Методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Описание

В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:
-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;
-нетарифные методы, к которым относятся НДС, акциз, а также методы административного регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы.
Цель работы: рассмпотреть методы регулирования и раскрытить основные термины и понятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Тарифные методы регулирования ВЭД………………………..………
Нетарифные методы регулирования ВЭД……………………………..
Меры прямого ограничения…………………………………………..
Административные и таможенные формальности………………….
Прочие нетарифные методы…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

методы регулирования.docx

— 34.51 Кб (Скачать документ)

 

Предотгрузочная инспекция

        В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

2.3 Прочие нетарифные меры.

Валютные ограничения  и валютный контроль.

        Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и других нормативных актах.

Регулирование курса национальной валюты

         Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

         В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Меры поддержки экспорта

          К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

          В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

   • кредитование  участников внешнеторговой деятельности;

   • функционирование  системы гарантий и страхования  экспортных кредитов;

   • организацию  торговых выставок и ярмарок,  специализированных симпозиумов  и конференций и участие в  них;

   • проведение кампаний (в том числе рекламных) по  продвижению российских товаров,  услуг, интеллектуальной собственности  на мировые рынки. Ранее была  разработана федеральная программа  развития экспорта, которая включала  пять основных направлений:

   • финансовая поддержка,

   • налоговое стимулирование,

   • таможенно-тарифное стимулирование,

   • специальные  мероприятия в поддержку экспорта

   • меры общеэкономического  характера.

                     В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

          «По  теории таможенный союз должен  ускорить процессы модернизации  экономики стран-участниц. Повысить  их глобальную конкурентоспособность.  Но даст ли это результат  - я не уверен. Нет уверенности  потому, что в разгаре кризис, необходимость осуществления антикризисных  мер. Неизвестно, как долго продлится  выход из кризиса. В общем,  не вполне ясно, как этот проект  будет увязан с решением текущих  проблем стран. Какая-то часть  бизнеса будет испытывать жесткую  конкуренции, будет вынуждена  либо повысить конкурентоспособность,  либо перепрофилироваться, либо  закрыться и уйти с рынка.»

          Несмотря  на положительные сдвиги последних  лет, система таможенного администрирования  в России нуждается в существенном  улучшении. Таможенные процедуры  по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.

           Сегодня  назрела потребность в изменении  целей и приоритетов таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

          На современном  этапе экономического развития  России основными задачами таможенно-тарифного регулирования должны стать:

• содействие модернизации экономики  за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;

• стимулирование конкурентоспособных  на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства  и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более  эффективного ее включения в мировое  хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует  рассматривать новые, высокотехнологичные  производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

• создание благоприятных условий  для развития производств, необходимых  для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической  безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной  промышленности и некоторых других);

• поддержка производственно-технологической  кооперации российских и иностранных  компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");

• оптимизация географической структуры  импорта;

 

• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

• унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.

          В современных  условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ананьева Н. В. Таможенное дело: конспект лекций / Н. В. Ананьева; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. – Красноярск, 2008. – 116 с.
  2. Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебник / О. Ю. Бакаева. – М.: Норма, 2008. – 560 с.
  3. Драганов В. Г. основы таможенного дела: учебник / В. Г. Драганов. – М.: Экономика, 1998. – 675 с.
  4. Пансков В. Г. таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: учеб.-метод. пособие / В. Г. Пансков, В. В. Федоткин. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 368 с.
  5. Толкушкин А. В. Таможенное дело: учебник / А. В. Толкушкин. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 234 с.
  6. Таможенный кодекс таможенного союза. – Москва: Проспект, 2011. – 192 с.
  7. Федеральный закон №311 – ФЗ от 27.11.2010.
  8. Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе»
  9. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Анализируя российскую систему таможенно-тарифного регулирования до вступления в Таможенный союз, можно сделать вывод, что в целом она соответствовала международным требованиям, однако имела ряд особенностей.

     Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 5.

    Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

    В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

    В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

     В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

    Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой - создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей. Ильин А.Е. Современная система таможенно-тарифного регулирования в России // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №1, 2008

    Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

     Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению многих таможенно-тарифных проблем в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

Информация о работе Методы регулирования внешнеэкономической деятельности