможня - РТУ - ФТС России) должно быть различным, причем, чем выше уровень управления, тем большим должен быть удельный вес информационно-аналитических задач. Следовательно, с повышением уровня управления меняется состав входной информации, увеличивается доля информации, поступающей из различных внешних источников.

Учитывая многофакторный подход к  контролю таможенной стоимости и  комплексный анализ различных источников информации, важно обеспечить «горизонтальные» информационные связи автоматизированной системы контроля таможенной стоимости с другими автоматизированными системами таможенных органов. Это позволит эффективно использовать результаты работы различных подразделений для выработки обоснованных управленческих решений, сократить время на поиск и выработку оптимальных решений.16

Практическое применение систем определения  и контроля таможенной стоимости  можно проиллюстрировать на примерах компаний «Интертек» (Великобритания) и «Бивак Интернешнл / Бюро Веритас» (Франция), которые презентовали в 2006 году программные продукты компаний «АДВАНТАС» и, соответственно, «РАМЗЕС» на встречах с руководящими работниками Федеральной таможенной службе России.

По мнению специалистов названных  компаний, использование указанных  программных продуктов позволит достичь следующие цели:

  • своевременно предоставлять точные данные по оценке стоимости товаров, импортируемых в Российскую Федерацию;
  • предоставлять, в случае необходимости, дополнительную информацию, если решения по оценке стоимости оспариваются в суде;
  • создать обновляемую и точную базу данных по стоимости товаров, поиск в которой можно производить по различным параметрам, включая название бренда / товара, тип продукта, таможенный код и страну экспорта;
  • помогать таможне собирать все необходимые пошлины и налоги;
  • предоставлять Таможне практически используемые ИТ инструменты для проведения оценки стоимости.

Информация о работе Организация контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых с ближнего Востока