Лекция по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:51, лекция

Описание

Тема 1: Таможенное право как отрасль казахстанского права
1. Предмет таможенного права
2. Методы и принципы таможенного права
3. Система таможенного законодательства и права
4. Источники таможенного права

Работа состоит из  1 файл

таможенное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Товары, предназначенные  для экспорта, хранятся под таможенным контролем; при этом предоставляются  льготы, предусмотрены законодательством (например, освобождение от таможенных пошлин и налогов или возврат уплаченных сумм).

Понятие таможенного  склада уже давно используется во внешнеторговом и финансовом законодательстве. Государство всегда охотно шло на создание таможенных складов, поскольку  помимо выгод для развития торговли это приводило к созданию на его территории товарных запасов. А постоянный резерв товаров, создание и содержание которого не сопряжено с какими-либо расходами для государства, особенно важен в период социальных, экономических и политических потрясений.

Таможенный склады используются не только в таможенном деле. Аналогичные режимы используются в финансовом праве применительно к косвенным налогам на товары, подлежащие обложению внутренними налогами. Следует различать понятия «Таможенный склад» и «режим таможенного склада (таможенного складирования)». Таможенный склад представляет собой место, где в установленном порядке допускается складирование товаров, попадающих под действие определенного режима. Чаще всего этот режим является таможенное складирование. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться товары и под другими таможенными режимами.

Магазин беспошлинной торговли.

Развитие международной  торговли привело к появлению  ряда новых таможенных режимов, одним  из которых является магазин беспошлинной торговли. Использование такого режима позволяет продать иностранный товар под таможенным контролем на таможенной территории данной страны без взимания таможенных пошлин и налогов и применения к товарам мер экономической политики.

Специфика беспошлинной торговли отчетливо проявляется  в сравнении с другими таможенными  режимами. От таможенного склада магазин  беспошлинной торговли отличается прежде всего целью помещения под  таможенный режим: не для хранения товаров  в течении определенного срока, а для его скорейшей продажи. Тот факт, что товар иностранного производства реализуется на таможенной территории РК без взимания таможенных пошлин и налогов, применения мер экономической политики, составляет основное отличие таможенного режима магазина беспошлинной торговли.         

Потенциальных покупателей привлекает в таких магазинах в первую очередь то, что товары продаются  в них по ценам, в которые не включены таможенные налоги.

Ведь последние значительно увеличивают цену по сравнению с аналогичными отечественными товарами, особенно в отношении подакцизных товаров, что существенно влияет на конкурентоспособность продаваемого товара.

В качестве объекта данного  таможенного режима могут выступать  как товары иностранного производства, так и отечественные. Как те, так и другие предназначаются для продажи только физическим лицам выезжающим за пределы таможенной территории РК, таким образом, вывоз товаров, приобретенных в магазине таможенной территории – непременное условие применения этого режима. С целью контроля за его соблюдением работники такого магазина делают отметки о покупке товаров в проездных документах своих клиентов. Форма отметки определяется владельцем магазина по согласованию с таможенным органом.

В отношении данного  режима деятельность таможенных органов сводится к контролю:

- за соблюдением таможенного  законодательства в процессе  торговли;

- за фактическим вывозом  товаров, приобретенных в магазине  беспошлинной торговли.

Как правило, магазины беспошлинной торговли открываются в залах ожидания для пассажиров, отъезжающих за границу. А также для транзитных пассажиров в крупных аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через государственную границу, предназначенных для пересечения границы физическими лицами. Торговые залы должны находиться обязательно за линией таможенного контроля, т.е. за пределами места, отведенного для производства таможенного оформления товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании через таможенную границу РК. В тоже время расположение торговых залов должно исключать возможность доступа в них лиц, въезжающих на территорию РК. Обустройство торговых залов, подсобных помещений и склада магазина должно быть таким, чтобы исключались возможность поступления и изъятия товаров помимо таможенного контроля и гарантировалась невозможность доступа к ним посторонних.

Таможня, в зоне деятельности которой находится магазин беспошлинной торговли, имеет право устанавливать  конкретные требования к обустройству и месту расположения помещений магазина.

