Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание

Государство обязано быстро и справедливо отреагировать на любое нарушение прав и свобод человека со стороны органов государственной или муниципальной власти и их должностных лиц. Во исполнение указанных положений Конституции в целях эффективного восстановления прав участников отношений в области таможенного дела в ст.9 ТК ТС, которая является полностью действующей в соответствии Письмом ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ", определяется процедура пересмотра неправомерных решений таможенных органов и их должностных лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Право на обжалование, порядок и сроки обжалования……………..............4
1.1 Право на обжалование и порядок обжалования………………………...….4
1.2 Порядок и сроки подачи жалобы………………………………………..….8
1.3 Форма и содержание жалобы.………………………………………..…….13
2. Лица уполномоченные рассматривать жалобы, сроки рассмотрения жалобы, решение по жалобе, упрощенный порядок обжалования……..…...16
2.1 Лица уполномоченные рассматривать жалобы………..………………….16 2.2 Последствия подачи жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы………………………………………………………………..……..........17
2.3 Сроки рассмотрения жалобы, решение по жалобе, упрощенный порядок обжалования. ……………………………………………………………… ........20
3 Практика обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в суде……………………………………………..................25
Заключение……………………………………………………………….……....33
Список литературы……………………………………………………..…….....34

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 57.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и  их должностных лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Право на  обжалование,  порядок и сроки  обжалования……………..............4

1.1 Право на  обжалование  и порядок обжалования………………………...….4

1.2 Порядок и сроки   подачи жалобы………………………………………..….8

1.3 Форма и  содержание жалобы.………………………………………..…….13

2. Лица уполномоченные  рассматривать жалобы, сроки рассмотрения  жалобы, решение по жалобе, упрощенный  порядок обжалования……..…...16

2.1 Лица уполномоченные  рассматривать жалобы………..………………….16 2.2 Последствия подачи жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы………………………………………………………………..……..........17

2.3 Сроки рассмотрения  жалобы, решение по жалобе, упрощенный  порядок обжалования. ……………………………………………………………… ........20

3 Практика обжалования   действий (бездействия)  таможенных  органов  и их должностных   лиц в суде……………………………………………..................25

Заключение……………………………………………………………….……....33

Список  литературы……………………………………………………..…….....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Конституция Российской Федерации  объявляет  высшей ценностью человека, его права и свободы (ст. 2) . Государство  гарантирует и защищает права  и свободы граждан (ч. 1 ст. 45 Конституции  РФ), создавая при этом правовые механизмы  устранения любых нарушений, в том  числе допущенных органами государственной  власти и их должностными лицами при  осуществлении возложенных на них  функций. В соответствии со статьей 53 Конституции РФ, каждый имеет право  на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Неправомерными  решениями, действиями (бездействием) органов  государственной власти и их должностных  лиц могут быть причинены значительные убытки. В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ТС таможенные органы возмещают  вред, причиненный лицам и их имуществу  вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных  лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного союза.

Государство обязано быстро и справедливо  отреагировать  на любое нарушение  прав и свобод человека со стороны органов государственной  или муниципальной власти и их должностных лиц. Во исполнение указанных  положений Конституции в целях  эффективного восстановления прав участников отношений в области таможенного  дела в ст.9 ТК ТС, которая является полностью действующей в соответствии Письмом ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ", определяется процедура пересмотра неправомерных  решений таможенных органов и  их должностных лиц.

ст.9  ТК ТС регламентирует отношения, возникающие  в процессе обжалования любых  актов, действий (бездействия) таможенных органов и  их должностных лиц, за исключением  постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных  лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования (Глава 3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании  в Российской Федерации).

1 Право на обжалование,  порядок и сроки обжалования

1.1 Право на  обжалование  и порядок обжалования

В соответствии со ст. 36 ФЗ "О  таможенном регулировании в Российской Федерации, право обжалования решений, действий (бездействия) таможенного  органа принадлежит любому лицу, как  физическому, так и юридическому, причем независимо от того, является ли оно участником отношений в области  таможенного дела или нет. Пункт 2 статьи 19 Конституции РФ гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, право  на обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица принадлежит всем лицам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, формы собственности, а также других обстоятельств.

