Методы определения таможенной стоимости: подходы к определению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей определения и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие таможенной стоимости ввозимых товаров, процесс ее заявления и определения;
охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости и раскрыть их сущность;
проанализировать порядок проведения контроля и корректировки таможенной стоимости импортируемых товаров;
выявить проблемные аспекты определения и контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2012 на сдачу.docx

— 204.82 Кб (Скачать документ)

Вызывает сложность таможенное декларирование товаров, таможенная стоимость  которых ниже ценового уровня, установленного профилем риска. Вопросы осуществления таможенного контроля, назначения дополнительной проверки или КТС тоже имеют подводные камни, усложняющие работу таможенных органов на современном этапе.

Что касается процедуры контроля таможенной стоимости, то таможенные органы в результате нее должны принять  одно из решений: принять заявленную стоимость, провести дополнительную проверку или корректировать таможенную стоимость. Если по результатам проверки у таможенного  органа не возникло оснований считать, что таможенная стоимость заявлена недостоверно, то он принимает такую  стоимость и выпускает товары. Решение о КТС до выпуска товаров  и без назначения дополнительной проверки принимается лишь в исключительных случаях. По общему правилу, при выявлении признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости проводится дополнительная проверка.

Проблема в данном случае заключается в ограниченности временных рамок для принятия решения [21]. Так, таможенному органу необходимо выявить признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации ДТ. Если же в ходе таможенного контроля выявляются недостоверные сведения, законодательство обязывает проводить дополнительную проверку (ст. 69 ТК ТС). Решение о проведении дополнительной проверки должно быть вынесено также в течение одного рабочего дня. В связи с этим на данном этапе возникают следующие трудности:

  • правильное составление запроса дополнительных документов, сведений и пояснений, в том числе грамотное обоснование необходимости их представления для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров;
  • сложность анализа пакета этих документов в условиях ограниченности времени;
  • вынесение обоснованного решения, содержащего перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо сведения должным образом не подтверждены.

Одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган  сообщает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую  необходимо предоставить таможенному  органу для выпуска товаров. Что  касается размера обеспечения, этот вопрос, как и прежде, остается весьма субъективным. По закону таможня вправе определить размер обеспечения исходя из наибольшей возможной стоимости  товаров того же класса или вида. На практике этот вопрос решается по усмотрению инспектора таможни, зачастую исходя из степени его лояльности по отношению к данному участнику ВЭД. Сроки внесения обеспечения на сегодняшний день жестко регламентированы – до момента истечения сроков выпуска, иначе таможенный орган отказывает в выпуске. Учитывая, что срок выпуска наступает на следующий день после регистрации  ДТ и такой же срок установлен для передачи декларанту решения о проведении дополнительной проверки и расчета суммы обеспечения, совершенно непонятно, как декларант может успеть внести это обеспечение вовремя.

Таможенный орган после  проведения дополнительной проверки принимает  решение о корректировке или  принятии таможенной стоимости. В связи с чем возникает новая проблема – основание для КТС товара. Так, в соответствии с законодательством, основанием для проведения КТС товаров может быть только неопровержимое доказательство того, что:

  • сведения, использованные декларантом, являются недостоверными; либо
  • эти сведения нельзя количественно определить; либо
  • заявленные сведения не подтверждены документально [12].

Возникает вопрос: что считать  документально подтвержденными  сведениями? Само понятие «документально подтвержденные сведения» не разъяснено ни в одном нормативном документе. Неясно, какие сведения следует считать  подтвержденными документально, а  какие - нет.

К числу основополагающих документов, которыми руководствуются судьи при решении данного вопроса относится Постановление Пленума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. №29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров». В нем, в частности,  разъясняется, что следует понимать под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами. Доказательством недостоверности заявленных сведений также может служить оригинальный договор, инвойс или экспортная таможенная декларация с реальной стоимостью ввозимого товара. Указанные документы можно получить только путем направления международных запросов. Однако ответы на такие запросы в сроки проведения дополнительной проверки получить практически невозможно.

Таким образом, в результате жестких требований законодательства в обоснованном подтверждении всех решений, принимаемых уполномоченными  должностными лицами, и в то же время  крайней ограниченностью сроков их принятия, таможенные органы совершают  достаточно много незаконных действий, которые впоследствии оспариваются и выигрываются участниками ВЭД  в арбитражных судах. Так, в 2010 г. по исковым заявлениям, предъявленным  к таможенным органам, арбитражными судами различных инстанций рассмотрено 7643 дела о КТС  на сумму 5734 млрд. рублей. При этом в 96% случаев (7373 дел на сумму 5637 млрд. рублей) требования заявителей о признании незаконными решений  таможенных органов о КТС были удовлетворены [30]. Статистика деятельности таможенных органов в области контроля и корректировки таможенной стоимости за 2011 г. представлена в Приложении 8 [32].

