Методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Описание

В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:
-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;
-нетарифные методы, к которым относятся НДС, акциз, а также методы административного регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы.
Цель работы: рассмпотреть методы регулирования и раскрытить основные термины и понятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Тарифные методы регулирования ВЭД………………………..………
Нетарифные методы регулирования ВЭД……………………………..
Меры прямого ограничения…………………………………………..
Административные и таможенные формальности………………….
Прочие нетарифные методы…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

методы регулирования.docx

— 34.51 Кб (Скачать документ)

        Министерство  образования и науки Российской  Федерации

            Государственное образовательное  учреждение высшего         

                             профессионального образования 

 «Красноярский государственный  торгово-экономический институт»

 

 

 

 

                                        Кафедра экономики

       Методы регулирования  внешнеэкономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка гр.ТД-09-1                        Научный руководитель:

                          Титович  Е.В                                      

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

  1. Тарифные методы регулирования ВЭД………………………..………
  2. Нетарифные методы регулирования ВЭД……………………………..
    1. Меры прямого ограничения…………………………………………..
    2. Административные и таможенные формальности………………….
    3. Прочие нетарифные методы…………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Каждая страна, исходя из своего  исторического опыта, сложившихся  социально-экономических условий,  места в мировой экономике,  природно-географического положения,  руководствуясь общенациональными  и геополитическими интересами, определяет для себя цели и  задачи развития внешнеэкономических  связей.

         Таким образом, формы и методы  регулирования внешнеэкономических  связей определяются каждой страной  также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая  страна должна защищать свои  национальные интересы, способствовать  социально-экономическому прогрессу  своего населения.

          В научной литературе и в  практике хозяйствования методы  государственного регулирования  ВЭД обычно подразделяются на  две группы:

-тарифные методы, к которым  относятся ввозные и вывозные  пошлины и таможенные сборы;

-нетарифные методы, к  которым относятся НДС, акциз,  а также методы административного  регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров  и другие методы.

         Цель работы: рассмпотреть методы регулирования и раскрытить основные термины и понятия.

 

 

 

 

 

  1. Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

           Тарифные методы направлены на  регулирование внешнеторговых отношений  при помощи системы таможенных  пошлин и сборов.

          Таможенная пошлина - разновидность  акцизного налога, взимаемого таможенными  органами при перемещении товаров  через государственную границу.  Там пошлина выполняет три  основные функции: 

  • фискальную - пополнение госбюджета;
  • протекционистскую - защита отечественных производителей;
  • регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

           Таможенные пошлины базируются  на таможенных тарифах, которые  представляют собой перечень  ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, ввозимым на таможенную  территорию страны (импортный таможенный  тариф) или вывозимым с нее  (экспортный таможенный тариф). Таможенный  тариф ТС систематизирован в  соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), действующей на основе  международной Конвенции с 1988 года.

          Таможенный тариф - важный инструмент  торговой политики и государственного  регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии  с внешним рынком.

          Существуют различные виды классификации  таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения – выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания – адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины).

          Таможенные сборы - денежные платежи, взимаемые таможенными органами с юридических и физических. лиц за выполнение различных действий по оказанию таможенных услуг. Среди таможенных платежей значатся следующие:

а) за таможенное оформление;

б) за хранение товаров;

в) за таможенное сопровождение  товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

           Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

         Цели и задачи введения нетарифных мер. В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных товаров,  вызванных необходимостью защиты  национального рынка.

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду,  жизнь или здоровье животных  и растений.

3. Выполнение международных  обязательств

4. Введение исключительного  права на экспорт или импорт  отдельных товаров

5. Введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер

6. Защита общественной  морали и правопорядка

7. Защита культурных ценностей

8. Обеспечение национальной  безопасности

                                             Классификация нетарифных методов

                Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные  формальности

3. Прочие нетарифные методы

2.1 Меры прямого ограничения

Лицензирование.

             Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

            Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных видов  товаров;

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье  граждан, имущество физических  или юридических лиц, государственное  или муниципальное имущество,  окружающую среду, жизнь или  здоровье животных и растений;

3. Предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров  (например, вооружения, военной техники);

4. Выполнение Российской  Федерацией международных обязательств.

Квотирование.

             Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

             Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

             В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

           Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены "добровольные" ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

          Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. В ст. 21 закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" говорится, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений.

Специальные защитные меры

           В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

      • Импортные  квоты

      • Специальные  пошлины

      • Антидемпинговые  пошлины

      • Установление  барьера по минимальным ценам  на рынке страны-импортера

      • Компенсационные  пошлины

         Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

2.2 Административные и таможенные формальности.

         Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы

        К ним относятся:

1. Импортные налоги (не  следует их смешивать с импортными  пошлинами):

    • пограничный  налог, которым облагаются товары  за факт пересечения границы;

    • сборы, связанные  с оформлением документов на  таможне, таможенным досмотром  товара, проверкой его  качества;

    • другие сборы  (портовые, статистические, фитосанитарные  и т.п.).

       Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Импортные депозиты  представляют собой денежный  залог, под оплату таможенных  пошлин который импортер должен  внести в местной или иностранной  валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного  товара. Сумма импортного депозита  устанавливается в виде определенного  соотношения к стоимости импортируемого  товара.

Сертификация

         Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ " О сертификации продукции и услуг " и иными правовыми актами.

Информация о работе Методы регулирования внешнеэкономической деятельности