Обжалованы  могут быть любое решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, или же ему созданы препятствия  к их реализации, либо на него незаконно  возложена какая-либо обязанность.

Под решением понимается правовой акт таможенного  органа РФ или  его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или  запрет общего либо индивидуального  характера (приказ, распоряжение, требование и  т.п.). Таковым является, например, решение  об отзыве свидетельства о включении  в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного  дела.

Действие - это осуществление  какой-либо деятельности (от имени таможенного  органа РФ или его должностного лица), с  которой связано наступление  юридических последствий. Так, могут  быть обжалованы действия таможенного  органа и его должностных лиц  при проведении различных форм таможенного  контроля, например личного досмотра лица, следующего через Государственную  границу РФ, если, по мнению этого  лица, затронуты его права, свободы  или законные интересы. Или действия должностных лиц таможенных органов  по корректировке таможенной стоимости  товаров, в результате которых, участнику  ВЭД навязывается таможенная стоимость.

Бездействие - невыполнение таможенным органом  или его должностным  лицом  обязанности по принятию определенного  решения или совершению определенного  действия. Так, может быть обжаловано неосуществление таможенными органами выпуска товара в сроки, установленные  ст. 196 ТК ТС.

Согласно  п. 30 ст. 4 ТК ТС, таможенными органами являются: федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В соответствии с Федеральным  законом  от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О  службе в таможенных органах Российской Федерации" должностными лицами таможенных органов РФ являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке  присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды.

Если  предметом обжалования  являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица, не являющегося  должностным лицом  таможенного  органа, в соответствии со ст. 44 ФЗ №311«О таможенном регулировании  в Российской Федерации» принимается  решение об отказе в рассмотрении жалобы.

ст. 36 ФЗ №311«О таможенном регулировании  в Российской Федерации устанавливает  дополнительную гарантию права на обжалование. Отказ (письменный или устный) лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного  органа или его должностного лица недействителен. То есть, письменное или  устное заверение участника ВЭД  о том, что он не имеет претензий  к должностным лицам таможенных органов, не имеет юридической силы, и таможенные органы не в праве  требовать такого заверения от участника  внешнеторговой деятельности.

Закон наделяет физических и юридических  лиц правом обращаться с жалобой  на действия (решения), нарушающие их права  и свободы, либо непосредственно  в суд, в арбитражный  суд, либо в таможенный орган, т.е. предусматривает  возможность выбора первоначального  пути обжалования. Жалобы организаций  и индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражными судами, а жалобы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - судами общей юрисдикции.

В соответствии с разд. XIII ТК ТС 1993 г. до подачи заявления или  жалобы в суд необходимо было соблюсти процедуру первоначального обжалования  решений (действий) таможенного органа и подать жалобу в вышестоящий  таможенный орган или должностному лицу. В случае несоблюдения указанного порядка жалоба в суд или исковое  заявление в арбитражный суд  оставались без рассмотрения.

В настоящее время ТК РС не предусматривает  подачу жалобы лицом в вышестоящий  таможенный орган в качестве обязательного  досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции  РФ каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд. Возможность  беспрепятственно обращаться в суд  за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных  органов, является одним из основных принципов правового государства.

Таким образом, выбор между  ведомственным  и судебным порядком обжалования  предоставлен лицу, подающему  жалобу.

Достоинства судебной защиты прав заключаются в  значительном уменьшении возможности  необъективного ведомственного влияния  на окончательное  решение вопроса, так как в  соответствии с принципом разделения властей судебные органы независимы ни от одной из ветвей власти и наделены конституционными гарантиями этой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, гласность  судопроизводства, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств дела, состязательность процесса являются существенными  правовыми гарантиями, обеспечивающими  всесторонность, объективность и  полноту рассмотрения спора по существу.