Местом производства таможенного оформления товаров, помещаемых в магазин беспошлинной торговли, может быть только склад магазина. Туда товары помещаются в присутствии  или с ведома уполномоченных должностных лиц таможенного органа.

Свободная таможенная зона. Свободный склад.

В соответствии с Таможенным кодексом РК содержание таможенных режимов  свободной таможенной зоны и свободного склада заключается в том, что  иностранные товары размещаются  и используются с соответствующих  территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики, за исключением мер по безопасности товаров.

Под таможенные режимы  свободной таможенной зоны и свободного склада могут быть помещены товары. Не запрещенные к ввозу на территорию РК и вывозу с нее.

В Контексте мер таможенно-тарифного регулирования свободная таможенная зона и свободный склад  представляют собой беспошлинную торговую и складскую территорию, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты таможенных пошлин и налогов, то есть  с точки зрения налогового режима она рассматривается как находящаяся за пределами таможенной границы.

Подобная экстерриториальность касается не только налогового режима (таможенно-тарифного регулирования), но и административного режима внешнеторговых отношений. В отличие от режима таможенного склада, при котором товары могут храниться на складе до трех лет, таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада предполагают хранение товаров без ограничения сроков.

Привлекательность таможенного  режима свободной таможенной зоны проявляется  с созданием в Казахстане разнообразных  свободных экономических зон. Считается, что создание структуры свободной  экономической зоны целесообразно начинать с учреждения свободных таможенных зон. В сравнении с другими разновидностями свободных зон беспошлинные зоны просты организационно, компактны, требуют сравнительно небольших начальных затрат. С практической точки зрения это означает сокращение сроков разработки нормативных  материалов и проведения необходимых  согласований, меньшие трудности с поиском источников финансирования подбором и обучением персонала, планировкой и оснащением этой зоны. Деятельность  свободных таможенных зон позволит накопить опыт в администрировании свободными экономическими зонами и, кроме того, предоставит иностранным предпринимателям возможность присмотреться к новым инвестиционным проектам, имея в виду понятную осмотрительность зарубежных партнеров в отношении новых капиталовложений в экономику РК.

Транзит товаров

Институт транзита порожден объективными потребностями международного товарообмена и имеет такую же многовековую историю, как и сама международная торговля.

В правовом механизме  транзита можно выделить два типа отношений, возникающих соответственно при транзите транспортных средств и транзите товаров.

Регламентация транзита транспортных средств занимает обособленное место в таможенном регулировании  внешнеэкономической деятельности. Это  можно объяснить тем, что транспортные средства играют, прежде всего, роль вспомогательного звена в системе международного товарооборота и не является, как правило, непосредственным объектом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Поэтому представляется закономерным, что положения Таможенного кодекса РК, посвященные таможенному транзиту, относятся только к товарам.

Длительное время товары, провозимые транзитом через таможенную территорию, облагались таможенными  пошлинами. Примерно к концу 18 века осознание противоречия такой практики с экономическими интересами государства привело к упрощению условий транзита и освобождению товаров, провозимых транзитом по таможенной территории, от уплаты сборов  и пошлин. Одновременно с развитием коммуникаций, средств транспорта и увеличением объема международных товаропотоков начал складываться таможенный режим транзита, позволяющий устранить действие протекционистских мер в отношении товаров, перемещаемых по таможенной территории под таможенным контролем.

Экономический характер режима в первую очередь определяется его значением для:

- развития и облегчения  международных перевозок (внешний  аспект);

- стимулирования деятельности  в сфере услуг по транспортировке  и обработке грузов (внутренний  аспект).

Развитию режима транзита способствовала и разработка различных международно-правовых документов, направленных на унификацию регулирования и облегчения условий транзита товаров. На национальном уровне использование режима транзита, разнообразие форм его применения диктуются специфическими внутренними факторами (например, наличием на территории государства развитой транспортной инфраструктуры).

Таможенный кодекс РК дает общее определение таможенного  режима транзита товаров: «Транзит товаров -  таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Казахстан, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики».

Исходя из характера  источников правового регулирования  и сферы применения таможенного  транзита, можно выделить следующие  его типы (формы):

- международный транзит,  использование которого регламентируется  положениями международных конвенций по вопросам транзита либо предусматривается отдельными положениями иных международных соглашений, не посвященных специально вопросам транзита (например, Всемирной почтовой конвенции, в которой, среди прочего, установлен порядок транзита почтовых отправлений);

- транзит товаров,  осуществляемый в соответствии  с национальным законодательством.

5. В законе «О таможенном  деле в РК» предусматривалось  всего 15 таможенных режимов, то  в Таможенном Кодексе их всего  17. Если в законе РК «О таможенном  деле в РК» таможенный режим временного ввоза и вывоза товаров определен как один вид, то в Таможенном кодексе данный режим разделен на два самостоятельных режима. Приведено в соответствии с Киотской конвенцией наименование режима «Переработка товаров для свободного обращения», в законе он назывался «Переработка товаров под таможенным контролем», что являлось совсем не точным наименованием таможенного режима, так как и при переработке на таможенной территории товары находятся под таможенным контролем.

Дополнительно введен специальный таможенный режим, под который предполагается помещать товары без взимания таможенных пошлин   и налогов и применения мер нетарифного регулирования.

Также в Таможенном кодексе  четко определяется перечень лиц, несущих  ответственность за несоблюдение таможенного режима и перечень случаев, освобождающих от такой ответственности.

Основной концепцией при регламентации таможенных режимов  является приближение к требованиям  и условиям Специального приложения Киотской конвенции.

Днем заявления товаров  под определенный таможенный режим считается дата регистрации таможенной декларации таможенным органом, а днем помещения товаров под таможенный режим считается дата выпуска товара таможенным органом. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенного режима несет декларант в соответствии с законами Республики Казахстан. В ст. 118 указаны случаи и обстоятельства, при которых лица не несут ответственности.

Теперь рассмотрим изменения  и особенности применения некоторых  таможенных режимов. Так, для таможенных режимов переработки, выдаваемого вместо обязательства об условиях переработки, выдаваемого таможенными органами, сейчас представляется заключение уполномоченного государственного органа об условиях переработки, а при ремонте товаров предоставление заключения не требуется.

Переработка товаров  на таможенной территории (статьи 152-163). Важнейшие изменения коснулись  условий помещения товаров под  данный таможенный режим. Если раньше по выбору декларанта требовалась уплата ввозных таможенных пошлин и налогов, либо гарантия уполномоченного банка, либо внесение на депозит таможенного органа причитающихся сумм, то в Таможенном Кодексе такая норма отсутствует, и это во многом облегчает механизм использования режима.

Предельный срок переработки, включая время, необходимое для фактического вывоза продуктов переработки, составляет  3 года, вместо 2-х лет, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. Продление сроков в пределах 3-х лет осуществляется таможенным органом. Однако таможенный кодекс предусматривает предоставление отчета в течении 20 календарных дней со дня истечения сроков переработки по установленной форме. 

Переработка товаров  вне таможенной территории (статьи 173-187). При использовании данного  режима теперь предусмотрены меры экспортного  контроля. Изменения в части обеспечения уплаты вывозных пошлин данного режима не коснулись в отличие от предыдущего таможенного режима. Сохранены сроки переработки (2 года), а порядок продления сроков идентичен предыдущему режиму. Предусмотрена замена продуктов переработки иностранными товарами, если они совпадают по своему описанию, количеству, стоимости, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки. В статье 180 определен порядок замены продуктов переработки при ремонте. Непосредственно в Кодексе присутствует норма по применению таможенных пошлин и налогов (ст 183), что не было предусмотрено в Законе РК «О таможенном деле в Республике Казахстан». Этот вопрос регулировался ведомственными инструкциями. Несколько изменен порядок завершения режима. Так, согласно ст. 187. не позднее дня истечения срока переработки товаров вне таможенной территории, установленного в соответствии со статьей 176 ТК РК, продукты переработки должны быть ввезены на таможенную территорию Республики Казахстан или помещены под таможенный режим экспорта товаров. Изменение таможенного режима допускается без фактического представления товаров или продуктов переработки таможенному органу.

Информация о работе Лекция по "Таможенная система"