Росту негативной судебной практики способствует и игнорирование  руководителями таможенных органов  выводов судебных органов об отсутствии правовых оснований для КТС. Данный факт в первую очередь связан с  тем, что в настоящий момент основным показателем деятельности таможенных органов остается план по сбору таможенных платежей, а таможенная стоимость  – один из резервов, с помощью  которого можно выполнить данный план. Следовательно, в реальности уполномоченным должностным лицам легче принять  решение о КТС, поскольку вопросы  судебного разбирательства занимают длительное время. К тому же многие не готовы судиться с таможенными  органами по ряду причин: нежелание  портить отношения с таможенными  органами, сложность и длительность процедуры, высокая стоимость услуг  адвоката и другие основания. Также  необходимо отметить, что, как правило, декларанты идут в суд, если цена вопроса достигает полумиллиона рублей, хотя встречаются и небольшие иски.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в России не создано  надлежащего эффективного механизма  контроля таможенной стоимости. Существующий механизм предоставляет недобросовестным участникам ВЭД широкие возможности  для декларирования товаров с  занижением таможенной стоимости, а  также создает препятствия для  осуществления контроля в полном объеме, в результате чего распространена практика судебных исков участников ВЭД.

Вместе с тем создаются  новые эффективные механизмы  контроля. Важным моментом в усовершенствовании таможенного контроля является автоматизация  контроля таможенной стоимости товаров, т.е. выполнение перекрестных проверок, когда сведения из различных документов, имеющие значение для определения таможенной стоимости, сверяются друг с другом, и комплексная оценка рисков занижения таможенной стоимости товаров.

Считается, что внедрение  новых подходов к контролю таможенной стоимости и их автоматизации  с использованием всех преимуществ  дает электронное декларирование (создают  условия, способствующие увеличению товарооборота  за счет ускорения совершения таможенных операций и таможенного контроля), обязательное предварительное информирование (внедрено таможенными органами на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу, с практической точки зрения – способ ускорения пересечения таможенной границы) и передача коммерческих и транспортных документов в электронном и формализованном виде (с 1 января 2014 года электронное декларирование станет обязательным, а бумажные декларации на товары будут использоваться в отдельных случаях, предусмотренных законодательством).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проанализированных данных можно сделать следующие  выводы.

 Таможенная стоимость  представляет собой разновидность  стоимости товаров,  используемой  в экономических и внешнеторговых  целях.  Данное понятие по своему  содержанию имеет двойственную  природу:

  • экономическую (рассматривается как стоимостной показатель; величина, используемая в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей);
  • правовую (как таможенно-правовая категория, характеризующая товар – предмет публично-правовых отношений).

Основное функциональное назначение таможенной стоимости заключается  в использовании ее для целей  обложения таможенными платежами. Посредством таможенной стоимости  реализуется и фискальная функция  таможенной пошлины.

Структуру таможенной пошлины  можно определить как совокупность компонентов, составляющих ее величину, и в общем виде представить  следующей формулой: Таможенная стоимость = Основа + Дополнительные начисления –  Вычеты.

Содержание каждого из компонентов зависит от метода определения  таможенной стоимости.

Основные принципы определения  таможенной стоимости, выработанными  международной практикой и воспринятыми в России,  являются следующие:

  • основой таможенной стоимости служит цена сделки;
  • последовательное применение методов таможенной оценки;
  • количественная определенность, достоверность и документальное подтверждение информации, используемой при определении таможенной стоимости;
  • недопустимость использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости.

В целом, каких-либо существенных изменений законодательства, затрагивающих  методологию определения таможенной стоимости, принципы ее контроля и корректировки, за последнее время не произошло.

Значительным фактом стала  передача функций осуществления  таможенного контроля таможенной стоимости  при декларировании и выпуске  товаров практически в полном объеме таможенным постам (раньше контроль таможенной стоимости при ее определении  по иным методам, чем по цене к сделке, относился к компетенции функциональных отделов по контролю таможенной стоимости).

Также можно отметить, что, несмотря на упорядочивание целого ряда процедур на законодательном уровне, порядок контроля и КТС ввозимых товаров в целом не стал проще  и легче, а, наоборот, даже ужесточился  по отношению к импортерам. Полномочия таможенных органов в данной области  остаются очень большими. Таможня  по-прежнему может усомниться в заявленной стоимости по цене сделки на основании  ценовой информации, которая есть в ее распоряжении, и назначить  дополнительную проверку, взяв при  этом обеспечение по уплате таможенных пошлин и налогов по максимуму.

В издаваемых нормативных  актах таможенной стоимости четко  прослеживается тенденция обязать  сотрудников таможни более четко  и грамотно обосновывать свои решения  по проведению дополнительной проверки и КТС, действовать не шаблонно и  формально, а применительно к  конкретной сделке и ее условиям. Подоплекой этого, безусловно, является большое  количество проигранных дел в  судах.

Основными подходами в  перспективе упрощения определения  таможенной стоимости и повышения  качества ее контроля являются:

  • опт<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14p

Информация о работе Методы определения таможенной стоимости: подходы к определению