С другой стороны, процессуальная форма, в рамках которой осуществляется правосудие, весьма сложна и нередко  требует квалифицированной юридической  помощи. Для подачи заявления или  жалобы в суд необходимо оплатить государственную пошлину. Практика свидетельствует о загруженности  судов РФ большим количеством  жалоб, в связи с чем судебное разбирательство, как правило, не бывает быстрым. Обращение в вышестоящий таможенный орган или к должностному лицу по поводу обжалования решений (действий) таможенных органов, должностных лиц не требует дополнительных затрат и может быть достаточно эффективным и быстрым.

Преимуществами  внесудебного порядка обжалования  являются его  простота, оперативность  рассмотрения, возможность определить позицию  вышестоящего таможенного органа, что  при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться  к судебному рассмотрению спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Порядок и  сроки  подачи жалобы

Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица определяется статьей ст. 38 ФЗ №311«О таможенном регулировании в Российской Федерации. Жалоба подается в вышестоящий  таможенный орган. Жалоба на решения (действия) таможенного поста, подчиненного таможне, подается в таможню, на действия (решения) таможни, подчиненной региональному  таможенному управлению, - в региональное таможенное управление. Жалобы на решения (действия) региональных таможенных управлений подаются в федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Из указанного правила существует исключение. Жалобы на решения, действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного  дела, подаются в этот же орган.

При нарушении прав, свобод и законных интересов решениями, действиями (бездействием) конкретного  должностного лица таможенного органа закон предусматривает два порядка  обжалования: общий и упрощенный ст. 49 ФЗ №311«О таможенном регулировании  в Российской Федерации). При подаче жалобы на действия (бездействие), решения  любого должностного лица таможенного  органа жалоба подается в тот таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность  федеральной государственной службы) данное лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного  органа - в вышестоящий таможенный орган. В отличие от нормы, предусмотренной  ч. 1 ст. 407 ТК ТС 1993 г., в соответствии с п. 1 статьи 38 при обжаловании  решения (действия) должностного лица подающее жалобу лицо адресует ее в  таможенный орган, а не вышестоящему должностному лицу.

Направление жалобы через  таможенный орган, решения, действия (бездействие) которого обжалуются, не препятствует ее рассмотрению по существу. На данный таможенный орган возложена обязанность  в пятидневный срок со дня ее поступления  направить ее со всеми подтверждающими  материалами в вышестоящий таможенный орган.

Законом предусмотрена дополнительная гарантия надлежащего рассмотрения жалобы, поступившей  в таможенный орган. В том случае, когда жалоба поступила в адрес  таможенного  органа, в компетенцию  которого не входит ее рассмотрение, последний  не имеет права отказать в ее рассмотрении в соответствии со ст. 44 ФЗ №311, а  обязан направить ее в трехдневный  срок в таможенный орган, который  должен ее рассматривать в соответствии с комментируемой статьей и уведомить об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Способ  направления жалобы действующим  законодательством  не установлен. Следовательно, заявитель  вправе направить ее по почте, желательно заказным письмом  с уведомлением и описью содержимого. В этом случае полученное уведомление будет являться подтверждением факта обращения  с жалобой. Также можно лично  доставить жалобу в канцелярию (отдел  документационного обеспечения) соответствующего таможенного органа. Со дня поступления  жалобы в таможенный орган (регистрации  ее в установленном порядке) будут  исчисляться сроки ее рассмотрения.

Статьей 40 ФЗ №311 предусмотрен трехмесячный срок, в течение которого решение, действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица может быть обжаловано в порядке  ст. 37 ФЗ №311. Заинтересованные лица могут  воспользоваться своим правом на обжалование и по истечении указанного срока: в определенных случаях он может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 41 ФЗ №311. При  этом необходимо учитывать, что несоблюдение указанного срока при подаче жалобы может быть основанием для отказа в ее рассмотрении по существу в  соответствии с подп. ст. 44 ФЗ №311.

Информация о работе Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц